Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория ментальных форм
РИЗОМА
Делёз и Гваттари исповедуют принцип «ризомы». Этому принципу они посвятили книгу «Ризома. Введение» (1976). Авторы этой книги производят различие между двумя типами культур. Это «корневая» или «древесная» культура, и культуру «корневища». Первый тип- это тип классической культуры, которая основана на принципах подражания природе и установления определенного порядка в ментальности. Принцип же культуры «корневища» – это принцип культуры «постмодерна», который имеет основой понимания мира как хаоса, где все перепутано между собой и не поддается упорядочению. Организующий центр отсутствуют, а есть хаотичное перелетение различных корней и корешков, тесно переплетенных между собой и образующих достаточно крепкую «дерновую» основу современной культуры. Г.Г. Соловьева так пишет о ризоме: ««Ризома» противопоставлятеся традиционному принципу организации человеческой культуры – принципу дерева, когда от единого ствола расходятся ветви и первопринцип определяет все многообразие. «Ризома» же подобна росту травы, свободной от связующего центра и строгой обязательности единого корня. Травы, развевающейся на ветру, полыхающей разноцветьем. На языке логики это означает: отсутствие первопринципа, жесткой дедукции и индукции, * признание множества самостоятельных логических центров; мыслительные линии, избегающие пересечения и все же перескакивающие через разломы и трещины» (Соловьева Г.Г. Негативная диалемма: новый тип философствования \\ Историко-философский ежегодник, 91. М., 1991. С.109-110)
СКЛАДКА
Понятие «сладка», введенное Ж. Делёзом, как философский концепт (мысле-образ) материального и духовного пространства-ландшафта встречалось в философии XX века. Эту идею применял М. Мерло-Понти в «Феноменологии восприятия», применял её и М. Хайдеггер для описания своего «Dasein». «..сгибы имеет именно душа, именно она наполнена сгибами. Сгибы находятся в душе, и актуально существуют только в ней. Воистину-это «врожденные идеи»: это чистые виртуальности, чистые потенции, чье действие проявляется в составе или задатках (сгибах) души, и чье завершенное действие состоит в каком-либо действии, совершающемся в душе (внутренний разгиб).Это столь же верно и для мира: весь мир- не что иное, как виртуальность, существующая актуально лишь в сгибах выражающей его души, ибо душа действует благодаря внутреннему разгибу, посредством которого она составляет представление о включенном в нее мире» (Делёз Жиль Складка. Лейбниц и барокко. М., 1998. С.41).
ХАОС
«Три вида мысли пересекаются, переплетаются, но без всякого синтеза или взаимоотождествления. Философия вызывает события с помощью концептов, искусство воздвигает памятники с помощью ощущений, наука конструирует состояния вещей с помощью функций. Между этими планами может образовываться плотная ткань соответствий. Но в этой сети имеются и высшие точки, в которых ощущение само становится ощущением концепта или функции, концепт – концептом функции или ощущения, функция – функцией ощущения или концепта» (Делёз Ф., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.254-255)
«Философия, искусство и наука - это не ментальные объекты мозга - субъекта, но три аспекта, в которых мозг становится субъектом» (Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.268)
Ментальность представляет из себя «Хаос». Задачей ментальных форм является упорядочение этого «Хаоса»: «Все, что нам нужно, - немного порядка, чтобы защититься от хаоса. Нет ничего более томительно-болезненного, чем мысль, которая ускользает сама от себя, чем идеи, котррые разбегаются.» (Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.256). Это упорядочение осуществляется в разных планах, основой единства которых является «Мозг». «Мысль в своих главных формах - искусстве, науке и философии – характеризуется одним и тем же: противостоянием хаосу, начертанием плана на хаос. Но философия стремится сохранить бесконечность, придавая ей консистенцию, - она чертит план имманенции, который увлекает в бесконечность* события или консистентные концепты под воздействием концептуальных персонажей. Напротив, наука отказывается от бесконечности, чтобы завоевать референцию, - она чертит лишь план индефинитных координат, которым в каждом конкретном случае определяются состояния вещей, функции или референциальные пропозиции под воздействием частичных наблюдателей. Искусство стремится создать такое конечное, которое вновь дает бесконечность, - оно чертит план композиции, который сам несет в себе памятники или составные ощущения под воздействием эстетических фигур» (Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.253)
«Три вида мысли пересекаются, переплетаются, но без всякого синтеза или взаимоотождествления. Философия вызывает события с помощью концептов, искусство воздвигает памятники с помощью ощущений, наука конструирует состояния вещей с помощью функций. Между этими планами может образоваться плотная ткань соответствий. Но в этой сети имеются и высшие точки, в которых ощущение само становится ощущением концепта или функции, * концепт – концептом функции или ощущения, функция- функцией ощущения или концепта» (Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.254-255)
«Три плана, каждый со своими элементами, несводимы друг к другу: план имманенции в философии, план композиции в искусстве, план референции или координации в науке; форма концепта, сила ощущения, функция познания; концепты и концептуальные персонажи, ощущения и эстетические фигуры, функции и частичные наблюдатели» (Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.277)
|