Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Талистических стран).
Сцена из спектакля (о борьбе с империализмом). Песни протеста (исполняет солист с оркестром). В последнем варианте принцип блоков — эпизодов уточнился. 1. Трагедия Чили а) Письмо из чилийского застенка. б) Документальный киносюжет о Чили. в) Выступление рабочего, побывавшего в Чили. г) Стихи П. Неруды. 2. Это — фашизм, фашизм не пройдет а) Выступление международного обозревателя. б) Фрагмент из фильма «Обыкновенный фашизм». в) «Бухенвальдский набат» (исполняет хор). 3. Фашистские режимы насаждает империализм а) Стихи о ЮАР. б) Песни американских негров. в) Отрывок из программы агитбригады. 4. Молодость против империализма а) Фрагмент из фильма (борьба молодежи капиталистических стран). б) Сцена из спектакля. в) Песни протеста (исполняет солист с оркестром). При составлении плана мероприятия характерной ошибкой бывает такое расположение эпизодов, при котором предполагается нагнетание событий, фактов, эмоциональных моментов. На это ориентируются подчас начинающие сценаристы и режиссеры, хотя данный принцип служит проявлением лишь одной из сторон драматургического построения, а другая его сторона — создание необходимых разрядок. В каждом сценарии напряжение и разрядка должны чередоваться. Некоторые драматургические приемы. Мы остановились только на трех простейших принципах построения плана мероприятия, но в распоряжении сценаристов есть много других вариантов соединения эпизодов, общей композиции вечера. Ведь можно сначала рассказать самый интересный эпизод истории, а затем, заинтриговав зрителя, вернуться к началу; можно вспомнить предысторию в середине повествования и т. д. Чтобы поддержать интерес к сценарию до самого конца, рекомендуется наиболее интересный материал не использовать вначале, а большую часть его приберечь к тому моменту, когда в драматических произведениях обычно бывает кульминация. Если позволяет замысел, воспользуйтесь приемом «обрамления», или «рамки», заканчивая вечер тем же эпизодом, с которого он начинался. Иногда стоит несколько раз повторить какой-нибудь момент как лейтмотив, подчеркивая свою мысль или состояние героя. Существует также прием замедления действия в том месте, где интерес зрителя достигает кульминации, — тогда ликвидируется опасность слишком прямолинейного восприятия сюжета. В остросюжетном представлении допустимо вести зрителя к ложному концу, давая ему основания прогнозировать не то, чем будет закончен сценарий. Бывают случаи, когда рассказ ведется хронологически, поэпизодно излагается прямая последовательность действия. Сценаристы пользуются также возможностью парал- лельного развития нескольких действий, сюжетных линий, тем, из которых потом складывается главная тема, основная мысль. Можно прибегнуть к приему «воспоминания» и построить сценарий в последовательности ассоциаций героя. *** Если создание литературного произведения можно сравнить с кладкой кирпичного здания (слово к слову, абзац к абзацу, глава к главе), то подготовка драматического произведения — пьесы, сценария — по принципу напоминает каркасное строительство. Без крепкого плана-каркаса, без прочных драматургических «балок» построение не состоится или быстро развалится. И в первом, и во втором случае работа идет по заранее намеченному плану, но в драматургии, в сценарном деле более отчетливо проступает конструктивная мысль автора. Конструкции должны быть заметны только в период подготовительной работы; высшее достижение сценарного искусства проявляется в том, чтобы сделать действие органичным и непосредственным, слить предварительно намеченные части, эпизоды в единое целое. Следует помнить, что первоначальный вариант плана почти всегда претерпевает изменения после насыщения его материалом. Поэтому работа над планом и композицией сценария не заканчивается на этом этапе. Она продолжается в период подготовки литературного и режиссерского сценариев, идет целенаправленно, в русле развития темы и основных принципов построения. Это творческие поиски более совершенного воплощения замысла.
|