Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Айтберов Т. М. 2 страница






Хунзахцы в основном люди очень сдержанные в проявлении своих чувств, но вместе с тем самонадеяны, тщеславны и нередко заносчивы, в своей среде прямолинейны и резки в оценках, любят службу и карьеру, но не корыстолюбивы. На чужбине хунзахцы относительно быстро теряют контакты друг с другом. Думается, что такими их сделали суровая среда обитания, а также факт происхождения значительной части хунзахцев от людей, связанных с наследственной службой ханам. Ведь многовековая близость к представителям власти волей-неволей способствовала развитию спесивости по отношению к людям, обитающим вдали от «дворца», то есть, по сути дела, не в Хунзахе. Понимание значимости субор­динации отодвигало чисто эмоциональные отношения на второй план. Настороженность и даже подозрительность по отношению к людям малознакомым, а тем более к незнакомым вообще была, как говорят, в «крови». Кстати, в прошлом руководство Хунзаха, по-видимому, чувствовало особенности характера хунзахцев и по­этому постоянно занималось их сплачиванием. Действуя при помо­щи общинной собственности и получаемых с нее доходов, а также такого эффективного учреждения, как соборная мечеть, хунзахское руководство — ханы, старейшины — добивалось прекрасных ре­зультатов, на что, кстати, обратил внимание еще Гамзат Цадаса. По весьма достоверным данным в те далекие времена, после окон­чания коллективной пятничной молитвы хунзахскии кадий сначала вежливо выпроваживал из мечети всех чужаков, если они слу­чайно оказывались там, а затем, пользуясь своим положением зна­тока шариата, опираясь на Коран и сунну, начинал критиковать того или иного хунзахца за проступки, имевшие место в течение недели, старался помирить его со своими близкими.

Традиционная социально-политическая структура Хунзаха была такова.

Вершину общества олицетворял правитель Аварии хан 18 или как его еще называли нуцал 19. Рядом с ним стояла его родня — чанки (ч1анк! а, мн. ч. ч1унк! би) 20. Все они считали себя как бы высшей расой и старались не родниться даже с состоятельными земляками — узденями. Интересно, что простые хунзахцы, зная заносчивый и властолюбивый характер ханских детей и родствен­ников, старались не допускать их чрезмерного скопления в Хун­захе. По рассказам знатоков хунзахской старины, хунзахскии на­род требовал от правителей Аварии не оставлять своих младших сыновей в «городе», а расселять их на территории государства как можно дальше «во избежание смут и ссор». Здесь нельзя не упо­мянуть о том, что названный обычай сыграл положительную роль в усилении позиций общеаварского языка на территории Авари-стана.

Значительная часть населения Хунзаха, как уже отмечалось, принадлежала к сословию свободных людей, которые занимались в основном крестьянским трудом на своей земле и были обязаны нести военную службу хану. Назывались они первоначально прос­то хунзахцами (хунз), «войском нуцала», но со временем в отно­шении их стал применяться термин уздени (оэдещ мн. ч. озден-заби) 2I. Следует отметить, что среди потомственных хунзахских узденей и членов ханского рода довольно часто встречается свое­образный антропологический тип — рыжеватый, веснушчатый (вес­нушки могут покрывать все тело), чаще остроносый.

Среди свободных хунзахцев всегда имелась немногочисленная группа «чужеземцев» — апарагов (апараг; мн. ч. апарагзаби) 22, куда входили переселенцы (чаще всего кровники), не принятые пока в состав сельской общины. Эта группа населения не пользо­валась правом участия в использовании общинной собственности села, а также не допускалась к потреблению доходов, поступавших с жителей небольших деревень, построенных не хунзахцами на земле Хунзаха. Апараги официально не допускались на собрания хунзахцев, на которых решались важные дела. Их выпроваживали из хунзахской соборной мечети, когда после пятничной молитвы кадий принимался за критику членов общины. Апарагов, чтобы подчеркнуть их неполноправное положение в Хунзахе, старались

18 Видимо, китайский по происхождению титул, проникший к аварцам че­рез тюрко-монгольские народы.

19 Титул, предположительно, грузинского происхождения (> ка«бал —«на-местник»).

? П ТТ'

Дагестанский титул, который, в последнее время обычно понимают как «бастард, дитя от брака дворянина и крестьянки или рабыни». Есть основания Думать, что по своему происхождению он в конечном счете китайский.

Термин этот проник к аварцам из тюркских языков, но по происхожде­нию он, вероятно, монгольский

99 т» '

1ермин этот, по-видимому, иранский.

даже хоронить по краям кладбищ. Стать полноправным хунзахцем удавалось обычно лишь внуку или правнуку апарага.

Такое решение вопроса обеспечивало Хунзаху сохранение его традиций, его лица через полную ассимиляцию чужаков под влия­нием окружающей среды и многолетнее испытание их внутренних настроений соседями.

В структуре традиционного хунзахского общества было место и для рабов. Их обозначали термином лаг (лагъ; me. ч. лагъзал). В Хунзахе они занимались преимущественно службой «дворцу», хунзахской сельской общине, а также ханской родне и отдельным наиболее влиятельным, богатым и видным людям из числа свобод­ных крестьян-общинников. Они были домашними слугами, тело­хранителями ханов и знатных лиц, их осведомителями, сельскими глашатаями, пастухами, участниками сельскохозяйственных работ и т. д. Те же из них, кто получал вольную, становились клиента­ми, то есть людьми, находящимися под покровительством своих прежних хозяев, нередко их батраками-казаками (хъазахъ; мн. ч. хъузхъул) 23. Эта часть хунзахцев в силу своего по большей части закавказского происхождения выделялась нередко смуглой кожей, черными волосами, тонкими чертами лица. Так как предками мно­гих из них были ханские телохранители, т. е. люди специально отобранные, а также по причине смешения у них разных кровей, названная часть потомственных жителей Хунзаха выделяется еще более высоким ростом и представительной внешностью.

В Хунзахе имелся свой кадий (къади) 24, который проводил молебны, особенно пятничные (рузман) 25, в соборной мечети и раз­бирал дела по нормам шариата, причем его судебная власть рас­пространялась традиционно на все многочисленные селения, со­ставлявшие Хунзахское «общество». В его руках находились дело­производство и официальная переписка Аварского государства. По традиции «войскового» кадия (бол къади) избирали: члены силь­ной отсутствием родов-организаций Хунзахской общины («войско хунзахцев»), выступавшие при этом как одна юридическая сторона, и правитель Аварии — нуцал, выступавший как противоположная сторона. По-видимому, для того чтобы кадий судил более или ме­нее беспристрастно, не проводил предвзятой «тухумной», клановой политики, кандидатов старались брать со стороны: из далекого Анди, а также из таких хебдалальских населенных пунктов Хун­захского плато, как, например, Ахалчи и Обода. Формально долж­ность хунзахского кадия, который, помимо побочных доходов, по-

23 Термин этот тюркского происхождения. Его основное значение — «изгой, человек без рода и племени». Таким может быть князь, лишенный владений, и несчастный батрак.

24 Термин по происхождению арабский.

25 Термин, вероятно, староиранский.

 

лучал определенное количество зерна с каждого подведомствен­ного ему двора, была выборной. На деле, однако, известны но крайней мере две «чужеземные» кадийские династии Хунзаха, ко­торые передавали звание хунзахского кадия на протяжении трех и более поколений. Думается, что одной из причин, приводивших к появлению такой не предусмотренной шариатом наследствен­ности, было то, что хунзахский кадий находился по своей должно­сти в центре внутриполитической жизни Аваристана и внешнепо­литических вопросов общедагестанского, общекавказского и даже более широкого уровня. Интересы членов Хунзахской общины тре­бовали назначения кадием человека не местного, как не подвер­женного давлению своего клана. В то же время по своей должно­сти этот кадий имел доступ к материалам и мероприятиям, затра­гивающим интересы многих населенных пунктов Дагестана. Возникало, таким образом, противоречие, выступавшее в форме просачивания наружу информации о тайных хунзахских планах, которая выявлялась после возвращения отставного кадия к себе домой. Необходимость ликвидации названного противоречия, ви­димо, и создала условия для формирования в Хунзахе «чужезем­ных» по происхождению наследственных кадийских фамилий. Сле­дует также отметить и то, что хунзахские кадии как лица, чье утверждение в должности зависело от нуцалов Аварии, старались демонстрировать почтение к последним, проводить «нуцальскую* линию». Этим они отличались от других кадиев горного Дагестане!.

В квартальных мечетях Хунзаха, по крайней мере в самилах-ской, тлярахской и шотодинской, имелись муллы-дибиры, которые руководили текущей молитвой (как) 26, а также занимались иными, чисто религиозными вопросами. Выносить судебные решения они не имели права.

При соборной мечети был в Хунзахе муэдзин будун27 (муэд­зин селения), который считался важной фигурой. Возможно, что муэдзины были и при квартальных мечетях.

Следует упомянуть, что отдельные стороны жизни хунзахцев регулировались так называемым «обычным правом» — адатом28, который по-аварски назывался еще и батль (балъ) 29. Для разбора вопросов по нормам «обычного права» существовали специальные судьи, именуемые по-аварски чухби (ч1ух! би).

26 Термин этот употребляется также в языке цудахарских даргинцев и лакцев.

27 Слово это является искажением арабского муадзин; сравни лакское мудун.

28 Этот термин по происхождению арабский (адат — «обыч-ай, обыкнове­ние, привычка»).

29 Другое значение этого слова «борозда». В данной связи нельзя не отме­тить, что в самых различных языках мира термин для обозначения обычного права имеет еще второе значение — «ряд, линия».

2 Заказ 1225 '7

Административный аппарат хунзахской сельской общины со­ставляли, наряду с глашатаем-мангушем, исполнители — эли (г! сл\ мм. ч. г! алаби//г! улдул). Они проводили в жизнь решения судей-чухби и выполняли другие задания.

Не секрет, что в Дагестане отдельные, особенно древние и тра­диционно влиятельные населенные пункты имели по несколько на­званий, которые при этом не являлись чужеземным искажением истинного названия села (примеры искажения истинного назва­ния пункта: старорусское «Стекольня», что происходит от швед­ского «Стокгольм» или общекавказское «Анди», происходящее от андийского Къванну). Что же касается примеров с названиями пунктов, которые не являются искажениями истинных наименова­ний, то здесь можно упомянуть лезгинское Яхул-шаеьар (лакское сел. Кумух) при собственно лакском Гъумучи (древняя форма Гъумуки) или аваро-даргино-лакское Азайни (кумыкское сел. Тар-кп) при собственно кумыкском Таргъу. Состоявшее из многих се­лений Хунзахское «общество» (хунз) и сам Хунзах также имели чужеземные названия, которые не являются искажениями истин­ного наименования. Даргинцы предгорий называли Хунзах и Хун­захское «общество» термином XlueapXluoap, а горцы, кажется, термином Хъарахъ. У лакцев имеется свое наименование Хунза-ха — ЯртащиЯртахьи. У чеченцев и ингушей — Джаяхъ при джай «хунзахец». По-андийски Хунзах — Гьайбул, по-годоберин-ски — Гьабул, а по-каратински — Гьалби. Ахвахское название Хунзаха — Итлятль (Илъалъ); по-видимому, оно является сохра­нившимся в языке ахвахцев подтверждением хунзахских преданий (запись XIX в.), гласивших, что в далеком прошлом Хунзах был единственным поселением хунзахского «племени» и располагался недалеко от современного сел. Итля (Илъа),

Северокавказские татары, то есть тюркоязычное население региона, называли в прошлом аварское сел. Хунзах термином Авар-ас нт, а все Хунзахское «общество» — Авар. Данный факт является весьма важным. Когда в средневековом письменном источнике, составленном на одном из восточных языков, мы видим слово «Авар» в связи с горной частью Северо-Восточного Кавказа, то имеем отныне основания не сомневаться в том, что подразуме­ваются сел. Хунзах или Хунзахское «общество».

О существовании многочисленных ны-не сёл Хунзахского «об­щества» впервые сообщается в XVII—XVIII вв. Данное обстоя­тельство и некоторые другие моменты дают основания полагать, что в домонгольское время и позднее — в XIV—XV вв. на терри­тории названного «общества» имелось лишь одно «аварское» (хунзахское по «племени») крупное поселение — «город» Хунзах и масса мелких населенных пунктов типа хуторов. Следовательно, вплоть до XV-—XVI вв. понятия «город» Хунзах и Хунзахское

«общество» были, по сути дела, идентичными. Таким образом, вплоть до указанного времени жители Хунзаха и большинства известных нам селений Хунзахского «общества» (Хундсрил бо) имели одну общую историю.

Примерно до середины XIV в. в Сулакском бассейне сущест­вовало государство, которое было широко известно на мусульман­ском Востоке под названием Сарир. Столицей его был Хунзах, и на это прямо указывают восточные авторы, когда описывают события VIII и X вв. Грузинские историки же XI—XIII в. назван­ное государство именуют владением «хунзов», то есть хунзахцев. Поэтому упоминаемые в восточных источниках события, в которых фигурируют Сарир и сарирцы, думается, можно относить к исто­рии Хунзаха и хунзахцев, ибо участие последних в таких событиях, по крайней мере в качестве организующей и руководящей силы, несомненно.

При работе над данной книгой мы старались учесть каждый имеющийся в достоверных источниках факт из истории Хунзаха с древних времен до рубежа XVII—XVIII вв. включительно (1699—1700 гг.). В связи с популярным характером книги ссылки на источники не даются, но при этом в тексте каждый раз сооб­щается, откуда взят тот или иной факт, особенно если ои интере­сен по содержанию.

ДРЕВНОСТЬ

На Хупзахском плато старейшие следы человеческой жизни относятся, как считает известный специалист по истории аварского народа Д. М. Атаев, к концу III тыс. до н. э. Расположены они на северной стороне горы Чинна-меэр. В связи с этим следует упомя­нуть о том, что согласно старинным хунзахским преданиям древ­нейшая обитель хуизахского «племени» располагалась неподалеку от современного, хунзахского по происхождению сел. Итля, то есть как раз на северной стороне названной горы.

Эти следы представляют собой поселение с жилищами тур лучного типа (из жердей, обмазанных глиной), где жили только летом люди, приходившие со своим скотом, как считает Д. М. Ата­ев, с территории равнинного Дагестана. Отмстим здесь также то, что у краеведа Л. Д. Казамбиева хранятся каменные орудия, най­денные неподалеку от сел. Хунзах.

Начальный период железного века представлен на Хунзахском плато единичными находками. Так, например, неподалеку от сел. Тануси удалось обнаружить бронзовый трехлопастный нако­нечник стрелы — предмет, характерный для культуры ираноязыч­ных степняков-скифов (VII—IV вв. до н. э.). К I в. н. э. относится стеклянная чаша из Хунзаха, вывезенная до революции is Венгрию. Более поздние памятники материальной культуры па территории плато и в том числе в районе Хунзаха многочисленны.

Не секрет, что в собственных преданиях некоторые городские и сельские общины, отдельные роды уходят своими корнями в чрезвычайно глубокую древность. Такие «местные» легенды вы­зывают, однако, со стороны окружающих чаще всего скептическое отношение. Другое дело, когда перед нами предание, а лучше не­сколько преданий чужеземного происхождения. К последним доверие возрастает особенно сильно, если они записаны много сто­летни тому назад.

В XI в., то есть примерно 900 лет тому назад, в Грузии, кото­рая вступила тогда в период своего политического, экономического и культурного расцвета, жил историк Леонти Мровели. В своем сочинении, составленном на основании устных преданий и письмен­ных материалов, Л. Мровели приводит сообщения отчасти леген­дарного характера о древней истории Северного Кавказа и Закав­казья. Рассказывая о событиях чрезвычайно глубокой древности, которые имели место якобы задолго до времени правления Наву­ходоносора II в Вавилонии (VI в. до н. э.) и, естественно, до появ­ления Александра Македонского, Леонти Мровели пишет: у биб­лейского Ноя был внук Таргамос1, у последнего было восемь сы­новей, одного из которых звали Лек//Лекан, а «самым знамени­тым в роду Лекана» был герой по имени Хунзах2. В данной связи отметим, что по дагестанским, точнее по аргванийским3 преда­ниям, записанным по-арабски в послемонгольскую эпоху, правите­лем Аварии был, по-видимому, в XII в. некий Хунзах («Абумуслим умер там по истечении тридцати лет. Затем в Аваристане появил­ся муж из потомков Сураката по имени Хунзак. Султанская власть над Аваристаном осталась в его руках. Умножились его потомки, и та султанская власть переходила между ними от одного к дру­гому. Все князья Хунзака — из числа потомков Сураката, а не из потомков пророка»). С другой стороны, в сел. Хунзах М.-С. Д. Саи-довым была найдена рукопись, переписанная рукой «Адама, сына Кархана4, сына Адама, сына Кархана, сына Хунзака» в 1372 г. Таким образом, указание Л. Мровели на существование в прошлом на Северо-Восточном Кавказе имени собственного «Хунзах» под­тверждается достоверным материалом дагестанского происхож­дения.

Л. Мровели далее пишет, что под давлением кочевых племен названный потомок Лекана «ушел» с принадлежащей ему терри­тории современного равнинного Дагестана. Переселившись «в гор­ную теснину», он «воздвиг там город и дал ему свое имя» — Хун­зах. Событие это произошло, по словам названного автора, задол­го до построения Дербента, имевшего место якобы в правление легендарного иранского шаха Феридуна.

1 По мнению специалистов по истории Древнего мира, в VIII в. до н. э. на территории нынешней восточной Турции, в верховье р. Евфрат существовало царство, именуемое «Дом Тогармы». Этот Тогарма идентичен армянскому То-горму и грузинскому Таргамосу. Правящая династия в этом царстве была, пред­положительно, армянской по происхождению.

2 В рукописях: Хозоних //Хузуних. В связи с данной формой отметим, что закатальские аварцы сел. Хунзах называют Хунзохъ.

3 Древнее аварское селение Аргвани расположено в Гумбетовскои районе ДАССР.

4 Известный ориенталист А. Р. Шнхсаидов предлагает читать это имя Гулихан.

Согласно Л. Мровели, правивший за несколько поколений до появления пророка Зороастра (VIII—VII вв. до н. э.) шах Кейка-вус вторгся однажды в Дагестан со стороны Эрети, то есть Зака­тала. Там, в горной стране леков (ЛекетиЛекэт) правитель последней — «главарь леков», который был потомком героя Хун-: -аха («родом хунзах и чародей»), применил, однако, волшебство, в результате чего иранское войско было вынуждено без каких-либо успехов возвратиться назад.

Повествование грузина Мровели о времени основания Хунзаха отчасти подтверждается поэмой «Искендер-наме», созданной на персидском языке Низами Гянджеви — знаменитым азербайджан­ским поэтом XII—XIII вв., который, однако, по своему происхож­дению принадлежал к одному из лезгинских племен. Он через 200 лет после Леонти Мровели пишет, что во время правления Алек­сандра Македонского (IV в. до н. э.) в местопребывании «владыки высокого Сарира», в его горном замке, которому (как ясно видно из нижеприводимых источников) соответствует Хунзах, хранился трон потомка Феридуна, древнего иранского шаха Кейхосрова, н его волшебный кубок.

О нахождении трона и кубка Кейхосрова в Дагестане, в гор­ском государстве, столицей которого был всегда Хунзах, сообщает, кстати, безымянный персидский географ XIII в. в своем произве­дении Аджаиб ад-дунья.

Небезынтересными в связи с затронутым здесь вопросом яв­ляются и старинные дагестанские предания, донесенные до нас некоторыми списками «Дербенд-наме», которое было составлено в конце XVII в. В них Хунзах отождествляется с крепостью Их-рана и затем говорится, что современник Зороастра легендарный богатырь Исфандияр, сын шаха Гуштаспа, установил там золотой трон. После этого, согласно названным преданиям, Ихран стали называть Сариром, а его правителя — владыкой трона или кага­ном гор.

Итак, в домонгольское время (XI—начало XIII в.) и позднее среди культурных и образованных христиан и мусульман сущест­вовали предания, в которых Хунзах объявлялся населенным пунк­том, возникшим в глубочайшей древности, не позднее начала пер­вого тысячелетия до нашей эры, то есть задолго до правления Александра Македонского. В этих преданиях проведена при этом мысль, что Хунзах издревле является центром политической, но имеющей элемент сакральности власти в горном Дагестане.

При нынешнем уровне развития исторической науки трудно, конечно, верить в столь древнее существование сел. Хунзах под

его нынешним названием да еще как центра крупного государст­венного образования, хотя не исключено, что со временем архео­логические раскопки могут преподнести нам сюрпризы. Несомнен­но, однако, одно — Хунзах существовал задолго до 739 г. н. э., которым датировано его первое достоверное упоминание в мусуль­манской летописи.

САСАНИДСКАЯ ЭПОХА

В связи с тем, что грузинский историк XI в. Л. Мровели объ­являет правителем страны леков в начале первой половины перво­го тысячелетия до нашей эры безымянного волшебника — потомка легендарного героя Хунзаха, а также в связи с обстоятельством, о котором подробнее будет сказано ниже, представляется нелиш­ним обратить внимание на одно хорошо известное науке сообще­ние армянской историографии. Это упоминание о царе леков Шер-гире (в переводе с персидского — «охотник на львов»), правившем во второй половине IV в. Шергир, по сообщению Моисея Хорен-ского, участвовал на стороне иранцев совместно с албанцами в войне с Византией, которую поддерживали армяне.

Знаменитый среднеазиатский ученый-энциклопедист XI в. Абу Райхан Мухаммад Бируни, которого некоторые современные авторы склонны считать «величайшим из мусульманских ученых», в одном из своих произведений перечисляет титулы известных ему правителей. Упомянув Иран, Византию и Йемен, касаясь Да­гестана, ом говорит лишь о государстве Сарир, главные политиче­ские, культурные и экономические центры которого находились, как известно, в пределах Сулакского бассейна (у Сарира в VIII— IX вв. было две столицы: первая и главная — неприступный для врага Хуизах, вторая — лакский Кумух; в X—XIV вв. у него бы­ла лишь одна столица — Хунзах). Бируни сообщает, что владыка Сарира носит титул ипаджадж. Учитывая, что согласно Л. Мро­вели, потомок героя Хунзаха был «главарем леков», а также беря во внимание сообщение Бируни, не трудно прийти к выводу, что сообщение грузинского автора XI в. Джуаншера Джуаншериани («Жизнь Вахтанга Горгасала») о «царе леков Ипаджадже» (вто­рая половина V в. н. э.) относится к правителю государства с цент-

рами в бассейне Сулака, которое, однако, в то время, по-видимо­му, еще не называли Сариром.

Данные предположения дают, в свою очередь, основания утверждать, что в IV—V вв. н. э. это государство леков, «Лекети», а следовательно, его главный центр Хунзах, были тесно связаны с доисламской иранской империей Сасанидов. Возможно даже, что к тому времени «Лекетия» входила в состав последней на правах широкой автономии.

Хунзахцы, наряду с другими дагестанскими горцами, как под­данные «царя леков», носившего, титул ипаджадж уже во второй половине V в., то есть чуть более 1500 лет тому назад, находясь в составе иранской армии, вместе с грузинами и другими народа­ми Закавказья побывали в юго-восточной части Причерноморья и участвовали в боях с византийцами. В одном из этих боев последние, сражаясь под руководством логофета — полководца По-ликарпоса, «убили царя леков» — ипадоюаджа.

В заключение нужно отметить, что пребывание подданных ипаджаджа в составе иранской армии и посещение ими юго-восточ­ной части Причерноморья должно было оказать в целом благо­творное влияние на этих горцев. Они получили возможность озна­комиться с бытом богатых и развитых народов, с их техническими достижениями, военной и общественно-политической организацией, что, несомненно, должно было обеспечить перемены в жизни оби­тателей государства леков, прежде всего их верхушки.

Итак, есть веские основания начинать историю Хунзаха, как главной столицы —• политического центра государства леков, чьи правители носили титул ипаджадж, по меньшей мере со второй по­ловины IV в. н. э.

В первые века нашей эры одним из великих народов Евразии были авары. В вопросе об их языке (по причине отсутствия даже небольшого списка аварских слов) ученые. выдвигают следующие гипотезы: одни полагают, что авары, по крайней мере их верхуш­ка, говорили на одном из угорских (близких к венгерскому) язы­ков, вторые считают кочевых аваров народом тюркоязычным, третьи — ираноязычным. Но в последнее время на Западе все больше утверждается мнение, что авары, точнее их ядро и прави­тели, говорили на языке, близком к монгольскому.

Народ, носивший название авары, как пишет византийский историк VII в. Феофилакт Симокатта, традиционно считался «наи­более деятельным и способным» среди всех известных тогда кочев­ников. У аваров, как считает знаменитый французский ориента­лист П. Пелье, древние тюрки позаимствовали принципы государ-

ственного устройства и ряд титулов, в том числе титул каган1, имевший значение «верховный правитель, император». Недаром древнерусский летописец говорил про аваров, что они были «ве­лики телом, а умом горды».

В начале 60-х годов V в., как пишет историк V в. Приск Па-нийский, одно из кочевых племен Восточной Европы сообщило византийцам, что на него напало и вытеснило из своей страны другое такое же племя — савиры (сабиры). На последних перед зтим напали авары, которых в свою очередь потеснило какое-то племя, обитавшее «на берегах океана».2 Следует при этом отме­тить, что первое из названных племен современная наука локали­зует обычно в северокавказских степях, а второе — в равнинной части современного Дагестана и далее к востоку, в связи с чем нельзя не упомянуть о существовании вблизи сел. Чиркей топони­ма Сибир лъарг! ал «Равнины сибира»3.

Серединой VI в. датируется второе упоминание об аварах и византийских источниках наряду с так называемыми псевдоава­рами, которые и были народом, создавшим знаменитый Аварский каганат с центром на территории Венгрии. Первые из них, именуе­мые ещё «истинными» аварами, обитали к середине VI в. намного восточнее вторых, которые в свою очередь до переселения в Вос­точную Европу жили, по-видимому, «там, где течет река Тиль». Она же тождествена, по мнению одних ученых, Итилю—Волге, а по мнению других — р. Тарим, текущей в Центральной Азии. Псевдоавары в самом начале 60-х годов VI в. были уже на Дунае, а 567 г. осели на территории современной Венгрии, где их суще­ствование фиксируется до 70-х годов IX в.

Добавим здесь, что, по сообщению вышеупомянутого Феофи-лакта Симокатты, к племенам, из которых образовались псевдо­авары, некоторые люди относили тогда и племя забендер. Совре­менные же ученые считают, что именно ему первоначально принадлежал известный г. Семендер, располагавшийся в восточ­ной части Северного Кавказа.

В данной части работы необходимо указать и на то, что среди западных специалистов по истории кочевых аваров все большее распространение получает мнение, что никаких псевдоаваров не существовало вообще и, таким образом, авары были только одни.

Учитывая, что сел. Хунзах и вся территория Хунзахского «об- ' щества», состоявшего из ряда населенных пунктов, еще в прошлом

1 Сам этот титул в конечном счете, возможно, китайского происхождения.

2 Византийские авторы, как считают специалисты, под океаном подразуме­вали Каспийское море, которое «считалось заливом окружающего море океана».

3 Коренным народам Западной Сибири известен этноним сибырЦсипир как название древнего народа, иногда отождествляемого с предками манси.

столетии назывались по-тюркски Авар4, западноевропейские уче­ные, знакомые с кочевыми аварами и Аварским государством, про­существовавшем в Европе па протяжении примерно трехсот лет, уже давно ставят вопрос о соотношении между дагестанской Ава­рией и европейской. Учитывая тот несомненный факт, что авар­ский язык является одним из дагестанских языков (находится в близком родстве с лакским, даргинским, лезгинским и прочими дагестанскими языками, а также с чеченским), европейские ученые предполагают, что в VI в. часть кочевых аваров проникла в гор­ный Дагестан, на Хунзахское плато. Как обладатели более высо­кой, чем у местного «лекского» населения, военной и государст­венной организации авары, по их мнению, составили политическую и военную элиту горского государства с центром в Хунзахе.

В грузинской летописи «Картлис Цховреба» (конец XVII в.) сказано, что во время правления в Восточной Грузии, в Картли, Гурама-куропалата (конец VI в.) на Северный Кавказ пересели­лись с Востока авары, которые и подчинили себе население назван­ного региона. У этих аваров-кочевников возникла война с Гура-мом-куропалатом, в ходе которой посредником между двумя враждующими сторонами выступил император Византии Юстиниан (527—565). После этого они «помирились», и тогда Гурам-куропа-лат «расселил их в горных ущельях Кавказа, а также в Хунзахе, где они и ныне называются аварами». Самые же знатные из тех кочевых аваров, по «Картлис Цховреба», были поселены на кня­жеских правах в Грузии и именно от них происходят ксанские эриставы, — «воеводы» домонгольского времени и иные представи­тели картлийской знати.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал