![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Смена народов в Приангарском крае
Вслед за твердым установлением в истории Рашид-Эддина географического термина Баргуджин-Тукум, как древнего названия Приангарья с общим значением «Забайкалье», мы можем легко определить и состав его населения в эпоху возвышения чингизидов. Оно было сплошь монгольским, а самые ближайшие к ним турки «лесные урянхаи» оказались совсем не якутами, а урянхайцами-сойотами. (Напоминаем «чана» — лыжи и «алачык» — шалаш). Так как Приангарье рассматривается нами как последнее убежище якутов в Южной Сибири, то мы приходим к единственно возможному выводу, что последние остатки якутов эвакуировались в бассейн Лены несколько ранее эпохи возвышения монголов и появления их исторического Чингис-Хана, т. е., до начала XIII века. Какие же монгольские племена обитали в тогдашнем Приангарье? По рассмотренным текстам Рашид-Эддина, чаще мелькают здесь тумэты, за ними баргуты, Хори, булагачины, керемучины, ойраты и один раз упоминается байлук. Керемучин и булагачин звучат очень близко к известным нам именам «эхирит-булагат». Трудно сомневаться в том, что эти имена подверглись позднейшему истолкованию и дошли до ушей Рашид-Эддина осмысленными сообразно пониманию монголов Халхи. Собственные имена вообще плохо запоминаются, без той или другой мнемонической зацепки трудно бывает удержать их в памяти. В самом деле, имя «булагат» могло произноситься правильно лишь в самом Приангарье, а в центре Монголии могли помнить его лишь по ассоциации с каким-либо известным словом или путать с созвучным словом. «Булагат» прежде всего ассоциируется со словом «булага» — «булаган» — соболь... Баргуджин-Тукум слывет как привольный край, где богатые охотничьи промыслы и откуда поступают дорогие соболя. И, конечно, неудивительно то, что проживающее там племя с соболиным именем в памяти центральных монголов переродится в «Бу- лагачин», что по толкованию переводчика Рашид-Эддина Березина, имеет значение — «ловец соболей».[156] Метаморфозой «булагата» в «булагачин» определяется дальнейшая судьба его близнечного брата «эхирита», для которого тоже нужно было подыскать близкое по ассоциации звуков охотничье прозвание. По монгольски белка — хэрмэн весьма созвучно с «э-хэрит», а отсюда один шаг до «хэр- мэчин» или «кэрэмучин». (Березин там же: «Керемучин означает — ловец белок»). У самих северобайкальских бурят имена эхирит и булагат неразлучны, недаром в некоторых вариантах народных легенд родоначальники этих родов представляются близнечными братьями «ихири». (По-якут. «игирэ» — близнецы от турец. числит. два — ики-икки). И у Рашид-Эддина «булагачин и керемучин» неразлучны[157] и пишутся всегда рядом. Вот почему можно считать бесспорно установленным, что под этими двумя племенами разумелись именно предки современных эхирит-булагатов, составляющих и теперь большинство туземного населения Приангарья. От Ангары до родины Рашид-Эддина — приличная дистанция и нужно удивляться, что устная память тогдашних монголов донесла до ушей историка персидских гулагидов родовое прозвище маленького и окраинного народа очень мало искаженным. Булагачин вместо булагат. Можно ли упрекнуть мудрецов тогдашней Монголии за эту маленькую переделку «т» в «чин», чтобы чуждое слово не ускользнуло из памяти? Современные эхирит-булагаты, со слов Рашид-Эддина, могут получить и более точные данные о местожительстве своих прямых предков в XIII веке и ранее. У него сказано прямо: «Они обитали в пределах Баргуджин-Тукума и на краю страны кыргызов»[158]. Историк дополнительно характеризует этот народ: «В этом государстве никто из них неизвестен, а также нет ведомых и славных мужей из этих племен». Живут за Байкалом (в Приангарье) «на краю страны кыргызов» нельзя понять иначе, как проживание в лесистом и гористом водоразделе Ангары и Енисея, приблизительно в пределах современных Нижнеудинского и Канского округов. Действительно, это был район очень богатый соболями и белками. Если в Приангарье раньше жили тумэты, хори и ойраты, то эхирит-булагаты не могли не тесниться на западной окраине Баргуджин-Тукума. Окраинное положение эхирит- булагатов легко доказывается своеобразием их мифологических и религиозных воззрений (например, производство себя от быка-пороза, Буха-Нойина и большая сохранность древнего шаманского культа), а также большими отличиями их наречия от остальных монгольских диалектов. Но мы вправе внести маленькую фактическую поправку в утверждение Рашид-Эддина. В страницы его истории, наверное, попало указание на исходное положение эхирит-булагатов, относящееся к дочингисовой эпохе, ибо с воцарением Чингис-Хана современное Забайкалье, несомненно, разредилось в своем населении. Монгольские племена, вовлеченные в походы чингисовых армий, должны были распространиться по всей ширине Монгольской империи. Следовательно, те племена, которые теснились в Баргуджин-Тукуме, могли перейти за Байкал и расположиться просторнее. Например, хори, которые фигурируют у Рашид-Эддина в качестве обитателей Баргуджин-Тукума, давно живут за Байкалом. Проживание хоринцев в Приангарье доказывается приведенными ранее народными легендами о том, что Гур-Бурят, предок эхирит-булагатов, был родным братом Хоридай-Моргена, предка одиннадцати родов хоринских бурят. (По другому варианту — Хоридай и Бурядай). По преданию забайкальских бурят, записанному Ковалевским еще в 20-х годах XIX ст., общебурятский предок, монголо-туметский богатырь Баргу пришел с юго-запада и поселился на южном (восточном) берегу Байкала.[159] Сам М. Н. Богданов в другом месте пишет: «А предания даже говорят, что хоринцы жили в старину на Ольхоне (остров на Байкале) и северной стороне Байкала»[160]. Кроме того, он же на основании актов эпохи русского завоевания устанавливает тот факт, что часть хоринцев жила в Предбайкалье даже в момент прихода русских, ибо «хоринцы» принимают участие в боях под Верхоленским острогом.[161] Современные хоринцы делятся на две неравные группы: восемь агинских родов «агайн найман эсэгэ» и три рода, носящих название «хойто-хори» (в переводе «северные хоринцы), составляющих Хоринский аймак[162]. Мы вправе допустить, что хойто-хори потому и названы «северными», что до прихода русских они оставались на северной стороне Байкала, тогда как агинские восемь родов переселились за Байкал в век Чингис-Хана или, м. б., и несколько ранее. Указанное выше предание о происхождении агинцев интересно еще в том смысле, что связывает их происхождение с тумэтами. Современные агинцы уже забыли свое переселение из Приангарья, утратили также и понимание географического имени «Баргуджин», которое превращается у них то в название группы монгольских племен (хотя это понимание вполне закономерно, ибо название обособленной территории легко может превратиться в объединяющее имя для всех ее обитателей, ср. напр., «Бюлюю» — название страны и вилюйских якутов, как подотдела якутов), то в имя женщины — прародительницы. «Агинские буряты свое происхождение приписывают монгольским племенам, жившим некогда в районе р. Селенги вблизи озера Байкала. Племена эти были известны под общим названием «Баргуджин-Тукум». Одна ветвь этих монголов именовалась тумэты; последние были очень богаты и знатны. Правитель тумэтского рода был Тайшин-Ноен. Слава и могущество его простирались далеко за пределы тумэтских кочевий. У него было три сына. Младшего из них звали Хоредой-Мэргэн, который имел трех жен. Первая жена по имени Баргудзин и т. д.[163] Это доказывает проживание агинцев в Приангарском крае, древнее название которого в легенде превратилось в общее наименование всех монгольских племен, когда-то его населявших. Во-вторых, здесь мы находим доказательство и того, что в древнем Баргуджине господствующее положение занимали тумэты, которым подчинялись хори. (Легендарный предок одиннадцати хоринских родов Хоридай- Мэргэн оказывается в положении младшего сына тумэтского властелина). Таким образом, легенда хоринских бурят вполне сходится со сказаниями вилюйчан о столкновении их предков с иноплеменным народом тумат. Если даже богатые скотом хоринские буряты находились в подчинении у тумэтов, то тем более окраинные эхирит-булагаты, ловцы соболей и белок, не могли быть независимыми от тумэтов. Следовательно, при столкновениях якутов с монгольскими племенами, последние должны были фигурировать под общей кличкой командующих тумэтов. У современных северобайкальских бурят сохранилось довольно отчетливое легендарное воспоминание о подчинении их тумэтским властелинам. По Рашид-Эддину, фамильное прозвище главы тумэтов — «Тайтула-Сухар»: «Тумэты было племя и войско чрезвычайно воинственное. Глава их Тайтула-Сухар пришел на службу к Чингис- Хану, подчинился и покорился. Когда Чингис-Хан занимался покорением страны Китайской, оставаясь там в продолжение 6 лет и возвратился назад, услышал, что тумэты вторично возмутились... Он (Ч.-Х.) отправил Бургул-Нойона... Они имели большие битвы и покорили племя тумэт, но Бургул- Нойон был убит в сражении, так как они были племя злодейское и злонамеренное, то множество из них убито»[164]. М. Н. Хангалов среди балаганских бурят записал и опубликовал очень интересное предание о Сухэр-Ноене и Гэнэн- Худакте. Ознакомившись с содержанием этой легенды, в Сухэр-Ноене нетрудно узнать обобщенный образ вождей тумэтского народа, занимавшего степные районы Приангарского края и собиравшего пушную дань с охотников эхирит- булагатов. До разбора легенды бурят об их взаимоотношениях с тумэтами нам необходимо ознакомиться с историческими судьбами последних. В настоящее время тумэты живут во Внутренней Монголии, где входят в состав Джосотуского сейма (два хощуна. Монгольский хощун равняется приблизительно якутскому улусу). Окитаившиеся тумэты, по словам А. Д. Руднева, имеются там же в Улан-Цабском сейме. Переселение тумэтов на юг, по-видимому, произошло при Чингис-Хане, ибо они, по показаниям Рашид-Эддина и «Юань чао ми ши», неоднократно возмущались и были усмиряемы с большими жестокостями. Выселение их из Баргуджин-Тукума, вероятно, было одной из предупредительных мер, а также и наказанием. По Рашид-Эддину, тумэты и ойраты хотя и показываются в числе обитателей Баргуджин-Тукума, но из ряда его конкретных описаний видно, что ойраты занимали бассейн верхнего Енисея в пределах Урянхайского края, т. н., восьмиречие, образующее реку «Кэм»[165]. При этом историк заявляет: «В древности на тех реках обитало племя тумэт». Проживание ойратов в Урянхае устанавливается также маршрутом монгольского войска, посланного Чингис-Ханом в 1207 г. для покорения енисейских кыргызов под начальством его старшего сына Джучи. Отряд выступил из Хэлиня (Каракорум), весной дошел до реки Кянь (Кэм).[166] Когда Джучи дошел до места Шихшит (река Шишкит, левый приток Хуа-Кэма в Урянхайском крае), ему покорились «ойра» (ойраты), тубасы (урянхайцы — «туба») и многие др. роды. «От ойра до кэргисы было пять переездов».[167] Из «Юань чао ми ши» мы узнаем, что Чингис-Хан после подчинения обитателей Урянхая и киргизов южного Енисея отправляет другой отряд под начальством Бороула для покорения холи-тумат (хори-тумат). Бороул с отрядом попал в засаду и погиб. Ясно, конечно, что хори-туматы должны были жить на севере по соседству с Урянхаем в Баргуджин-Тукуме. До Бороула к туматам были отправлены еще хорчи и глава ойратов Худука-Беки, «как хорошо знавший лесной народ», и оба попали в плен к туматам. Усмиряет туматов только третий отряд, посланный под начальством Дорбо-Дохшина.[168] Приведенные факты устанавливают проживание хори-туматов в Приангарском крае за озером Байкал, ибо подчинение добайкальских племен Чингис не мог бы отсрочить до завоевания Урянхайского края. Неудачи монгольских отрядов в борьбе с туматами, несомненно, обусловлены дальностью их местожительства, неизвестностью дорог и т. д. Непосредственное соседство Баргуджин-Тукума с Урянхаем вытекает также из того факта, что вызывается идти на туматов глава ойратов Худука-Беки, как хорошо знающий лесной народ. Очевидно, в дочингисову эпоху ойраты Урянхая находились в деятельных сношениях с хори-туматами Приангарья. Теперь ознакомимся с элементами бурятской легенды о Сухэр-Ноене. Так как туматы ушли в Монголию, а сами эхирит-булагаты из Канской и Нижнеудинской тайги придвинулись на восток и заняли степные места, бывшие ранее во владении туматов, то бурятская легенда, само собой разумеется, своего Сухэр-Ноена помещает в Монголии, где, якобы, он находился в подчинении у монгольских ханов. «Буряты, жившие по северную сторону Байкала, делали набеги в Монголию и угоняли у монголов скот, которого у бурят было мало, а также добывали здесь разные украшения, выменивая их на звериные шкуры». Монгольские ханы, желая подчинить бурят, посылают двух лам, одного из которых зовут Гэнэн-Худакта, а другого Сухэр-Ноен. «Эти лица должны были подчинить бурят и прекратить их набеги на Монголию и угон скота». Здесь совершенно правильно обрисовываются взаимоотношения охотников эхирит-булагатов со скотоводами-туматами. Буряты обоих названных лам представляют елетами, т. е. калмыками-ойратами, что тоже намекает на туматов, принадлежавших к союзу западных монголов. «Сухэр-Ноен... был из племени елет... был батур, т. е. предводитель, отличавшийся необыкновенной силой. С того времени, как он приходил, по преданию балаганских бурят, прошло 16 или 17 поколений. При нем было триста вооруженных человек или телохранителей». «Цель его прихода была покорить бурят, обратить в буддийскую веру и заставить их платить дань дорогой пушниной». Легенда заставляет Сухэр-Ноена с его воинами путешествовать по всей Бурятии... «Во время своего пути Сухэр-Ноен совершил над бурятами разные жестокости, будто бы наказывая и предсказывая будущее... Буряты разбежались от него по лесам, уходили вглубь тайги, и Сухэр-Ноен не нашел в крае жителей»[169]. Сказание о Сухэр-Ноене среди бурят очень распространено. Мне удалось получить от П. П. Баторова аларский вариант этой легенды. Здесь «Сукор-Нойин» представлен богатым скотоводом, у которого одна бурятка с двумя малолетними сыновьями-двойнями служит батраком и пасет стада его овец. Сукор-Нойин присваивает имущество этой вдовы. Ее сыновья, возмужав, выручают мать из неволи, и похитив тысячу голов конного скота у Сукор-Нойина, убегают на север в Бурятский край. Сукор-Нойин гонится за беглецами и тоже в разных местах творит всякие насилия над бурятами. Весьма возможно, что в лице двух братьев-близнецов когда-то фигурировали Эхирит и Булагат, легендарные прародители северобайкальских баргу-бурят. В предыдущих главах в процессе работы над материалами якутского героического эпоса мы уже научились расшифровывать и уяснять исторический смысл сжатых и суммарных образов народных сказаний. Мы знаем также обычную анахронистичность легендарных представлений во времени и в пространстве. Прилагая известные нам методические масштабы к бурятским сказаниям о Сукор-Нойине, мы приходим к следующим историческим заключениям: 1. Два отдела северобайкальского бурятского народа, олицетворенные в образе их предков-эпонимов, близнечных братьев Эхирита и Булагата, в древние времена в пределах своего Приангарского края жили под тяжелым гнетом богатого скотом тумэтского народа, олицетворенного в образе его княжеской фамилии—Сукор-Нойина. 2. Скотоводы-тумэты должны были занимать степные районы Приангарья, тогда как эксплуатируемые ими охотничьи племена, эхириты и булагаты, из которых они вербовали себе «батраков и пастухов», теснились в таежных и промышленных окраинах или, как гласят легенды самих бурят, — «разбегались по лесам... и уходили вглубь тайги». 3. Позднейшее обогащение скотом эхиритов и булагатов в связи с занятием ими освободившихся после тумэтов степных мест Приангарья в народных сказаниях переживается как обратное отобрание возмужавшими братьями скота, ограбленного прежде у их бедной матери-вдовы властелинами тумэтского народа. 4. Бурятский народ в своих легендах не может уяснить себе переселение тумэтов куда-то вглубь степной Монголии и проецирует место развертывания событий своей собствен ной истории по месту позднейшего проживания тумэтов или же, представляя себя владельцем всех своих современных земель, допускает нашествие Сухор-Нойина с воинским отрядом, который учиняет разные насилия и жестокости над бурятами. В первом случае выселение тумэтов из Приангарья в легендарном сознании народа получает как бы обратное отображение в воображаемом бегстве бурят из степей Монголии в свой нынешний край. 5. Бурятские легенды удостоверяют также и тот исторический факт, что древние тумэты были в составе западных монголов-элэтов. Таким образом, монгольские исторические летописи Рашид-Эддина, предания северобайкальских бурят и вилюйских якутов свидетельствуют вполне согласованно о проживании в Приангарском крае тумэтов или туматов, которые занимали здесь господствующее положение. Мы имеем теперь ясное представление об этнической карте Южной Сибири и Урянхайского края в эпоху появления знаменитого завоевателя Чингис-Хана. Центральные степные части Приангарья занимают тумэты, имевшие в своём составе хори (предков современных хоринских бурят). В районе Нижнеудинского и Канского уездов живут предки Эхирит-булагатов. Урянхайский край (вероятно, и Прикосоголье) занимают ойраты совместно с туба-урянхайцами. В пределах южного Енисея властвуют кыргызы. Рашид- Эддин зафиксировал живое предание о том, что «в древности нa восьмиречии, образующем реку Кэм», т. е. в Урянхайском крае, до ойратов обитало племя тумэт. Здесь мы находим косвенное указание на то, что центральные части Приангарья были заняты каким-то другим народом, ввиду чего тумэты живут в Урянхае. Значит, при Рашид-Эддине еще помнили про переселение тумэтов из Урянхая в Баргуджин-Тукум. Этим народом, освободившим Приангарье для тумэтов, могли быть только якуты, отступившие на север. Если мы предположим, что якуты Тыгына (якутяне) покинули Приангарье незадолго до появления Чингис-Хана, то оказывается, что они со всех сторон были окружены монголами: в Урянхае и в Прикосоголии жили тумэты и ойраты, лесистый водораздел Ангары и Енисея занимали эхирит-булагаты, а на восток от Байкала, само собой разумеется, находилось гнездо основного ядра монголов. Мы раньше приводили список поколений, принадлежащих к составу дурбэн-ойратов. Кроме основных ойратских поколений к ним относят баргу-бурят и тумэт. Сообразуясь с местами расселения всех названных племен в эпоху возвышения Чингис-Хана, нетрудно понять, что секрет образования и обособления западных монголов заключается в якутской проблеме. Якуты когда-то в глубокой древности у озера Байкал разорвали линию монгольских племен на две части — западную и восточную. Но это обстоятельство в дальнейшем поставило якутов в крайне невыгодную позицию — между молотом и наковальней. Очутившись в зажиме между западными и восточными монголами, якуты, конечно, были вынуждены постепенно пятиться на север. И в классическом историческом сочинении Рашид-Эддина мы не нашли никаких следов пребывания якутов в Баргуджин-Тукуме. До окончательной эвакуации на Лену якуты, несомненно, имели жестокие схватки с западными монголами, которые должны были нажимать на них с Урянхая, Прикосоголья и с запада. Ойраты и тумэты не могли забыть, что якуты в период раннего засилья турецких племен отобрали у них древнюю родину Баргуджин-Тукум. Характерно то, что названия некоторых ойратских племен у якутов превратились в ругательные слова. Мы знаем, что калмыков нередко именуют «элет» по названию одного из их главных племен.[170] Урянхайцы это слово произносят «ёёлэт»[171], что нужно рассматривать как стяжение более древнего «угэлэт». «Елет, элет» якуты превратили в «илээт». Это — самая сильная ругань с весьма неопределенным содержанием. Э. К. Пекарский, по своим источникам, констатирует целый ряд разных непохвальных качеств, вкладываемых в это слово: злодей, шулер, жулик, шарлатан, распутник, расточитель, мот, мотыга, люди худой крови, худых предков.[172] Пекарский склонен образовать якутское «илээт» от русского «ляд». Это, конечно, крайне искусственная теория, ибо «лад» даже в самой русской среде не особенно популярное и известное слово, тогда как якутское «илээт» известно каждому подростку. Имя кровных врагов якутского народа легко могло превратиться у них в синоним самой крепкой ругани, в которой заключены «все качества» от злодея до распутника (-цы). Мы знаем, что монгольские племена, жившие к западу от Байкала были известны также под общим названием «баргуты» или «буруты», что будто бы значило когда-то «дикий и темный человек». Знатоки бурятского языка говорят нам, что «бурут» есть ранний вариант имени «бурят». А в якутском языке слово «бурут»[173] точно также получило далеко не похвальный смысл. По грамматической конструкции ряда аналогичных глагольных образований, например, ыттыыр — кустуур, буруттуур, последнее слово, собственно говоря, имеет значение— «именовать кого-либо бурутом», что во всяком случае не обрадует того, к кому адресовано. Очевидно, древний якут, если желал обидеть кого-либо из своих соплеменников, говорил: «Эх ты, бурут». Обиженный, конечно, скажет: «Миигин буруттаата, бурукка холоото» — обозвал меня бурутом, сравнил с бурутом. В этих лингвистических фактах мы находим хорошую иллюстрацию древней национальной политики. Якуты в своих богатырских былинах все враждующие с ними племена называют «абаасы» — черти и бесы. Поэтому и не удивительно, что они имя самых окраинных монголов, с которыми приходилось часто враждовать, превратили чуть ли не в синоним понятия обида, словесное поношение. Описанное явление свидетельствует о том, что древние якуты соприкасались с предками северобайкальских баргу-бурятов. Мы имеем лингвистическое доказательство и того, что в составе якутов имелись небольшие вкрапления бурутов. В слове «бурут» конечное «т» может исчезать, например, «бурукка» (дат. п.) от «буру(т)ка». («Т» ассимилировалось с «к» окончания). Следовательно, и глагол «буруу-саа» — угнетать (Пекарский переводит не совсем точно — досаждать кому словами или поступком), преследовать, гнать кого, произошел от того же корня «бурут» или «буруут». (Слово «баргут» сначала должно перейти в «буруут» и позже в «бурут»). Иными словами, «буруу-суур» первоначально должно было значить поступать с кем-либо из своих сопле менников так, как если бы он был из бурутов, т. е. всячески обижать, постоянно давить и угнетать точно иноплеменника. Обижаемый и угнетаемый якут должен был сравнивать свое положение с участью единичного бурута, очутившегося в якутской среде, и, отстаивая свои права, он мог говорить: «Я тебе не бурут». Итак, якуты не только соприкасались когда-то с баргу- бурятами, но даже имели в своей среде единичных бурутов, чтобы, глядя на их печальное положение, образовывать новые слова и понятия с определенным содержанием, списанным с натуры. Текущая история безусловно давала много случайностей, когда среди якутов могли очутиться бурууты в качестве ли военнопленных или добровольных беженцев, спасавшихся от своих по совершении разных проступков или преступлений. Современные буряты известны якутам под именем «бырааскай» (см. словарь Пекарского). Для какого человека, мало-мальски знакомого с фонетикой якутского языка, должно быть ясно, что «бырааскай» есть якутское произношение русского наименования «братский» (Ср. якут. «быраат» от русского «брат»). Значит понятие о бурятах якуты получили только от русских. У ранних авторов, слышавших отрывки якутских легенд о переселении Омогоя и Эллэя из-за верховьев Лены, очень часто встречаются ссылки на то, что, якобы, по рассказам самих якутов, их предки уплыли по Лене, потерпев поражение от братских. Иногда и сами якуты вклинивают в свои предания имя народа «бырааскай». Из приведенного выше лингвистического факта тождества «бырааскай» с русским «братский», а также целого ряда данных по истории монголов и их передвижений через Баргуджин-Тукум, ясно устанавливается, что имя бурят — бырааскай в якутских легендах есть позднейшая контрабанда. Русские обыватели и бывалые якуты свои собственные домыслы и предположения облекают в форму народных легенд. Записав с уст простого народа подлинные предания во многих вариантах, мы утверждаем, что у самих якутов нет и не может быть никаких легендарных воспоминаний о народе с именем «бырааскай». Древние якуты имели дело с туматами-тумэтами, елетами-илээтами и с бурутами-баргутами. Так как западные монголы были аборигенами Предбайкалья (понятие «абориген» мы употребляем здесь условно, ибо древнейшими обитателями Предбайкалья, вероятно, были тунгусы), то значительные примеси их к якутам можно ожидать лишь в якутских авангардах, т. е. среди северных оленеводов, где мы нашли роды тумат, югюлээт, или в северо-восточном Вилюе, население которого переселилось на север вслед за якутами-оленеводами. Объякученных буруутов в настоящее время возможно было бы установить лишь по родовым названиям, сохранившимся параллельно у якутов и северобайкальских бурят. Среди бурят булагатского поколения еще в эпоху русского завоевания выступает довольно многочисленная группа, т. н. батулинцев. Историк бурят H. М. Богданов пишет: «В Кудинских степях (долина р. Куды, впадающей в Ангару справа ниже г. Иркутска), как и теперь, жили булагаты. В том же районе жили, согласно цитированным актам, и батулинцы. Кудинские буряты считают себя потомками Батлая, внука или правнуку Булагата... Название «батулинцы» относится к предкам нынешних кудинских бурят, являющихся одной из ветвей булагатов»[174]. Среди якутов есть тоже свои «батулинцы». Это довольно многочисленный наслег в северо-восточном Вилюе под названием «Боотулу». (В офиц. докум. «Батулинский»). По данным 1891 г. в этом наслеге числилось 1684 д. об. п., а по 10-й ревизии — 1505 душ.[175] Это слово подчиняется оканию и аканию. Акающие произносят «Баатылы». Роды боотулу имеются также среди северных якутов в Жиганском улусе (два наслега), в Усть-Янском улусе (один наслег) и среди якутов озера Есей. В эпоху завоевания якутов в казачьих документах нередко упоминается «Батулинская волость» и в пределах Якутского округа, например, в челобитной Петра Бекетова.[176] В настоящее время сохранился лишь один батулинский род в Кильдемском наслеге Западно-Кангаласского улуса.[177] Несмотря на то, что подавляющая масса «боотулу» живет среди ранних вилюйчан и якутов-оленеводов, они почему-то удостоились чести попасть в легенды якутян и, по-видимому, по недоразумению смешиваются с якутами Баягантайского улуса. По варианту легенды об Омогое и Эллэе, опубликованному В. Приклонсим, предком Баягантайского улуса признается единственный сын раннего переселенца на Лену Омогоя, Баарагай Батылы Кэлтэгэй Тобук, о котором сообщается: «Терпел нищету и питался добычею, которую приносила черная собака».[178] В записанных нами вариантах за потомством Омогоя тоже присваивается иногда наименование «боотулулар — кэлтэгэй тобуктар» или вообще «боотулулар». Об их легендарном предке, единственном сыне Омогоя, сообщается «лишился скота и впал в крайнюю бедность». Потом онпропитывается у своих богатых родственников «в качестве проживалыцика»[179] или «боги через шамана ответили, что скота у него не будет и что он должен пропитываться охотой и рыбной ловлей»[180]. Очевидно, бедность батулинцев и их занятие охотой и рыбной ловлей когда-то были ходячей поговоркой среди якутов. Эти ассоциации, вполне гармонирующие с обычной участью покоренных иноплеменников, в связи с наличием батулинцев или батлаевцев среди баргу-бурят, заставляют нас признать в якутских родах боотулу объякученных бурутов. Раннее переселение их на север и распыление среди якутов- оленеводов и ранних вилюйчан тоже говорят за их монгольское происхождение. Мы, конечно, не уверены в том, что нами выявлены без остатка все якутские роды монгольского происхождения. Но тем не менее факт обнаружения всех родов монгольского происхождения в одном определенном районе говорит за то, что эти примеси к якутам были не особенно велики и не выходят за указанные нами пределы, т. е. северных якутов и ранних вилюйчан. Если общая численность тех и других не превышает 35—45 тысяч душ, то по равном распределении этого населения между тремя этническими группировками (тунгусы, монголы и якуты) мы не можем определить монгольские вкрапления к якутам свыше 15 тысяч душ. Остальные отделы якутского племени, которые вливались в Баргуджин-Тукум значительно позже, не могли бы получить значительные монгольские примеси, ибо монголы должны были эвакуироваться до их прихода, а их отрезанные части уже войти в состав передних якутских родов. Наличие в составе северных якутов и ранних вилюйчан монгольских пленников в корне отвергает гипотезу о том, что якуты были коренными обитателями Предбайкалья и что северобайкальские буряты являются здесь поздними пришельцами. В исторической действительности произошло как раз обратное явление. Предки якутов, наступая из южных монгольских степей в современном Забайкалье, должны были вклиниться в среду монголов, имея ойратские поколения на западе. В дальнейшем якуты, перейдя через Байкал, оттесняют хори-туматов и элетов в Прикосоголье и в Урянхай, а эхирит-булагаты, оторвавшись от своей ойратской массы, застревают между Енисеем и Ангарой. Отступление якутов на север вернуло хори-туматов в Приангарье. Эпоха чингисовых войн перебросила туматов в Южную Монголию и увлекла хоринцев в привольные забайкальские степи. Вот когда эхирит-булагаты очутились в положении единственных господ Предбайкалья и постепенно должны были разбогатеть скотом, хотя до недавнего времени они сохраняли обычаи и замашки охотничьего народа. В эпоху занятия якутами Предбайкалья они, вероятно, были очень немногочисленным народом. Позднее, когда власть чингизидов пошла на убыль и в Монголии начались междуусобные распри среди потомков Чингис-Хана, Приангарье опять превратилось в убежище для беженцев из Халхи. Так постепенно сложились северобайкальские буряты, которые в эпоху русского нашествия вряд ли превышали 100 тысяч душ. Знакомясь с бурятским наречием, их героическим эпосом, былинами, шаманизмом и т. д., нетрудно убедиться, что бытовая народная культура у бурят в ее современном состоянии не едина и не однородна. Эхирит-булагаты по своим культурно-историческим традициям резко отличаются от хоринцев и агинцев, тем более от селенгинцев. Даже в пределах Приангарья бурятское население отдельных обособленных районов, как, например, Тунки, Алари, Балаганских и Кулинских степей, бурятские поселения около г. Нижне- удинска столь сильно разнятся друг от друга по языку, что нужно изучать их порознь. Так, например, известный монго лист и тюрколог H. Н. Поппе, составитель «Учебной грамматики якутского языка», посвящая специальную монографию говору аларских бурят, заявляет: «Бурятских говоров много, все они в известной степени отличаются друг от друга, а потому они должны исследоваться более точно, более подробно, чем языки, являющиеся на всей территории своего распространения едиными, во всяком случае более едиными, чем бурятское наречие. Исследователь таких, более единых, единообразных языков может ограничиваться лингвистическим исследованием одного-двух мест всей территории распространения этого языка и обобщить свои выводы на весь язык. Для исследования бурятских говоров такой метод неприемлем. Мы заранее должны разбить территорию его распространения на отдельные клетки и изучать каждую клетку в отдельности, чтобы по-настоящему изучить все существующие говоры, действительного количества которых мы даже не знаем».[181] А по поводу языка якутов разных округов: Якутского, Вилюйского, Верхоянского, Колымского и Олекминского, невзирая на их огромную территориальную разобщенность, еще ни один лингвист не делал подобных заявлений. Якутское племя, за исключением северных оленных якутов, представляет собой монолитное целое. До настоящего времени, как мы знаем, языковеды даже не могут установить наличие каких-либо обособленных говоров в якутском наречии с ясными и устойчивыми фонетическими признаками, за исключением акающих и окающих. А установление культурной обособленности вилюйчан от основной якутской массы по их героическому эпосу и религии, как мы видели, представляет собой довольно сложную научную проблему. Все это свидетельствует о том, что якуты со времен глубокой древности выступали как самостоятельное и прочно сколоченное культурно-этническое единство. Поразительное однообразие якутского языка и бытовых признаков, несмотря на расселение этого народа на огромном пространстве, лишенном удобных путей сообщения, вне всякого сомнения, свидетельствует о том, что все существенные показатели якутской культуры окончательно оформились в незапамятной древности. Безграничная и сплошная тайга Ленского края не могла способствовать объединению людей и образованию однородной культуры. Наоборот, она разъединяла их, клала между отдельными частями народа непреодолимые преграды. Рядовой якут Верхоянского округа никогда не мог видеть и сталкиваться с якутянином, не говоря о вилюйчанине и олекминце. Значит, якуты стали разбредаться по всем диким углам и таежным дебрям своей современной родины, окончательно сложившись в «якута» в полном смысле этого слова, а в особенности в отношении их языка. Теперь мы вправе критически подойти к теоретическим построениям знаменитого тюрколога, академика В. В. Радлова о происхождении якутского языка и народа. Как мы излагали в своем месте, он утверждает, что якутский язык со всеми его лингвистическими особенностями является историческим новообразованием и что само якутское племя сложилось лишь после эпохи возвышения монголов в результате механического смешения монголов, турок и еще третьего этнического элемента «ни турецкого и ни монгольского происхождения». Этот третий элемент в составе якутского народа Радлов усматривал в «Ойн-Урянха» Рашид-Эддина, который, якобы, обитал на северо-востоке от Байкала. Таким образом, обособленное существование одной части якутов, признаваемой их основным и первоначальным ядром, констатируется документально еще в конце XIII в. нашей эры. До этой даты Радлов предполагает монголизацию этих урянхитов. Значит, к концу XIII века в якутском языке и культуре заключались «У + М» элементов. Причем, нужно иметь в виду, что это смешение и объединение урянхайских и монгольских начал происходит в лесах и непроходимых горных хребтах Витима и Олекмы. Дальше, рассуждает Радлов, в эпоху возвышения монголов несокрушимым натиском последних с востока из Приангарья вытесняется на север в область обитания урянхае-монгольского народа часть турецких племен, совершенно похожих на енисейских кыргызов, карагасс, сойот, и вот в области тех же лесных и горных дебрей на двухсоставный народ налегает новый турецкий слой и происходит окончательная консолидация якутского народа в новотурецкий тип из элементов «У + М + Т». По Радлову, последняя метаморфоза «отуречения» урянхае- монгольского народа произошла, приблизительно, с половины XIII столетия.[182] Но удивительнее всего то, что, по мнению академика Радлова, якутский язык к моменту прихода русских уже принял свои современные формы: «Язык якутов еще в XVII веке был совершенно таким, каким представляется он нам теперь, что доказывается напечатанным Николаем Витценом в Амстердаме текстом молитвы «Отче наш».[183] Иными словами, в течение 300—400 лет, истекших после появления Чингис-Хана, произошло полное слияние урянхайских, монгольских и турецких элементов в одно монолитное и однородное единство. И все это происходит в такой обстановке, где, казалось бы, ничто не побуждало носителей элементов «у», «м», «т» ко взаимным столкновениям и смешениям. Вряд ли можно усомниться в том, что урянхайцы, монголы и турки, очутившись в указанном географическом районе, оставались бы прозябать каждый в своей трущобе. Если с западной стороны Байкала двигались на север турки-скотоводы, то им незачем было бы беспокоить оленеводов и охотников бассейна Витима и Олекмы, ибо скотовод должен пасти своих коров и лошадей совсем не там, где бродят оленеводы и охотники. С другой стороны, и последним не было нужды обращать внимание на турок, передвигавшихся с конями и коровами по травянистым местам бассейна Лены. Мы знаем, что даже при гораздо более благоприятных условиях в смысле возможности интенсивного взаимного общения, при удобных путях сообщения, при скученном в городах и селах земледельческом быту, общности интересов и т. д., могут существовать рядом друг с другом разные языки, нации и культуры. Например, татары, цыгане, евреи, русские, финны, латыши et cetera живут бок о бок вот уже сколько столетий, не образуя общего для всех языка, культурной мешанины и не утрачивая своего наречия и культурной физиономии. Но почему-то в диких таежных хребтах на северо-восток от Байкала должно было произойти описанное чудо образования нового языка и культуры из принципиально отличных начал урянхайского, монгольского и турецкого в течение каких-либо трех-четырех столетий. Конечно, мы знаем факты поглощения одним народом другого, но это явление обычно имеет место лишь при стечении целого ряда благоприятных обстоятельств. Вернемся к вопросу о бурятах. Проф. H. Н. Козьмин, один из больших знатоков истории бурят и монголо-турецких племен в целом, не разобравшись в вопросе о Баргуджин-Тукуме и его населении в век Чингис-Хана, усматривает в бурятах позднейших пришельцев из верховьев Амура и хребтов Хингана, куда он передвигает и Баргуджин-Тукум. Он думает, что монгольские племена начали эмигрировать на север, в частности в Приангарье, лишь по прошествии блестящего периода Монгольской империи, когда кончились завоевания и возможность обогащаться за счет других народов, приблизительно с начала XIV века при преемниках императора Хубилая. О появлении бурят в Прибайкалье он пишет: «Всего вероятнее, что это переселение происходило в первой половине XIV века». Об якутах он пишет: «Но это был небольшой народ и предоставленный самому себе он не мог выдержать борьбу за свою самостоятельность против бурят, имевших в тылу опору в монгольских племенах...»[184]. Мы не в состоянии что-либо возразить маститому сибиреведу и ориенталисту, кроме ссылки на вышеизложенное о Баргуджин-Тукуме по Рашид-Эддину и «Юань чао ми ши». Впрочем, у проф. Козьмина мы находим и такие дельные замечания: «Надо думать, что в эпоху Чингис-Хана бурятская народность еще не сформировалась».[185] А мы знаем, что в эпоху появления Чингис-Хана якутов уже не было в Приангарском крае. Очевидно, они ушли на север совсем не под натиском бурят, которые существовали тогда в лице лишь маленького охотничьего племени эхирит-булагатов. Проф. Козьмин о бурятах того времени пишет: «Их основное занятие — рыболовство и охота. Это обстоятельство как нельзя более согласуется с народными преданиями бурят. Один из их легендарных предков Хоридай получил в удел от отца лесистые и гористые места, удобные для охоты. Предания цикла зэгэтэ-аба настолько многочисленны и крепки были в народной памяти, что давали возможность М. Н. Хангалову воссоздать подробную картину общественного и семейного быта звероловческой эпохи»[186]. По поводу мнения М. Н. Хангалова о звероловческом прошлом северобайкальских бурят и получении их предками в удел «лесистых и гористых мест» и мы можем от себя прибавить тоже, что все это «как нельзя более согласуется» с нашим толкованием соответствующих мест Рашид-Эддина о проживании эхирит-булагатов, ловцов соболей и белок, на гористом и лесистом водоразделе Енисея и Ангары, «на краю страны кыргызов». М. Н. Хангалов, безусловно, был большой знаток преданий, обычаев и нравов своего народа. Поэтому его общие фактические предпосылки о господстве в быту северобайкальских бурят охотничьих интересов, обычаев и замашек в сравнительно недавнем прошлом не могут быть игнорированы историками.[187] Проживание эхирит-булагатов при Чингис-Хане на западной стороне Байкала подтверждается их принадлежностью к составу ойратских поколений, которые в своей главной массе в то время жили в Урянхайском крае. Вопрос об ойратстве баргу-бурят был поднят еще в середине прошлого столетия Д. Банзаровым в его статье «Об ойратах и уйгурах» и в настоящее время может считаться решенным в положительном смысле. Пишущий эти строки еще в 1920 г. в своих докладах по истории якутов, развивая взгляды Банзарова, утверждал, что когда-то якуты под натиском ойратов были вынуждены очистить левый берег Ангары и сосредоточиться между Ангарой и Леной и, что буряты, по свидетельству Санан-Сэцэна, в центре Монголии причислялись к ойратам.[188] П. П. Баторов в своей статье «Материалы к вопросу о происхождении бурятских племен» высказывается за ойратство эхирит-булагатов: «Судя по всем легендарным сведениям эхирит-булагатов и их ветвей — аша-абагатов, готолов, шаралдаев, куркутов и проч., надо признать, что они произошли от олетов-калмыков, так как сказаний о непосредственной связи с монголами у эхирит-булагатов нет... На основании существую щих и поныне старинных песен у кудинцев, вспоминающих далекие отсюда страны Алтай, Хан-Кухей, Кэнтэй.., можно думать, что отдаленные предки эхирит-булагатов когда-то жили или скитались по всем тем местам, т. е. по Алтаю». Взгляды Баторова полностью усвоил и дальше развивает М. Н. Забанов в своей работе, на которую мы выше ссылались. («Бытовые черты и пр.»). Свои выводы Забанов формулирует в следующих словах: «По-видимому, ойраты или олеты были в тесной связи и общении с эхирит-булагатами (их предками), почему в легендах последних встречаются признаки, присущие монголам-ойратам, вроде титула хун-тайши или названия «олет» и т. д. Может быть, самый сюжет о Буха-Нойоне сложился под ойратским влиянием».[189] «Упоминание Алтая и Хухэ в эпосе эхирит-булагатов является отголоском тех отдаленных времен, когда эхирит- булагаты... жили среди западных ойрат-монголов, кочевали и охотились по Алтаю и Хухе».[190] Работы Баторова и Забанова интересны для историка в том смысле, что они на основании фольклорного сознания самих эхирит-булагатов устанавливают факт тесного общения их предков с элетами-ойратами. Но где, в какой местности западные монголы и баргу-буряты соприкасались друг с другом? Чтобы объяснить принадлежность эхирит- булагатов к составу ойратов, совсем не нужно поселять их где-то далеко на западе около Алтая, ибо сами ойраты там являются пришельцами с востока. Упоминание Алтая в эпической поэзии эхирит-булагатов было бы проще объяснять заносом былинных сюжетов и традиций из степной Монголии, Богатырствующие народы всегда жили там и, конечно, совершали походы во все стороны, в том числе и на Алтай. Ц. Ж. Жамцаранов, лучший знаток былинного эпоса монгольских племен, в своей статье «Заметки о монгольском героическом эпосе» пишет: «Во всех бурятских и монгольских улигэрах (былины, соответствуют якут. «олонгхо») есть определенный географический центр, куда тяготеют, так сказать, события. Таким центром служит Алтайский район, расширяясь во все четыре стороны, но, главным образом, на восток (оз. Байкал) и запад (моря: Аральское, Черное, Красное (Каспийское?) А. Р.), а также Индию. Впрочем, необходимо оговориться, что название морей и стран носят слишком общий, нарицательный характер, так что трудно установить точно, где находятся описываемые в улигэре горы и моря».[191] Если упоминание Алтая в былинах есть общемонгольская черта, то главный довод названных авторов по поводу признаков проживания эхирит-булагатов около Алтая, само собой разумеется, отпадает. Общение эхирит-булагатов с ойротами в древние времена разъясняется довольно просто. Сами ойраты, отделившись от восточных монголов, могли передвигаться на запад, не по степям Монголии, которые были заняты еще турецкими племенами, а через таежный и гористый север — через Баргуджин-Тукум. При проникновении якутов из-за Байкала элеты и тумэты отступили в Урянхайский край, а эхирит-булагаты отстали от них, будучи прижаты к западным окраинам Приангарья. Если элеты и тумэты не проживали в древности в Приангарском крае, то мы не обнаружили бы их части (роды югюлээт и тумат) среди северных оленных якутов и ранних вилюйчан. Таким образом, якутские материалы опять-таки находят подтверждение в преданиях северобайкальских бурят. Воинственные ойраты не могли оставить якутов в покое. Борьба за возврат Баргуджин-Тукума, вероятно, носила очень длительный и хронический характер. В известную историческую эпоху, как мы знаем, вилюйских якутов в Приангарском крае сменили якутяне. Вместе с тем, якутяне должны были унаследовать старинную вражду с ойратскими племенами. Переселение якутян на Лену и постепенная колонизация ими территории современного Якутского округа, по всей вероятности, является отражением борьбы за Баргуджин-Тукум. Этот вопрос надлежит рассмотреть при изучении исторических судеб основного отдела якутского племени.
|