Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Режиссерский сценарий
Подготовив литературный сценарий, - клубный работник, взявший на себя обязанности только сценариста, может считать свое задание выполненным. Теперь дело за режиссером. Нужно сказать, что контакт с режиссером начинается гораздо раньше. Еще в период утверждения плана сценариями, имея театральный опыт, опыт построения сценического действия, может принести большую пользу, подскажет, как лучше конкретизировать сценарий. Однако чаще всего клубный работник соединяет в себе обязанности сценариста и режиссера. Литературный сценарий—итог сценарной деятельности. Поэтому перед началом режиссерской работы необходимо проверить, все ли получилось. Некоторые ошибки, допущенные в тексте, можно будет исправить в режиссерской разработке. Но если они имеют принципиальный характер, если сценарий в своей основе не удался, — не нужно надеяться, что дело поправится режиссерскими средствами. Как же быть, если авторы почувствовали, что сценарий оказался неудачным? Нужно продолжить работу: либо заново продумать композицию эпизодов, либо пересмотреть композицию всего вечера, либо попробовать по-новому смыслить материал и подчинить его другой, может быть, не менее интересной теме. В этой книге не ставится задача рассматривать вопросы режиссуры. Это самостоятельная область творчества, освещаемая в специальных изданиях. Мы приведем здесь лишь некоторые схемы дальнейшей режиссерской разработки литературного варианта. Знакомство с ними поможет авторам узнать, какие технологические требования предъявляются к литературному материалу. Схемы режиссерской разработки сценария. Для облегчения режиссеру понимания авторского замысла, чтобы он мог лучше организовать сценическое действие, необходимо четко разграничить эпизоды в литературном сценарии. В дальнейшем режиссер предусмотрит подачу, участкам сигналов с режиссерского пульта перед каждым новым действием на сцене или включением технических средств. Вот пример из режиссуры вечера, посвященного Дню Победы над фашистской Германией. В этом случае режиссерский сценарий выглядит так: 33. Все встают. 34. Слово предоставляется военному писателю И. Падерину. 35. Гаснет свет. 36. Кадры штурма Берлина, советские воины у стен рейхстага. 37. Свет на сцену. 38. Выступает народная артистка РСФСР Валентина Попова — Л. Кассиль. «Парад на площади». 39. Поет солист ансамбля Московского военного округа А. Вендин — В. Мурадели. «Марш Победы». 40. Гаснет свет. 41. На экране кадры из кинофильма «Ночной полет» (о жен- ском 46-м авиационном полке). 42. Слово предоставляется прославленным летчицам. 43. Гаснет свет. 44. На экране кадры военного парада 1972 года. 45. Играет духовой оркестр, звучат фанфары. 46. Одновременно включают свет в зале и на сцене. 47. В зал входят будущие воины. 48. Почетный караул со знаменами переходит в центр сцены. 49. Секретарь парткома обращается с напутствием к призывникам. 50. Звучит по фонограмме оратория Б. Александрова «Годы победные». 51. Призывники под аплодисменты покидают сцену. 52. Звучит оркестр. 53. Секретарь парткома дает команду выносить знамена. 54. Все встают. 55. Знамена выносят. 56. Закрывается занавес. 57. Перед занавесом ведущий ансамбля Московского военного округа поздравляет всех присутствующих с праздником — Днем Победы. Объявляет о выступлении ансамбля. 58. Открывается занавес. 59. На сцене — хоровая группа ансамбля и оркестр. Иногда есть необходимость в разработке более подробного режиссерского сценария. Одна из его примерных схем такова (см. стр. 108).
Для более сложных, многожанровых вечеров, где действие проходит на нескольких площадках или участники размещаются в нескольких местах зала, используют другие схемы, например:
Простейший режиссерский сценарий для любительских киносъемок имеет примерно такую схему:
Работа режиссера начинается с режиссерского прочтения литературного сценарий. Он дает ему свою интерпретацию, трактовку основной идеи, состава действующих лиц, дополняет сценарий новыми подробностями. Таким образом, в режиссерской разработке продолжается развитие сценарной мысли. Есть еще некоторые виды сценарно-организационной работы, которую приходится выполнять в клубе. Планы подготовки сценария и вечера
Иногда бывает необходимо, помимо плана представления, устного журнала или концерта-обозрения, подготовить план проведения всего вечера в целом — план-распорядок. Чаще всего это нужно, когда действие переносится в фойе, аудитории, буфет и другие помещения. Рассмотрим один из таких планов, подготовленный для юбилейного вечера в Доме культуры имени Горького (г. Москва). 1. В гардеробе у входа в фойе гостей поздравляют с праздником костюмированные распорядители. — Поздравляем с юбилеем! — Поздравляем с праздником! 2. В фойе — оркестр. Он встречает всех торжественной музыкой. После выступления оркестра на эстраде появляются участники концерта (микрофоны укреплены на стойках). Исполняется композиция «Есть такая партия», звучат стихи национальных поэтов, не вошедшие в концертную программу. На эстраде — участники коллективов художественной самодеятельности предприятия, певцы, танцоры. Здесь же отдельные коллективы из объединенного хора. 3. Ведущий объявляет, что в других залах и комнатах также проходят выступления. Рассказывает об условиях лотереи. 4. В фойе появляются участники концерта в костюмах народов СССР и других сценических костюмах. 5. На каждом участке свой распорядитель. В буфете он рекламирует товары и регулирует потоки, в танцевальном зале объявляет танцы и номера выступлений. У каждого из них мегафон. Нужно, чтобы было больше веселого шума. По фойе, буфету и танцевальному залу снуют почтальоны. Они предлагают бумагу, карандаши и разносят почту по номерам. В комнате № 20 —штаб праздничной лотереи. Сюда приходят проверить правильность ответа, получить консультацию. Лотерейные номера выдаются около каждой комнаты за правильные ответы на вопросы, подготовленные специальной комиссией, а в танцевальном зале — как призы за лучшее исполнение танцев. Задача первого часа — рассредоточить зрителей, дать возможность каждому найти себе занятие по душе. Перед началом вечера в зрительном зале по всему фойе и помещениям проходят строем участники студии спортивного танца и детской хореографии. Они идут с барабанами и фанфарами, приглашают собравшихся в зал. Действие в фойе прекращается и переносится на сцену. При подготовке мероприятия составляют также план-регламент вечера по такому принципу: Сбор гостей — 18. 00. Начало вечера в зале (торжественная часть) —19.15. Начало концертной программы — 20.00. Окончание вечера — 22.00. После утверждения сценарного плана дирекцией, правлением или художественным советом клуба желательно распределить обязанности между сотрудниками и активом для лучшей подготовки вечера. На этом этапе появляется еще один план — план подготовки. Его создание — организационная мера, но без нее иногда невозможна дальнейшая работа над сценарием и вечером. В челябинском Дворце культуры железнодорожников не только творческие работники, но и весь технический персонал участвуют в подготовке и проведении каждого вечера. Расскажем, например, о вечере «Нас водила молодость». Замысел его родился у комсомольцев, с которыми тесно связан Дворец культуры. На первом же совещании, а оно проходило примерно за два месяца до даты проведения вечера, были даны задания его организаторам: комитетам комсомола подготовить комсомольцев и выступающих на вечере; работникам и активистам Дворца культуры позаботиться о сценарии и необходимых иллюстрациях к нему. После составления и обсуждения плана сценария, авторами которого стали участники молодежного литературного кружка «Юность Урала», каждый исполнитель получил конкретное задание, зафиксированное в плане подготовки вечера: 1. Доработка сценария — руководитель литературного кружка. 2. Подготовка пролога — руководитель театрального коллектива. 3. Съемки кинокадров — руководитель любительской киностудии Дворца культуры, 4. Песни и стихотворения — руководитель народного литературного театра, заведующий массовым сектором Дворца культуры. 5. Оформление сцены, реклама, наглядная агитация — художник Дворца культуры. 6. Хореографическая композиция «Бухенвальдский набат», танец «Тачанка» и другие—руководители балетной студии и танцевального коллектива. 7. Выступление хора ветеранов и хора мальчиков — руководители хоровых коллективов. 8. Выступающие на вечере — секретари комитетов комсомола. 9. Подготовка комсомольцев, которым вручаются комсомольские билеты, — секретари комитетов комсомола. - 10. Режиссура — директор Дворца культуры, режиссер драматического коллектива. 11. Связь с предприятиями, подготовка аудитории — заведующий массовым сектором Дворца культуры, секретари комитетов комсомола. 12. Подготовка микрофонов, свет — электрик Дворца культуры. В плане были указаны и конкретные сроки исполнения. Этот план не имеет прямого отношения к сценарному делу. Но мы упомянули об организационных мерах, которые могут дополнить сценарную работу. Руководители каждого участка подскажут сценаристам оптимальные решения, предложат варианты, внесут коррективы с учетом имеющихся возможностей, что впоследствии избавит авторов от необходимости переделывать детально разработанный сценарий.
|