Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Айтберов Т. М. 4 страница
i Итак, в VIII в. Хунзах являлся главной столицей Сарнрской державы, местонахождением символа верховной власти — золотого трона правителей, который, возможно, являлся наследием империи кочевых аваров, хотя, по сообщению, например, ал-Якуби, этот трон был прислан в горный Дагестан одним из царей Персии. Владыкам, сидевшим в Хунзахе в первой половине VIII в., подчинялись: Закатальская зона современной Азербайджанской ССР, Цахурский участок в верховьях Самура и почти весь Сулакский бассейн, включая, как сообщают грузинские источники, и Тушетию. Сарир имел весьма значительное население. Прежде всего, вероятно, потому, что и до нашей эры и в первом тысячелетии нашей эры климат в Евразии был чрезвычайно благоприятным, а также потому, что данным государством управляли тогда мудрые правители, которые были фактически независимы от соседних империй, а следовательно, сами регулировали его экономику. В 739 г. му- сульмане разгромили важнейшие центры названной державы и подвергли длительной осаде Хунзах, после чего «владетель золотого трона» обязался вносить ежегодную тяжелую дань халифату, а его государство было включено в состав провинции Арминия. Во второй половине VIII в. территория Сарира, управляемого из Хун-заха, сократилась. Он лишился в пользу Грузии, по крайней мере, части своих земель в Закавказье. СОБЫТИЯ IX в.
чьи наместники — тарханы пребывали тогда в равнинной части Дагестана. Не лишним будет упомянуть здесь и о том, что группа Сал-лама ат-Тарджумана, в которой было, кроме всего, еще 50 «молодых и сильных» мужчин, прошла по западной и южной части Са-рира. Свой путь в горы они начали, скорее всего, от Белокан (в АзССР) и двигались на юго-восток, так что в Хунзахе люди халифа тогда не побывали. Но, несмотря на это, можно предположить, что представления мусульман относительно «страны золотого трона» стали более обширными и достоверными, чем прежние. Начало IX в. характеризуется ослаблением контроля халифата, центром которого был в то время Багдад, над Закавказьем. Как пишет ал-Якуби, в пределах конца 30-х годов IX в., но ранее 841/42 гг. «владыки гор, ал-Баба», то есть г. Дербента, а также «ворот»-замков в системе Дербентского оборонительного комплекса, расположенных на главных путях, ведущих через горы, «овладели» территориями, которые «прилегают к их» владениям, и в результате «ослабела власть» халифа. Древнейший автор мусульманского географического сочинения Ибн Хордадбех (IX в.), написавший первую редакцию своего труда около 847 г., нигде не называет Сарир в качестве составной части провинции Дрминии. Однако он знал о существовании Сарира и писал, что в горах Кавказа одними из «ворот» являются «ворота владыки Сарира». Учитывая это, можно считать, что государство с центром в Хуизахе освободилось к тому времени из-под владычества халифата. Предположение это подтверждается, к примеру, словами Саллама ат-Тарджумана, придворного халифа ал-Васика (842—847), которого последний направил однажды на земли, лежащие к северу от Кавказа. Местопребывание халифа Саллам ат-Тарджуман покинул «с письмом от ал-Васика к Исхаку ибн Исмаилу» — правителю мусульманского в то время Тбилиси, «чтобы он нас принял». Ис-хак, который к тому времени, по сути дела, уже вышел из-под власти Багдада, в связи с чем против него высылались халифские войска (например, в 841/42 гг.), «написал о нас владетелю Сарира, владетель Сарира написал владыке Аллана». Сам же халиф ал-Васик, вероятно, не имел реальных возможностей даже чисто формально обратиться к правителю Сарира в приказной форме — написать ему «письмо». Стало быть, горское государство со столицей в Хунзахе в 40-е годы IX в. было уже полностью независимо от Аббасидского халифата. Вместе с тем следует, видимо, обратить здесь внимание и на то, что, судя по записке Саллама ат-Тарджумана, к указанному времени Сарирская держава имела натянутые и даже, возможно, враждебные отношения с Хазарией, Правитель-эмир Тбилиси, вышеназванный Исхак ибн Исмаил, хотя и оказал услугу халифу ал-Васику и внешне вроде бы признал верховную власть последнего, однако фактически продолжал сохранять свою независимость от Багдада. Поэтому следующий халиф из династии Аббасидов ал-Мутаваккил (847—863) направил против эмира Исхака большое войско во главе с турком по имени Буга. В августе 853 г. Буга взял г. Тбилиси, сжег его и казнил эмира Исхака. Для нас данное событие интересно тем, что, как сообщает знаменитый мусульманский историк ат-Табари (ум. в 923 г.), воины ал-Мутаваккила обнаружили, что жена эмира Исхака, который происходил из рода Омеядов (правил халифатом с 661 г. по 750 г.), являлась дочерью правителя Сарира. Написанная по-арабски в XII в. «История Ширвана и ал-Баба» дополняет сведения ат-Табари относительно семьи эмира Исхака. В ней говорится, что после казни последнего полководец Буга отослал «его жену и детей» к халифу. Таким образом, уже в IX в. знатная женщина, родившаяся в Хунзахе и, видимо, принявшая ислам в Тбилиси, попала на территорию Ирака, ко двору халифа ал-Мутаваккила. Брак эмира Исхака с дочерью правителя Сарира вряд ли следует считать случайным явлением, простым следствием страстной любви мусульманского князя и «неверной» княжны. Скорее, здесь имела место политика общекавказского масштаба: желание обеспечить хунзахцев тбилисскими ремесленными и иными продуктами, а тбилисцев — хуизахскими воинами. Подобные примеры — попытки решения тбилисско-хунзахских политических и экономических проблем через создание брачных связей на княжеском уровне мы встретим и позднее. Во второй половине IX в. начинаются затянувшиеся на три века сарирско-мусульманские войны, в которых прямое участие, несомненно, принимали хунзахцы — обитатели столицы Сарира. Прежде, однако, чем рассказывать об этих войнах, обратим внимание на описание Сарирской державы и ее столицы, относящееся примерно к середине—началу второй половины IX в. и принадлежащее географу второй половины IX—самого начала X в. Ибн Руста. Согласно последнему автору, а также географическому сочинению конца X в. «Худуд ал-алам» и созданному в XI в. труду Абдалхая Гардизи в состав Сарирской державы IX в. входила довольно обширная горная территория. Наряду с землями в бассейне Сулака и в верховьях р. Самур, составной частью государства с центром в Хунзахе являлись княжество Кайтаг, что примерно соответствует нынешнему Кайтагскому району ДАССР, и часть современного Дахадаевского и Каякентского районов, где располагалось княжество Чандар (отсюда, видимо, и происходит «джандар» — даргинское название кумыков), известное в исторической литературе как «Шандан». Резиденция правителей С-арира располагалась в местноети-«владенни», которая была пзиестна как Авар, то есть в данном контексте......-на Хунзахском плато. Казнохранилище находилось и крепости Кумух (Гъумек) '. Крепость Калял 2, расположенная па «Лекетской дороге», охраняла'главный вход в страну со стороны Закавказья. Важным населенным пунктом Сарирской державы был «город», именуемый Кайтагом, предположительно располагавшийся в урочище Жалаги, вблизи сел. Варсит (ныне в Кайтагском районе), на подступах к мусульманскому Дербенту. В этом городе пребывали кайтагские правители, числившиеся, согласно тексту «ХуДуд ал-алам», в ранге военачальников (по-персидски сипах си л ар) у владетелей золотого трона и пользовавшиеся широчайшей автономией в рамках Сарпр-ской державы. В состав последней на аналогичных правах входил также Чандар с его религиозным центром — «городом» Дибгаши3. Здесь следует отметить, что столь обширные пределы Сарирской державы IX в., превосходящие по отдельным параметрам то, что было в доарабскую эпоху, и которые описываются в трудах Ибн Руста, Гардизи и в «Худуд ал-алам», находят себе подтверждение в «Тарих Дагестан». Там утверждается, что в доисламском Дагестане существовали лишь три «области» — Авар, Равнина и Зи-рихгеран. Хунзах в указанных трудах непосредственно не упоминается. 1 В рукописи: Адмик. 2 В рукописи: Алал. 3 В рукописи: Р-н-х-с. Нет, однако, сомнений, что приводимое в них описание «крепости» •— местопребывания правителя державы и его золотого трона, а также расположенного поблизости «города», в котором обитали конные панцирники, имеет прямое отношение к хунзах-ской истории середины—начала второй половины IX в. Мусульманские авторы X—XI вв. сообщают, что от низовий Волги, где располагалась столица Хазарии, и до пределов горного Дагестана (в современном Хасавюртовском районе) было 12 дней пути. Оттуда, скорее всего, от нынешнего сел. Андрейаул, где в древности располагался «город» Балх, путник, идущий во Внутренний Дагестан, начинал подыматься на «высокую гору», тождественную, как представляется, Салатавскому нагорью. Далее через горные долины, лежащие в бассейне Андийского Койсу. он через три дня достигал местопребывания правителей Сарира. В труде Ибн Руста и в других мусульманских географических сочинениях, таким образом, дается описание дороги Эндирей—Хунзах, проходившей через Аргвани, Игали и Тануси, о существовании которой еще в VIII веке сообщает Ахмад ибн Вадих ал-Исба-хани, характеризуя ее как «путь в страну хазар». Эта дорога для хунзахцев была очень важной, так как по ней выводили скот на зимние пастбища Терско-Сулакской низменности; она также связывала с одним из важнейших торговых и культурных центров тогдашней Восточной Европы — городом Итиль, стоявшим в низовьях Волги. Местопребыванием правителей Сарира и хранилищем принадлежавшего им золотого трона являлась тогда крепость, которая стояла «на вершине горы в четыре фарсаха» и была окружена «стеной из камня». В этой крепости стоял, кстати, еще и серебряный трон, на котором по указанию Гардизи восседали приближенные правителя. Зная, что один фарсах равнялся на мусульманском Востоке 6 км, нетрудно догадаться, что названная «гора» соответствует Хунзахскому плато, длина которого равняется 26 км, высота от 1700 до 2000 м. Окаймленное глубокими долинами Аварского и Андийского Койсу плато действительно подобно горе. Вершина же этой «горы», где стояла крепость, наиболее вероятно, соответствует горе Акаро, на которой археологом Г. Г. Гамбашид-зе зафиксировано существование в прошлом укрепления и христианского храма 4. Из этого в свою очередь вытекает, что расположенный рядом с крепостью и существовавший уже около 300 лет. 4 Там па г.ысоге 2500 м раскопаны остатки храма, которые сопровождаются грузинскими надписями я иными материалами, относящимися примерно к X—XIV вв. то есть по меньшей мере со второй половины VI в., «город», в котором проживали зажиточные воины, тождествен Хунзаху. От крепости влево, в сторону Кайтага и далее на Дербент шла дорога, о чем сообщает Ибн Руста. Дорога эта, о существовании которой еще в VIII в. говорил Ахмад ибн Вадих, характеризуя ее как «путь в Арминию», являлась скорее всего ответвлением «Лекетской дороги». Наиболее вероятно, что она проходила через нынешние селения Гоцатль, Гергебиль, Муги (в Акушинском районе), Урахи (в Сергокалинском районе), Башлы (в Каякент-ском районе) и Маджалис. В связи с потерей земель в Закаталь-ской зоне в 80-е годы VIII в., с одной стороны, и в то же время по причине роста экономического значения Дербента (центра мусульманской цивилизации на Северо-Восточном Кавказе), с другой, значение дороги на юго-восток стало для сарирцев, в том числе для хунзахцев в IX веке, видимо, преобладать над той, которая вела на запад, через Кумух и Калял. Предположение о возрастании роли Дербента в экономике Сарира подтверждается и текстом ал-Истахри, где сказано, правда, относительно к X в., что Дербент — порт для Сарира и других стран Северо-Восточного Кавказа, в которых обитают «неверные». В середине—начале второй половины IX в., по сообщению Ибн Руста и Гардизи, обитатели «крепости», то есть правящая верхушка сарирского общества и ее окружение, а также, видимо, и значительная часть трудящегося населения Хунзахского плато исповедовала христианство; в связи с этим обратим внимание, во-первых, на сообщение армянского автора X в. Т. Арцруни о том, что примерно в середине IV в. Григорэс, внук Григорэса Просветителя, обратил в христианство кавказских горцев авархазов, а во-вторых, — на то, что вышеупомянутый правитель «хунзов» VIII в. Абухосро, судя по контексту «Исторической хроники», являлся христианином. При всем этом, однако, в Хунзахе продолжали сохраняться языческие обычаи. Чистыми язычниками были тогда сарирцы — труженики, проживавшие в «двадцати тысячах ущелий», на большем или меньшем удалении от замка «владетеля золотого трона». К середине IX в. Сарир и близлежащие территории, населенные «неверными», освобождаются из-под власти халифата Аббасидов. В то же время на границах Дагестана возникает два воинственных мусульманских княжества — Дербентское и Ширванское, которые согласно шариату были обязаны либо сражаться с «неверными» до принятия ими ислама, либо заставить их подчиниться
•*. мусульманам. При названных обстоятельствах на Северо-Восточном Кавказе начинаются длительные войны. Так между 853 и 856 годами участник войны с тбилисским эмиром Исхаком — араб Мухаммад ибн Халид вместе с дербентскими «борцами за веру» предпринял поход на «неверных», т. е. немусульман, «живущих по соседству» с Дербентским оборонительным комплексом. Брат этого полководца — Хайсам ибн Халид, который с 861 г. стал правителем, «независимым в делах Ширва-на», согласно «Истории Ширвана и ал-Баба» был известен тем, что «сражался с неверными в стране Сарир». В 876 г. араб Хашим ибн Сурака, ставший с 869 г. эмиром Дербента, как написано в названном источнике, «сделал набег на Сарир и перебил много народу; он захватил их имущество, полонил их детей и женщин и победоносно вернулся». В 878 г. эмир Хашим Дербентский «повторил свой набег и опять вернулся, увенчанный победой». В сообщениях об этих исламских походах на Сарир Хунзах не упоминается. Зная, однако, что основным местопребыванием сарирской элиты была вышеназванная «крепость», нельзя не согласиться с мыслью, что хунзахцы, по крайней мере, в качестве военачальников и организаторов, принимали участие в сражениях с ширваншахом Хайсамом ибн Халидом и дербентским эмиром Хашимом ибн Суракой Итак, есть основание считать, что к 40-м годам IX в, горское государство с центром в Хунзахе стало независимым от мусульманской империи Аббасидов, в связи с чем во второй половине названного столетия оно превращается в объект вооруженных нападений со стороны газиев — «борцов за веру», сражавшихся под предводительством арабских правителей Ширвана и Дербента. В IX в. в состав Сарира входила горная часть нынешней Дагестанской АССР, за исключением мусульманизнрованиой территории расселения большинства народов лезгинской языковой группы. Правителям, сидевшим на горе Акаро, удалось создать столь обширное горское государство, видимо, потому, что они сумели возглавить движение многих племен Дагестана за освобождение от власти халифата. Очевидно, возложенная на владык Сарира Марваном неприятная тяжкая обязанность — ежегодно отправлять в Дербент са-рирскую молодежь в качестве рабов, а также значительное количество продуктов питания — позволила им сосредоточить в своих руках по сути дела при помощи мусульман огромную власть. С другой стороны, тактически верная линия шахов горного Авара на поощрение контактов своих подданных с «чужаками и при- шельцами», которые «перемешиваются» с ними (на это обращал внимание ал-Истахри), позволила лучше усвоить передовые достижения Востока, в том числе, видимо, и на военном поприще. Эти факторы, а также такой важный на начальном этапе момент, как неприступность столицы — Хунзаха, создали предпосылки для того, чтобы в момент ослабления военной мощи халифата борьба горцев за освобождение от мусульманского ига пошла под руководством правителей Сарира. IX в. знаменателен для нас также тем, что к этому времени относится самое раннее достоверное сообщение о принадлежности хунзахцев к христианам, причем не исключено, что армянского толка. Одним из аргументов в пользу такого предположения является то, что такое фундаментальное понятие, как «крест», передается в аварском языке словом армянского происхождения хъанч.
|