![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие идеи
Можно согласиться с Делезом, который считал основной задачей низвержение платонизма, как и согласится с тем, что сохранение при этом многих черт платонизма желательно. Опровергнуть же платонизм, по Делезу: «отвергнуть примат оригинала над копией, образца – над образом. Восславить царство симулякров и отражений» (Раз и повт. с.90)
Делёз подчеркивает проблематичность Идеи, вспоминая при этом Канта, который, как мы знаем, считал сутью Идеи её проблематичность и антиномичность. Для него Разум – это, прежде всего, способность ставить проблемы. Хотя у Канта присутствует момент негативизма в оценке Идеи, который потом будет развит позитивистским направлением в философии. Но, как правильно подчеркивает Делёз, это не является основным в оценке Кантом Идеи. Имение поставить проблему, задать «идею» чего-либо как проблему – это непустое занятие, а обладающая смыслом и содержательостью деятельность мысли. Идеи, говоря языком Делёза «кишат в трещинах», которые возникают в результате искажений и мутаций ментальности, путаясь произвести «штопку» разорванной ментальности. Более того, идеи динамичны, они движутся и меняются, в этом их суть. Здесь Делёз берет образ дифференциала для понимания Идеи. Идея получает свою определенность через «отношение», как и дифференциал через отношение бесконечно малых – dy / dx. Но это у Делёза не только образ, дифференциальное исчисление для него есть производное от этой исходной динамики Идеи. И дифференциальное исчисление это – «лишь математический инструмент, который даже в в своей области не обязательно представяет самую законченную форму выражения задач и создания решений относительно порядка воплощаемых им диалектических Идей»(Р.и п. с.224). Он вообще рассматривает дифференциальное исчисление крайне широко: «если Идея- дифференциал мышления, то каждой идее соответствует дифференциальное исчисление- алфифит того, что значит мыслить. Дифференциальное исчисление – это не плоский утилитарный счет, грубый арифметический счет, подчиняющий мышление другим вещам и другим целям, но алгебра чистого мышления, высшая ирония самих задач – единственное вычисление «по ту сторону добра и зла»» (Р.и п. с.225)
Далее Делёз утверждает: «Идеи – это множества; каждая Идея – множество и разнообразие» (Р.и п. с.225). Идея – это Структура, понимаемая как комплекс взаимодействующего множества элементов.
Вот что он пишет относительно этого: «Мы называем дифференциацией (differentiation) определение виртуального содержания Идеи; мы называем дифференсиацией (differensiation) актуализацию этой виртуальности в различных частях и видах» (Р. и п. с.254). Хочется заметить, что совершенно непонятно зачем вводить эту новую терминологию в философствование и без того перегруженную различными концептами с «блуждающими» значениями. На мой взгляд – это явно безответственный поступок для философа, который уважает сферы своей деятельности.
«Идея целиком включена в математико-биологическую систему дифферен ц\с иации. Но математика и биология фигурируют здесь лишь в качестве технических моделей исследования двух половин различия – диалектической и эстетической, темы виртуального и процесса актуализации. Диалектическая Идея дважды детерминирована разнообразием дифференциальных связей и дистрибуцией соответствующих особенностей (дифферен ц иация). Эстетическая актуализация дважды детерминирована спецификацией и составом (дифферен с иация). Спецификация вополощает связи, а состав – особенности. Актуальные качества и части, виды и числа соответствуют элементу количественности и элементу качественности Идеи» (Р.и п. с.270) Но есть еще третий аспект, подчеркивает Делёз, который доколичественен и докачественен – это потенциальность и драматизм Идеи.
|