![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Истории о вилюйских якутах
Разобранный нами материал легендарной истории, хранящийся в памяти самого вилюйского народа, позволяет нам считать довольно прочно установленными следующие основные положения: 1. Задолго раньше до выступления на историческую арену знаменитого Чингис-Хана, когда монгольские племена были малы и незначительны и занимали северо-восточное лесистое и гористое окаймление степной Монголии, одна половина современного якутского племени захватила Западное Прибайкалье, оттеснив монголов-элетов (угэлэт) и туматов, входивших в состав ойратских поколений. 2. Эти якуты очень рано распространились на север в бассейн р. Вилюя, оттеснив туда свое оленеводческое ответвление, говорящее по-якутски и составленное из смешения тунгусов, монголов и якутов. 3. Приангарские якуты, в которых мы усматриваем предков коренных вилюйчан, по своим культурно-этническим и историческим корням тяготели к основной массе якутов, обитавших за Байкалом на востоке или юго-востоке под властью каких-то тыгынов. 4. Причем западнобайкальские якуты (или «северобайкальские», как принято говорить, в литературе об иркутских бурятах) в общеякутском центре были известны как союз трех административно-родовых группировок. (Напоминаем —«Юс Бюлюю» и трех сыновей старухи Джаархан, праматери всех вилюйчан). Здесь мы получаем возможность покинуть зыбкую почву исторических умозаключений, основанных на анализе легендарного материала, и опереться на более точные и надежные данные датированной и документированной истории центральноазиатских народов. В древнетурецких надмогильных надписях знаменитых князей и ханов, найденных в Монголии в долине р. Орхона и датируемых 731 и 734 годами н. эры (годы смерти князя Кюль-Тегина и его брата Бильгэ-Хана, в честь которых составлены интересующие нас надписи), между прочим, два раза упоминается народ, называемый юч-курыкан — три курыкана.[66] В обоих случаях юч-курыканы упоминаются наряду со многими другими народами, которые входили в то или другое политическое соотношение с народом тюрк, занимавшим в то время центральные монгольские степи. В первый раз речь идет о многих народах, пославших своих представителей для выражения соболезнования по поводу смерти знаменитого предка тюркских ханов Бумын- Хана (или Истеми-Хана). Во второй раз курыканы упоминаются среди народов, с которыми пришлось бороться Ильтерес-Хану, отцу Кюль-Тегина и Бильге-Хана. Причем в оба раза название курыкан приводится между именами народов кыргыз и отуз-татар, как бы определяя этим его промежуточное положение между названными народами. Относительно народов кыргыз и отуз-татар среди туркологов и ориенталистов больших сомнений не возникает. Кыргызы есть тот самый народ, который занимал степи Минусинского края даже при появлении там русских завоевателей, а об отуз-татарах Пл. Мелиоранский пишет: «Жили к востоку и юго-востоку от Байкала; ничто не мешает думать, что они доходили до Буир-Нора. Пока не доказано противное, мы, соглашаясь с Бартольдом, считаем их, этих татар, предками монголов Чингис-Хана».[67] Это мнение можно признать общепринятым в науке. И относительно юч-курыкан орхонских надписей в исторической науке точно устанавливается, что это есть тот же самый народ, который описан в китайских летописях танской династии под названием «гулигань» (гуриган-курыкан, ибо китайцы в иностранных словах звук «р» обычно передают через «л»). Китайский историк точно определяет местожительство этого народа: «Гулигане кочевали по северную сторону Байкала... Земли гулиганевы на север простирались до моря (здесь разумеется Ледовитый океан)».[68] Мелиоранский пишет: «Юч-курыкан’ы мало известны; по китайским источникам они жили к северу от Байкала, на запад их владения простирались до страны кыргызов. Имя этого народа звучит очень близко к монгольскому слову ягненок, а потому может быть это — народ монгольского племени».[69] Это мнение о монголизме гулигань основано на недоразумении, ибо по китайским летописям, совершенно ясно и бесспорно устанавливается их принадлежность к группе турецких народов, позже известных под общим названием уйгуров или ойхоров (у китайцев). Позволим себе привести небольшие цитаты из китайских летописей: «Предки дома ойхор были хунны. Они обыкновенно ездили на телегах с высокими колесами: почему при династии Юань-Вэй еще называли их гаогюй или чиле, ошибочно превращенное в теле. Поколения их суть: юаньге, сеяньто, кибиюй, дубо, гулигань, доланьге, пугу, баегу, тунло, хунь, сыге, хусе, хиге, адэ, байси — всего пятнадцать поколений. Они рассеянно обитали по северную сторону великой песчаной степи. Юаньга, т. е. ойхор еще называлось уху, уге».[70] О языке гаогюйских поколений китайская история в другом месте говорит: «Язык не сходен с хуннским, но есть небольшая разница».[71] В истории дома Тхан приводится подробно описание всех поименованных гаогюйских поколений, в том числе и гулигань.[72] Из этого описания видно, что гаогюйцы занимали почти всю современную Внешнюю Монголию, русское Забайкалье и Приангарский край. Гулигане же были самым северным ответвлением гаогюйцев и жили несколько обособленно от остальных поколений, занимая южные пределы быв. Иркутской губернии к западу от Байкала, но тем не менее они входили в состав общетурецкого государства с политическим центром в бассейне Селенги и Орхона. Гулигане, по китайским летописям, «имели 5 ООО строевого войска», «страна производила превосходных лошадей».[73] Сообщение историка, что земля гулигань простирается до Ледовитого океана, намекает на то, что они уже тогда имели сношение с дальним Вилюем или «беспредельной далью» якутских легенд. В словах китайского историка мы находим и фактическое доказательство того, что гулигане бывали на дальнем севере, ибо он пишет: «По переходе за море Байкал на север дни долги, ночи короткие. По закате солнца только что баранья селезенка успеет изжариться, как на востоке уже показывается рассвет». (Там же в пунк. о гулигань). Очевидно, здесь речь идет о белых ночах Ленского края. О полярном дне с его незаходящим солнцем люди срединного царства еще не знают. Какой же другой турецкий народ мог бы проживать в указанную эпоху о Приангарском крае, который имел бы связь с дальним севером, где летом дни длинны и ночи коротки, как не якуты? Теперь мы знаем, что китайский историк название «гулигань» позаимствовал из общетурецкого центра, где приангарские турки еще в сороковых годах VIII стол. были известны под названием «юч-курыкан». В этом названии «три-курыкана» мы находим еще основание для отождествления их не совсем якутским племенем, а с трехсоставным вилюйским отделом их. Сведения китайских историков нельзя смешивать с легендами и мифами, ибо в 629 г. н. э. все турецкие племена, обитавшие в восточной половине Монголии, Забайкалье и Предбайкалье (упомянутые гаогюйцы или теле), сами добровольно подчинились Китаю и были разделены на несколько округов. Историк пишет: «После сего явились одиннадцать телеских поколений (т. е. начальники поколений со своими родственниками явились к китайскому двору) и представили, что Сеяньто не повиновался великой державе и через то сам навлек погибель на себя... Все желают поддаться сыну неба и просят установить у них чины дома Тхан. Указано приготовить большое угощение и представить старейшин. Несколько из них получило при этом случае чины дома Тхан. (т. е. китайские). В следующем 630 г. они опять явились ко двору».[74] Дальше сообщается о разделении всего подчинившегося турецкого народа на шесть губернаторств, по кит. ду-ду-фу, что значит правление главноуправляющего, и семь округов, называемых по кит. чжеу. Яснее сказать, шесть первостепенных и семь второстепенных. Во всех аймаках их же «старейшины поставлены с военными китайскими титулами». В летописи приводятся китайские названия всех вновь учрежденных областей. Тринадцать областей «для сосредоточения управления» подчинены особому Яньжанскому наместническому правлению. Приводится даже имя китайского наместника по управлению новыми турецкими подданными. Между прочим, курыкане-гулигане образовали округ под названием «Сюань- Кюе-Чжеу», который «в 662 г. был переименован в Юйву и подчинен Байкальскому наместническому правлению»[75]. Мы имеем даже точное указание, что старейшина гулигань в числе одинадцати старейшин представлялся китайскому двору: «Как скоро гулиганьцы приехали ко двору, то указано отправить военного сановника Кхан-Суми с благодарным ответом. Главный его старейшина Сыгинь вслед за посланником представил лошадей. Император выбрал десять отличных под названием тысячелийных, которым даны были громкие названия. Император с честью принял посланника его».[76] О гулиганьских лошадях сообщается особо: «С головы похожи на верблюда, сильны, рослы; в день могли пробегать по нескольку сот ли» (ли — полверсты). Как видим, и выносливость якутских лошадей, о чем так часто говорят и пишут многие современные бытописатели якутов, не ускользнула от внимания древних китайцев. При наличии столь близкого соприкосновения китайцев с представителями гулиганьского народа, мы были бы не вправе проявлять излишний скептицизм и по поводу сообщения китайского историка, что владения гулигань простирались до Ледовитого океана. Не получают ли наши исторические выводы по поводу раннего переселения объякученных оленеводов из Предбайкалья на Вилюй документальное подтверждение в цитированных местах китайских летописей? В. В. Радлов в своих популярных очерках по истории и этнографии турецких племен под общим заглавием «Aus Sibirien» знакомил немецкие ученые круги с данными китайских исторических летописей. Не мудрствуя лукаво, он пересказывал их содержание по указанному выше труду монаха Иакинфа Бичурина (ч. I), сопровождая их лишь небольшими комментариями. По поводу гулиганей автор пришел в общем к совершенно правильному выводу о несомненном тождестве их с якутами, которые должны были состоять из смеси уйгуров с тунгусами: «Не может быть сомнения в том, что здесь под гулигань нужно понимать якутов, по всей вероятности, смешанный народ, образовавшийся из уйгуров и тунгусских племен».[77] Это раннее воззрение акад. Радлова нуждается в существенной поправке в том смысле, что китайские гулигане должны быть отождествлены не с собственно якутами, а с их вилюйским отделом, который в описанную эпоху должен был значительно отличаться от последних. Позже, стараясь увязать историю с особенностями якутского языка, Радлов значительно уклонился от намеченного им самим пути разрешения якутской проблемы. Почему вилюйские якуты, проживая в Приангарском крае, были известны в общетурецком центре под названием «юч-курыкан» (или куракан-куркан) и каково значение этого имени? Ответ на эти вопросы мы попытаемся дать позже в связи с уяснением этнического происхождения вилюйских якутов.
|