Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логика смысла
«Логику смысла вдохновляет дух эмпиризма. Только эмпиризм знает, как выйти за пределы видимостей опыта, не попадая в плен Идеи, и как выследить, поймать, заключить, а может быть и самому вызвать фантом на границе продолженного и развернутого до предела опыта. Э. Гуссерль называет это предельное отношение выражением. Он отделяет последнее от обозначения, манифестации и доказательства. Смысл – это то, что выражается. Гуссерлю в меньшей степени, чем Мейнонгу, удалось заново прикоснуться к живому источнику вдохновения Стоиков. Так, например, когда Гуссерль размышляет по поводу «перцептивной ноэмы»» или «смысла восприятия», он с самого начала отличает их от физических объектов, от всего психологического, или жизненного, от ментальных представлений и от логических понятий. Он описывает ноэму как бесстрастную и бестелесную сущность, лишенную физического или ментального существования, которая ни действует, ни подвергается воздействию – чистый результат, или чистое «явление»» (Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995. С.36)
СМЫСЛ
Смысл человеческого существования – это основа философствования. В частности, это выражается в поиске смысла, заключенный в словах-знаках, которые обозначают те или иные события бытия. Смысл – это то, что «блуждает» между этими словами-знаками и миром. Смысл диалектичен, в нем объединяются истина и ложь, он является поверхностью, границей между верхними неподвижными Идеями - знаками и глубиной неясного и бушующего Бытия. Он есть поверхность, на которой рождаются метастабильные образования, какие-то более-менее устойчивые центры кристаллизации, вокруг которых и группируются формы человеческой культуры. Проблема Смысла – это центральная проблема философствования XX века, века в котором этот Смысл становится все более и более проблематичным. Делёз пишет, что именно Смысл, как центральное понятие, приходит на смену прежним метафизическим Сущностям. Что такое Смысл, по Делёзу? «Смысл- это и выражаемое, то есть выраженное предложением, и атрибут положения вещей. Он развернут одной стороной к вещам, а другой – к предложениям. Но он не сливается ни с предложением, ни с положением вещей или качеством, которое данное предложение обозначает. Он является именно границей между предложениями и вещами» (Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995. С.38). Смысл «…принадлежит не высоте или глубине, а скорее, поверхностному эффекту; он неотделим от поверхности, которая есть его собственное измерение. Это вовсе не значит, что смыслу недостает высоты или глубины, а скорее, это высоте и глубине не достает поверхности, недостает смысла, и они обладают им только благодаря «эффекту», предполагающему смысл» (Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995. С.96).
Далее: «смысл – это четвертое отношение предложения. Стоики открыли его вместе с событием: смысл – выражаемое в предложении – это бестелесная, сложная и нередуцируемая ни к чему иному сущность на поверхности вещей: чистое событие, присущее предложению и обитающее в нём. Второй раз такое же открытие сделали в 14 веке представители школы Оккама Григорий Римини и Николай д΄ Аутрено, а в третий раз – в конце 19 века выдающийся философ и логик Мейнонг. Разумеется, такая историческая датировка не случайна. Мы видим, что открытие Стоиков предполагало ревизию платонизма. Аналогичным образом, логика Оккама была направлена на снятие проблемы универсалий, а Мейнонг боролся с гегелевской* логикой и породившей её традицией» (Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995. С.34-35)
Смысл различен от значения: «значение отсылает только к концепту и способу его соотношения с объектом, обусловленным в поле представления; смысл же подобен Идее, развивающейся в допрезентативных определениях» (Р. и п. с.193)
|