Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Право на песнюСтр 1 из 9Следующая ⇒
Михаил Михайлович РЕШЕТНИКОВ (1903-1990) Родился в г. Вятке. Окончил Вятский пединститут, учительствовал, принимал активное участие в литературной жизни города, входил в бюро литературной группы «Перевал», писал стихи и рассказы, печатался в газетах и коллективных сборниках. В 30-е годы был репрессирован, долгие годы провел на Севере. Вернувшись на родину, вновь занялся литературным трудом, но это были переводы, очерки, воспоминания. Художественный рассказ характерен раннему периоду его творчества. ПРАВО НА ПЕСНЮ Жакан собирался встать, допивая из высокого бокала с тяжелым дном играющее пиво. У раскрытого окна тихонько ржал его конь, уже готовый в ночной прохладе привычно зарысить по степи с неизменным своим седоком. Но именно в эту минуту вошел человек со шрамом через все лицо, решивший судьбу Жакана и свою в тот восхитительный вечер. С ним вошли еще Двое, и один из спутников нес гитару с раздвоенным грифом. Третий был старик с серебряными волосами, невысокий и крепкий, как гребенщик. До них никого не было в пивной, кроме Жакана и человека за стойкой, сонного и широкого, как луна. Он сидел, подремывая за кисеей буфета, подобной млечному пути. Обильно устланный свежим сеном пол благоухал как Целой степью, и в раскрытую дверь с улицы доносились шаги, иногда скрип телеги. Изредка, заночевавший рядом на базаре, скучая, ревел верблюд. Человек со шрамом подошел к стойке и что-то сказал широкому, трепетно проснувшемуся при его входе, потом отошел в угол, где за столиком уже сидели двое его спутников, и зажег над ними электричество. Хозяин принес им помидоры, яйца и два кувшина пива, а старику - кумыс. Что привело сюда этих троих? Может быть, они праздновали какую-нибудь скромную человеческую радость? Или просто со скуки зашли в пивную? О, Жакану хотелось, чтобы это был праздник! Слишком приветливо горели таящие оглушительный гром (так казалось ему) молнии в стеклянных пузырях лампочек, подчеркивая черноту благодатной ночи над степью и городом. А в груди у Жакана пели птицы любви и молодости. Он спросил еще пива и стал слушать беседу троих в углу. Старик, вглядываясь в лицо со шрамом, говорил как в песне: - Много лет, Николашка, прошло... Видишь, я поседел (и он провел рукой по серебряному ежику). - Ну, рассказывай про свои подвиги. Но вступился другой, молодой спутник, и прервал старика: - Ты знаешь, как убивали мать? Мне рассказывал Алиныч. Он один уцелел из вашей семьи. Ее убили ваши шабры, баи-киргизы и казаки, когда узнали, что ты ушел к красным. Шенгерея застрелили потом в степи, через год... Ведь вот, Алиныч - батрак, а плакал, когда рассказывал. - О матери я знаю, - процедил сквозь зубы человек со шрамом. - Я и не возвращался сюда, чтобы не вспоминать. - Потом, вскинув голову и помолчав, он продолжал: - Алиныч мне был вместо отца... Алиныч - киргиз, но его слова и песни мне дороже многих слов... Жив он? - Два года назад он ушел умирать в степь. Его уже никто не видал с тех пор, - сказал старик и попросил еще раз: - Расскажи, как ты ушел от бел'ых... А помнишь, однажды я надрал тебе уши за яблоки? - неожиданно и лирически засмеялся он одними глазами. Но человек со шрамом не ответил, а, улыбнувшись, взял гитару из рук молодого спутника и провел по струнам. Жакан уже не слышал больше. Он улыбался себе, щупая пазуху и вспоминая, что достал то, за чем приезжал в город, - бумаги для свадьбы. Да! Бабка обещала Жакану, что подарит невесте свой свадебный наряд - сау-келе, который столько лет лежал в сундуке старухи. О, Жакан отпразднует свадьбу с девушкой хорошо, как можно лучше. Бабушка помнит весь старинный обряд. Смешная эта бабушка у Жакана... У ней уже стал темнеть ум. Она забывает сказки и песни, но все еще по-старому, провожая его в степь, бормочет заклинания о Темир-Казыке, звезде, которая может рассыпаться железным горохом на пути к цели и счастью. Муга-лимы в ауле говорят, что Темир-Казыка нет, а звезды сосчитаны людьми. Может быть, это так... Но бабка, провожая Жакана, говорит: - О, внук мой, душа Жакан, будь осторожен. Ты блещешь светом полной луны, от тебя веет ароматом мускуса... И еще кто это? - Ты подобен волнам бушующего моря... Над головой нашей повисла беда, и в спины нам веет холодное дуновение ветра опасности... Это она все боится чего-то с тех пор, когда приезжали в степь люди с наганами и требовали коней и пищи, угрожая смертью, а степи горели и бухали громы пушек... Но девушка!.. Жакану хотелось наделить ее лучшими именами, одеть самыми лестными сравнениями. Конечно! Ведь косы у ней, как плакучая ива, а лицо чисто белой пшеницы осеннего налива, и блеск его напоминает самый восхитительный тонкий мираж. И брови, как натянутый лук, а ресницы подобны стрелам. Жакан забыл о мире, о том, что нужно ехать, о том, что давно уже ржет и копает землю за окном его конь, зная час степенной рыси. Но хмель, ночь и мысль о девушке туманили голову. В это время он услыхал кем-то рожденные в песне родные слова, красивые и печальные, и встрепенулся, вспомнив троих в углу, - песня шла оттуда: - «Милая моя, ненаглядная...», - пел человек со шрамом, и звон гитары не мог одолеть его голоса, густого и плисового, как штаны на его молодом спутнике. Он пел о девушке - единственной дочери богатого хана. Было у хана пять жен и от них 30 человек детей. Но в живых осталась только одна Заурешь, со станом стройным, как бедуинский конь. Души в ней не чаял отец, ибо не было девушки более нежной и прекрасной, чем Заурешь в Махачкалакской степи, и в Букеевской, и во всей Прикаспийской степи. Но пришло время, и Заурешь посватал молодой батыр из Букеевской орды. Целую неделю праздновал свадьбу своей дочери хан: боролись силачи, джигитовали, таская козла, лучшие джигиты степи, и устроен был бег с дорогими призами, а на восьмой день уехала Заурешь с караваном в степь. Прошел год. Однажды при выходе из кибитки встретил хан гонца от букеевского батыра, и гонец сообщил, что Заурешь сильно больна. Тогда собрался хан и поехал навестить Дочь. В закате четвертого дня он приехал в Букеевскую орду, и когда сошел с коня, навстречу ему вышли его новые родственники. Они ничего не сказали на его приветствие, только склонили головы и указали печальным жестом на свежий курган. И вот тоскует Аксакал над могилой любимой дочери: - Ты была у меня одна. Твой голос скрашивал мои седые дни. О, стальной нож хранят в добрых ножнах! Если бы я не отдал тебя, не случилось бы того, что случилось теперь. Больше не будет уже никогда звучать твой сладкий голос около меня, и глаза мои, готовые ослепнуть от горя, уже не увидят тебя»... «Заурешь эде, ой-ой!» - закончил певец, и Жакан почувствовал, что слезы готовы застлать его взор. Завороженный песней, он сидел и не слушал больше, что говорил человек со шрамом, отложивший гитару. - К этим черноусым офицерикам я попал, дослужившись до хорунжего. Но был я, дядя Леша, чужой у них... Тогда, в последнюю ночь, перед уходом по делу я зашел в казачий двор (это под Оренбургом). Дворы там тройные у казаков, и в последнем горел фонарь, что-то скрипело. Вешали красного, одного паренька... Понимаешь, дядя Леша, обмотка на ноге у него развернулась, и он дрыгает и хрипит... Генерал тут стоит, к которому я пришел. Он обернулся на мои шаги и обозлился: - Что вам, говорит, поручик, нужно? Почему вы без разрешения? - Лицо у него дряблое, и когда говорил, верхняя губа, спускаясь, утягивала за собой нос, самый конец носа... - Виноват, говорю, ваше превосходительство. Я могу после... - делом, - говорю, - заняты... - В эту ночь мы с Родькой и переползли к красным. На другой день человек 20 еще за нами ушли... Жакан, повинуясь внезапно овладевшей им мысли, встал и подошел неслышно и быстро к троим. — Аи, бай-яй! Хорошую песень ты пел, казак, - восхищенно начал он, -случай - ты будешь петь у меня на свадьбе! Я хочу подарить песень моей невесте. Но Жакан не закончил, потому что казак со шрамом, повернувшись к нему, хохотал, как над глупым ребенком: - Вот, вот! А то как же? Ха-ха!.. Немного ошеломленный словами и смехом певца, Жакан, уверенный в своем праве на песню (пели птицы в груди его, птицы молодости и любви), продолжал: - Не смейся так. Говори, душа, твою адрес, я приеду к тебе, когда будет нужно, и повезу в степь, в аул... - Аи, жаксы песень, хорош... - еще раз, теперь уже желая польстить, повторил он. - Запиши «мою» адрес - нетерпеливо и зло ответил казак, играя как поводом, улыбкой презрения. - Как бы тебе поскладнее сказать? Угол питерской кондитерской, тверской-морской, спроть телеги, вокруг колеса... Ха-ха!.. Молодой спутник его тоже засмеялся, но старик строго остановил: - Не дури, Николашка!.. - Не люблю, дядя Леша, когда всякий киргиз (он нарочно выговорил так это слово) будет заходить в мою беседку с друзьями... Я бил киргизов, и они убили мою мать. Но после этого я бился и спал с ними. И я, кажется, заслужил маленький отдых! - У тебя нет интернационала в душе, - некстати опять засмеялся молодой. А Жакан, поняв издевку, пристально и бледнея, посмотрел в затылок ему, потом зачем-то в пустые кувшины и отошел к своему столу. Но теперь ему было трудно сидеть. Казалось, что человек этот, мгновение назад прекрасный и милый, украл у него подарок, почти врученный уже невесте, которая дорога Жакану, как аргамаку его косяк. Ну, что ж, пусть бабка подарит девушке сау-келе... Нет, разве сау-келе можно сравнить с песней! Только песня достойна его невесты... Как жаль, что умерла Заурешь... Странно, теперь девушка из песни и невеста слились для него в одно лицо. И уже казалось, что певец отнял ее у него, потому что он богаче... В гортани торчал железный кол, и чтобы не крикнуть, Жакан вышел за дверь. Конь повернул голову и тихонько заржал. Но Жакан только поправил на нем перовую подушку и не потрепал по шее, как всегда. Куш-Юлы, белесая птичья дорога, чуть мережила в небе. Было черно вокруг, как в сердце Жакана (птицы перестали петь). А силуэты кустов лоха, которыми обсажена улица, были чернее неба. Людские шаги уже не звучали больше. Жакан отошел за угол дома, туда, где начинался разгороженный давно отгремевшими боями двор, и, приставив руку ко лбу над глазами, посмотрел в даль. Где-то, очень далеко горела степь и в еще заметное зарево над горизонтом, как подпаленные, падали редкие звезды. Чувство утраты в душе Жакана теперь сменялось тревогой оттого, что он силился одолеть смутную мысль, большую и тяжелую. Ему вспоминались рассказы стариков в кибитке, где теперь читальня, о стародавних временах, о славе и подвигах своего народа, о вражде с казаками, о грабежах, насилиях, унижении... Жакан машинально вошел опять в пивную и сел к своему столику (пивник снова дремал безнадежно за млечным путем). История племени неясная, но в ярких обрывках сказаний, песен, разговоров и живая, как змейка, шевелилась в мозгу Жакана, а в груди (где до этого пели птицы) поднималась, подобно свету луны, холодная ненависть к троим. Может быть, это он, казак со шрамом через все лицо, приставлял тогда, как рассказывала бабка, револьвер к дряхлой груди старухи, требуя сказать ей, одиноко оставленной в ауле, куда угнаны косяки лошадей и овцы. Теперь, когда в РИКе, где получал сегодня бумаги Жакан, сидит киргиз, человек его племени, и звонит по телефону, как самый главный, какое имеет право присвоить казак со шрамом самую красивую песню, какую когда-либо слышал Жакан, песню его родных степей!.. Ему захотелось сказать это певцу, но не убеждая, а отчетливо и кратко, как врагу- И, стягивая сердце, как поводья раздраженного бегом коня, он подошел к троим и заговорил, скаля зубы и поднимая углы раскосых бровей. - Слушай, пожалуста, ты - казак. Заурешь - киргизкий песень... Отдавай нам мою песнь. Казак обернулся и, уже захмелевший, опять засмеялся в лицо Жакану: - Бери, возьми пожалуста!.. Бери! Ну, бери!.. И, повернувшись к своим, он хвастливо начал рассказывать: - Мне Алиныч, бывало, пел эту заурешь, будь она проклята, я ведь от него и научился... Ее и старики киргизы в степи не знают теперь... Алиныч, бывало, запоет под домбру... Но тут и случилось с Жаканом то, что навсегда решило его судьбу. Ослабевший от напряженного желания, он вдруг, пригибаясь, и почти шёпотом, в последнем унижении застонал о песне: - Пожалуста, пой ище раз. Бери струны, - и он совал в руки казаку гитару, взятую со стула. - Пой!.. Я тебе подарю самый жирный баран. Приедешь на свадьбу, будешь знать первый начет... И когда казак, отмахнувшись, бросил ему: - Отстань, наглец, мелких нет!.. - он уже отходил, как побитая овчарка. Ненависть в груди стала теперь железной. Трое, бросив деньги на стойку, ушли в черную пустоту открытой двери. Тогда Жакан кинулся к окну, роняя стаканы, и зачем-то стал следить, выгибаясь, за уходившими. Потом он выбежал на улицу и, не слыша вопля проснувшегося пивника: - Деньги! Шабер, деньги за пиво!.. - вскочил на лошадь и галопом проскакал мимо троих в конец улицы. Но там, где улица кончилась спуском к реке, он осадил коня, повернул его и шагом поехал обратно. Он видел, как трое ушли в широкий переулок и снова пустил лошадь, нагнав их почти сразу за углом. Поравнявшись вплотную, уже безумея от тоски и ненависти, он двойным взмахом нагайки сделал два быстрых круга над головой казака со шрамом и ударил его по шее и между лопаток, крикнув: - Бирк-бул! Держись! - и пронесся дальше. Жакан не видал, как зашатался человек, схватив рукой раненую шею, и как он потом, секунду помедлив, кинулся за удалявшейся лошадью. Жакан не услышал также и выстрела. Только почувствовал, как его что-то сильно толкнуло в затылок, он дернулся, теряя сознание, вперед. Конь в следующее мгновение отпрянул испуганный в сторону и затем вынес ездока в степь. А Жакан, уже мертвый, еще долго летел по степи, судорожно вцепившись в шею коня, припав к ней раздробленной головой.
Николай Федорович ВАСЕНЕВ (1906-1977) Родился в слободе Кукарке (ныне город Советск). Окончил Кировский пединститут. В 1931 году в газете «Вятская правда» был опубликован его первый рассказ. Уже в 1934 году вышла первая книга рассказов «Инженеры». Свою судьбу он связал с журналистикой, стал мастером очерка, выпустил несколько документальных и краеведческих книг. В 40-х годах руководил Кировским книжным издательством. Последний прижизненный сборник очерков и рассказов Н. Васенева «Встречи на дорогах» вышел в 1976 году.
|