Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Петра Колесова






1. Эрэйдээх-буруйдаах Эр Соготох.

2. Второй вариант олонгхо (былины) о том же богатыре.

3. Атаах Эмээхсин, Чонгкуруун Огонньор. (Вилюйская бы­лина).

4. Алгыстаайы-Хатын, Аар Менгюён-Тойон.

5. Ала-Туйгун, Хара-Туйгун.

6. Тунал Баай-Тойон, Сандыл Маган-Хатын.

7. Эристиэбэй-Бэргэн. (Борогонская былина).

8. Джиэрбэк-Бэргэн.

9. Хара Хаан-Тойон, Маган Кюскэм-Хатын. (По словам скази­теля, коренная намcкая былина).

10. Бэрт Киси Бэйбэллин Тулаайах.

11. Ытык Селюенэй Удаган.

12. Унаалдьын-Куо, Байбары-Куо.

13. Кылааннаах Усуктаах Кыыс-Бухатыыр. (Борогонская бы­лина).

14. Ньэмиэт-Бэргэн.

15. Джэгэлимээн Эмээхсин.

16. Юрюнг-Уолан.

17. Юрюнг-Уолан, Ёлбёгёчёён-Бёгё.

18. Бюёрсён-Бёгё, Джиэрбэк-Бэргэн.

19. Хаалдьык-Бэргэн.

20. Муос-Эрили, Айала-Баатыр. (Богатыри тунгусы).

21. Айыы Сиэнэ Айама-Баатыр.

22. Кюн Айама-Баатыр.

23. Ынах Уола Айдаан-Бухатыыр.

24. Оройдоон-Буруйдаан, Мёнгюлю-Бёгё.

25. Третий вариант былины об Эрэйдээх-буруйдаах Эр Соготох. (Богатырь 40 лет лежит калекой. По словам Колесова, эту былину знают все сказители).

26. Одун Халлаан Уола Одунча-Бёгё.

27. Хара Халлаан Уола Куобах-Сангыйах.

28. Хаарымтагай Хара-Кыырт, Ёрюкюйэр Юрюнг-Кыырт.

29. Ого-Тулаайах.

30. Тынгырахаан Эмээхсин уола Сэттэ Тутум Ого-Тулаайах.

31. Сир Сабыйа Баай-Тойон.

32. Саха Саарын-Тойон, Айыы Сандыл-Хатын.

33. Чучустаан-Бёгё.

34. Балыйа-Баатыр.

35. Джура-Бёгё.

36. Юрдюк таба аттаах Юёмэр-Табар. (Баягантайская былина).

37. Кыыс-Халларык. (Борогонская былина).

38. Джэрэкээн Эмээхсин, Тобук Огонньор, их сын Маган Биэ уола Байантай-Бэргэн.

39. Уораан-Бухатыыр.

40. Бэриэт-Бэргэн, Додору-Бёгё. (Баягантайская былина).

41. Кюнээйи-Баатыр.

42. Кюн-Эрилик.

43. Аджы-Буджу-Бухатыыр, Эрбэхтэй-Бэргэи.

44. Эр Огото Эрбийэлээн-Баатыр.

45. Модун Эр Соготох.

 

Атамайский наслег Намского улуса. Июль 1921 г.

 

ОТ АВТОРА

 

Этот сборник содержит в себе героические сказания северных якутов-оленеводов и небольшие параллели к ним, записанные у тунгусских племен, соприкасающихся с якута­ми на северо-западе и юго-западе Якутии и принадлежащих к составу эвенко-тунгусских обитателей правой половины бассейна Енисея. Эвенки верховий Нижней Тунгуски, из­вестной туземному населению под названием Хатанги, в на­стоящее время никаких связей с северными якутами не имеют, ибо их разделяет общая масса якутов-скотоводов. Но тем не менее, их героические сказания имеют много общих черт, которые возможно объяснить только их древни­ми культурными взаимоотношениями.

Весь этот фольклорный материал собран нами в течение одного года (1923—1924 гг.) пребывания в низовьях Лены в с. Кюсюр, около с. Булун, откуда в марте 1924 г. мы совер­шили еще месячную поездку к устью р. Оленека. Эвенков верховий Ниж. Тунгуски мы имели возможность посетить весной 1925 г. во время своей этнографической поездки через вилюйские улусы по маршруту Тит-Ары на Лене — г. Вилюйск — Верхневилюйск — Марха — Нюрба — Шея — Сунтар — Хадан в б. Хочинском улусе — Садын или Брангатский наслег — Чона — Эрбогачон — Ново-Туруханск и Красноярск. Один вариант сказаний северных якутов записан в низовьях р. Анабара нашим сотрудником Д. Кириллиным по-якутски и переведен нами. Все записи делались по-якут­ски и переведены на русский язык с соблюдением воз­можной точности.

Сюда вошли не все наши записи по фольклору северных якутов и упомянутых эвенкийских племен, а толь­ко те из них, которые использованы нами при разработке древней истории якутов. К сборнику прилагаем «Словарь особенных слов (провинциализмов) в говоре северных яку­тов» ввиду их большого значения при разрешении вопроса о первоначальном этническом происхождении северных яку­тов. Они частью заимствованы из переведенных нами тек­стов их фольклора, а частью собирались нами особо.

г. Иркутск.

Август 1936 г.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал