![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сын Юрэн-витязя
Тем временем сын убитого Юрэн-витязя стал подрастать. Едва научившись говорить, он то и дело спрашивал у деда о своем отце. Дед говорил ему: «Эй, он был плохой человек, умер сам по себе!» Они прокармливались охотой. Ставили на диких оленей самострелы, протянув заводную ограду («тогуу»). Был у них один сосед, очень искусный кузнец. Он стал ковать парню пальму, наконечники стрел и т. д., но делал это медленно. Изготовление полного снаряжения одного воина продолжалось целый год. По просьбе парня он ковал вооружение для трех воинов. Парень уже стал взрослым. Кузнец по окончании работы обещал рассказать парню о виновниках смерти его отца. На исходе третьего года кузнец и говорит ему: «Недалеко отсюда у одной из излучин Оленека расположился станом Эджээн-витязь. В его стане семь шатров. Вот он-то и убил твоего отца». Получив от кузнеца три лука с боевыми принадлежностями, парень направился в стан Эджээн-витязя, чтобы сразиться с ним. Свое вооружение он запрятал в трех местах, а при себе оставил только нож. В центре стана был приметный шатер, покрытый чем-то белым. Парень вошел в этот шатер. Сидела одна замечательно красивая и нарядно одетая женщина, никого из других домочадцев не было. На вопрос, кто и откуда он, парень ответил: «Я — сирота, хожу, блуждаю». Хозяйка стала угощать его разной пищей, но парень едва прикасался к пище. Витязь со своими людьми охотился на диких оленей на переправе через Оленек. Скоро показался и он сам. Одетый во все белое, он плыл на ветке, а за ним его люди тащили по воде заколотых оленей. Приблизившись к берегу, он сильными ударами весла разогнал ветку и приткнул высоко на берег. Опершись на весло, он выпрыгнул и зашел в свой шатер. Обращаясь к нашему парню, он приветствовал его и попросил рассказать о себе. Парень ответил: «Я — заблудившийся малыш, не знающий куда приткнуться. Расскажи-ка ты сам что-нибудь о себе». Тот ответил: «Меня зовут Эджээн-витязем. Я — тот самый витязь, который убил знаменитого Юрэн-витязя». Затем он подробно рассказал о своем подвиге и в подтверждение своих слов показал воинский передник убитого и его оружие. Услышав этот рассказ, парень сказал: «Вы, оказывается, убили его воровски, иначе он вряд ли дал себя убить». Эджээн-витязь тотчас же схватился за пальму. Парень, приподняв полы шатра, выскочил наружу и побежал. Эджээн с людьми, погнались за ним. Но парень успел добежать до того места где он раньше запрятал свое оружие. Вооружившись, он предложил Эджээн-витязю стрелять с расстояния трех луков. Тот оробел и опустил свой лук к низу. В это время выбежала его жена и сказала: «Когда смотрю на этого парня, почему-то трепещет мое сердце. Он, по-видимому, мой родной сын». Помирились и парень остался у Эджээи-витязя за сына. Эджээн-витязь нередко рассказывал сыну об охоте на медведя. При этом он говорил, что на медведя нельзя нападать с голыми руками. Сын, не предупреждая отца, ходил на медведя. Однажды, завидев медведя, он отбросил свое оружие и набросил на него свою одежду. Ему очень захотелось посмотреть, каков будет медведь в испуге. Но, однако, тот набросился на него, сгреб в охапку и стал рвать его когтями. Медведь нанес парню такие зияющие раны, что даже показались его печень и сердце. Но тем не менее он успел вырваться из объятий медведя и добежал до дома. Эджээн-витязь, увидев раненого сына, побежал по его следам. Наткнувшись на медведя, он пустил в него целый град стрел и уложил тут же на месте. От полученных ран парень умер. Таким образом, от Юрэн-витязя не осталось потомства. Послесловие сказителя. Этот рассказ я слышал от одного дряхлого старика по имени Юрюнг-Борогон. Это было еще в пору моей юности. Старик был родом из наслега Чорду и постоянно жил около озера Есей. Он говорил мне, что рассказ впервые он слышал очень давно от старосты своего наслега по имени Самойла. Среди илимпейских тунгусов такого рассказа мне не приходилось слышать. Там только по слухам знают, что когда-то жили витязи с именами Юрэн и Юнгкээбил и что они сражались друг с другом. Все тунгусы, принадлежащие к наслегу Чорду, изъясняются только по-якутски. Среди них говорящих по-тунгусски совсем нет, да и не рассказывают, чтобы кто-либо из них когда говорил по-тунгусски. Среди тунгусов моего района (Илимпейского в Туруханском крае) олонгхосутов (сказителей эпических поэм) совсем не бывает. Певцы есть, но их очень мало. В нашем тунгусском наречии слова «хосуун» не существует, так говорят только якуты и объякученные тунгусы. Вместо «хосуун» употребляется «суонинг» (кэйсиилээх киси) — человек, который занимается убийством людей и войной. Человека, искусного в охоте на дикого оленя, называют «баалан». (Для рассказчика язык илимпейских тунгусов — родной, но и якутским языком он владеет в совершенстве, так как в пору молодости долго жил среди вилюйских якутов в Нюрбинском улусе. Он владеет даже языком якутских богатырских былин. Г. К.)
III. АНАБАРСКИЙ ВАРИАНТ Очкасов Иннокентий, 31 года, якут 3-го Хатыгинского наслега Жиганского улуса. Записан Д. Ф. Кириллиным на р. Анабаре 18 декабря 1923 г. Перевод мой.
|