Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нравственная жизнь – краеугольный камень духовности
Простая жизнь и высокие помыслы всегда были идеалом, к которому постоянно устремлялись наши предки. Мы в нашем веке редко задумываемся над этим, хотя иногда провозглашаем этот идеал, отдавая дань многословию. Хотя достижение высшей жизни может показаться трудным занятием, однако стоит хотя бы понять, что это такое, исследовать пути и способы, которые помогут нам принять и достичь её. Что бы мы ни делали, мы всегда ставим перед собой цель, утверждаемся в её принципах, изучаем способы достижения цели, и периодически производим проверку, анализируя, насколько мы приблизились к конечной цели. В этом случае человеку необходимо проявить полную преданность и честно трудиться изо дня в день с тем, чтобы добиться заметного улучшения своей жизни и отношения к самому себе и к окружающим. Из чего состоит жизнь человека? Это естественный вопрос. Зрелый человек, умудрённый опытом и досыта насмотревшийся и испытавший все прелести жизни, обращается к самоанализу. Неужели жизнь состоит только из еды, сна, рождения детей, из страхов, беспокойств и борьбы; добывания и накопления средств, ненависти, лишения свободы и подчинения тех, кто слабее нас физически или ментально и присвоения чужой собственности? Стоит ли проводить дни в наслаждении неправедно нажитыми мирскими богатствами, лишь затем, чтобы, наконец, умереть жалкой смертью, жалея себя и своих близких и дорогих людей, беспомощно стоящих вокруг и оплакивающих тебя? А как же те мирские богатства – земли, дома, деньги, наши любимые домашние животные и многое другое, – что мы вынуждены оставить здесь помимо нашей воли? Перед лицом этих жёстоких фактов может ли стяжание мирских богатств быть нашей единственной целью – альфой и омегой нашего существования? Или же стоит устремиться к чему-то более высокому и благородному, вечному и непреходящему, которое пребудет с нами в этой и иной жизни? Ответ прост: главной целью нашей жизни, к которой нужно стремиться всем своим существом, должна быть Высшая Сила – первоисточник и основа нашей жизни, обитель счастья, вечного мира и покоя, средство нашего освобождения от рабства рождений и смертей, от кармы, – ибо это и есть высшее благо и высшее богатство нашей жизни. Высшей цели, о которой мы ведём речь, невозможно достичь одними просьбами и пожеланиями. Для её достижения нам необходимо, прежде всего, найти Того, Кто Сам достиг Царства Бога, вошёл в него и может оказать нам помощь на этом Пути. Так же как свет исходит от света, жизнь исходит от жизни. Он будет постоянно напоминать нам о давно забытом Доме, о Райском Саде, утраченном нами, затем покажет нам недостатки нашей повседневной жизни и, наконец, поможет нам обрести совершенную и чистую жизнь, а не пустое и бессмысленное существование, в котором мы сейчас прозябаем. Мир – это дом, полный грязи и пыли, где человек не может не запачкаться, даже если он ведёт себя осторожно и прилагает все усилия, чтобы избежать этой грязи. Этой грязью насквозь пропитаны все поры нашей жизни, и её невозможно смыть самим без посторонней помощи и руководства. Характер каждого человека побуждает его играть свою роль на сцене жизни или участвовать в бессмысленных действиях, которые ни к чему не ведут. Так будет продолжаться до тех пор, пока не появится рука Высшей души, способной провести наше судно через рифы и отмели. Таким Божественным Проводником является Святой. Его называют по – разному: Гуру (то есть несущий факел), Учитель, Сатгуру, Божественная Личность, пребывающая в Истине, Моршэд-и-Камэль, или Совершенный Мастер, Хади (проводник). Он является нашим истинным братом, другом, старейшиной, мы можем называть Его как угодно. Дальнейший анализ показывает, что жизнь человека зависит, главным образом, от двух важнейших факторов: от Ахар, или питания, и Вихар, то есть, от его отношений с другими людьми и прочими живыми существами. Они составляют программу жизни человека. В обоих случаях он поступает либо по традиции, либо следуя скудной информации, почерпнутой им из книг или понаслышке, что формирует базу, на которой строится вся его концепция культуры и цивилизации, прочно укореняющаяся в нём и питающая его разум и интеллект. Вряд ли можно найти какое-либо практическое руководство, которым бы человек мог систематически пользоваться в течение своей физической, ментальной и духовной жизни. Чтобы правильно действовать в этой сложной ситуации, нужен глубокий анализ её трёх составных частей: физической, ментальной и духовной. (Сант Кирпал Сингх, «Колесо жизни», с. 71 – 73) Садачар (праведная жизнь) – это самое важное. Разум, обезумевший от совершения отрицательных внешних действий, нужно заставить повиноваться, только тогда может быть достигнуто реальное продвижение. Самым огромным препятствием для нас является то, что душа находится под контролем разума, а разум, в свою очередь, – под контролем чувств. Праведная жизнь ускорит освобождение от этого рабства. Мы получаем впечатления снаружи через органы зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Поэтому у нас должно быть самообладание. Движение вперёд изо дня в день зависит от установленного порядка и самоанализа. Это наиболее важно. Если внешнее выражение вашей души, которое называется вниманием, или сурат, будет поглощено чем-то внешним, то это не позволит вам видеть внутри себя. Что же нужно делать, чтобы развить правильное понимание? Необходимо, чтобы у вас были правильные мысли, более того, правильная речь, за которыми последуют правильные поступки. Если вы будете способны сделать это, если вы сможете покорить своё собственное «я» и принести его к стопам Мастера, если вы сможете научиться видеть Его, работающего во всём, если вы сможете принять мысль о вашем ограниченном видении, если вы сможете взять на себя обязательство непрестанно и усердно наблюдать за своими мыслями и поступками и удалять тем самым все свои грехи и недостатки, тогда вы не только завоюете сами своё спасение, но предоставите такую же возможность и другим. Ваш пример будет сиять, как факел в темноте, и люди, даже те, которые, быть может, сначала выступали против вас, обратятся к вам за помощью и руководством. Вы почувствуете внутри состояние умиротворения, не зависящее от отсутствия внешних тревог, и являющееся внутренним состоянием разума, поскольку разум остаётся незатронутым даже самыми бурными ситуациями. И то же самое качество станет достоянием не только вашей личной жизни, но и большой жизни великого духовного движения, частью которого вы являетесь. (Сант Кирпал Сингх, «Учение», с. 95 – 96) Каждая мысль, каждое слово, каждое действие, позитивное или негативное, оставляют неизгладимый след в разуме, за который нужно ответить. Следовательно, правильные мысли, правильные стремления, правильное поведение – всё это строит защитную изгородь вокруг нежных деревьев духовности. Что такое желание? Все замыслы разума – это желания. Постарайтесь, чтобы у вас не было желаний. Вы заметите, что, когда какое-то препятствие мешает исполнению вашего желания, в вас поднимается гнев. Потом возникает гордость: «Я должен получить это (или сделать это), иначе я буду унижен в глазах других». Можно считать гордость основой всех грехов, так как она порождает эго. Мастер советует нам оставить наше своенравие и перестать быть упрямыми. Всегда выслушивайте точку зрения другого человека и тогда, возможно, вы поймёте, что то, что он говорит, верно. Своенравие только ещё больше связывает человека, и его рост становится невозможен. Нужно отказаться от категоричных книжных знаний, которые могут быть либо верными, либо ошибочными. Очевидно, что со всеми привязанностями, с влиянием на вас закона «даю – беру», должно быть покончено. Для этого вы должны оставить тело и всё его окружение. Если между вами и вашим желанием появляется препятствие, то желание ещё больше возрастёт. Если вы положите большой камень посередине быстро текущей реки, вы получите и пену, и шум. Когда человек зол, он не в состоянии тихо говорить и, в конце концов, пустословит. Если вы получаете то, что хотите, это становится привязанностью. Есть только одно лекарство от всего этого: только увидев своё истинное «Я», вы можете познать Господа. (Сант Кирпал Сингх, «Учение», с. 94 – 95)
|