Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы эпистем
ЭПИСТЕМА XIV-XVI ВВ.
Он пишет, что до XVI столетия имела огромное значение категория сходства. Именно она «…в значительной степени определяла толкование и интерпретацию текстов; организовывала игру символов, делая возможным познание вещей, видимых и невидимых, управляла искусством их представления» (Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994. С.54). Основными фигурами сходства являются: пригнанность, соперничество, аналогия, антипатия. Основа сходства – это приметы. Фуко пишет: «Нет сходства без приметы. Мир подобного – это непременно мир примет»(там же, С.63). Он уделяет большое внимание языку: «В XVI веке реальный язык – это не единообразная и однородная совокупность независимых знаков, в которой вещи отражаются словно в зеркале, раскрывая одна за другой свою специфическую истину. Это, скорее, непрозрачная, таинственная, замкнутая в себе вещь, фрагментарная и полностью загадочная масса, соприкасающаяся то здесь, то там с фигурами мира и переплетающаяся с ними, вследствие чего все вместе они образуют сеть меток, в которой каждая может играть и на самом деле играет по отношению ко всем остальным роль содержания или знака, тайны или указания. Взятый в своем грубом историческом бытии, язык XVI века не представляет собой произвольную систему; он размещается внутри мира и одновременно образует его часть, так как вещи сами по себе скрывают и обнаруживают свою загадочность как язык и так как слова выступают перед человеком как подлежащие расшифровке вещи»(там же, С.71). Но, далее, подчеркивает он, в классический период происходит разделение «слов» и «вещей», между ними возникает посредник- мысль, которая упорядочивает язык, упорядочивая соответственно и мир вещей. Более точную интерпретацию такого рода «эпистемы» дает П.Л.Лавров в концепции «аффективного» сознания: «Под влиянием аффекта человек (и всякое существо, способное к аффекту) усваивает сознание различие предметов по симпатиям и антипатиям, ими внушаемым, располагает их в некотором последовательном порядке по предпочтению одного другому. Деятельность перестает подчиняться неосознанному или неясному побуждению инстинкта и привычки; она руководится сознанным аффектам, обращается в деятельность аффективную. Аффекты, сталкиваясь между собою, вступая в борьбу, вызывают начало деятельности, которая становится как бы рассудительной, допускает некоторую долю иллюзии свободного и сознательного выбора» (Лавров П.Л. Введение в историю мысли \\ Знание 1874 №1. С.8). Фуко далее пишет: «В XVI веке реальный язык-это не единообразная и однородная совокупность независимых знаков, в которой вещи отражаются, словно в зеркале, раскрывая одна за другой свою специфическую истину. Это, скорее, непрозрачная, замкнутая в себе вещь, фрагментарная и полностью загадочная масса, соприкасающаяся то здесь, то там с фигурами мира и переплетающаяся с ними, вследствие чего вместе они образуют сеть меток, в которой каждая может играть и на самом деле играет по отношению ко всем остальным роль содержания или знака, тайны или указания» (там же, С.71).
ЭПИСТЕМА XVII- XVIII
В культуре Нового времени происходит нарушение этого единства «слов» и «вещей», возникает скептическое отношение к неправомерному символизму мышления средневекового человека. Реальное воплощение этого скепсиса, как верно подмечает Фуко, является фигура Дон Кихота, который перепутал «слова» и «вещи», оказавшись в комичной ситуации. Вот что Фуко пишет: «В начале XVII века, в тот период, который ошибочно или справедливо называют «барокко», мысль перестает двигаться в стихии сходства. Отныне подобие - не форма знания, а, скорее, * повод совершить ошибку..» (Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Спб., 1994. С.85-86). Предпочтение отдается теперь строгой логичности мысли, рассудку, понять теперь означает не истолковать символы мира, а разложить мир на элементы, согласно не принципа «подобия», согласно принципов «тождества» и «различия», описать мир – значит его «калькулировать». Сам язык становится не живым языком, блистающим символическим многообразием, а строгим языком, который больше всего должен быть похож на силлогизм. Слово – это «несовершенное» понятие – такова исходная установка творцов «Всеобщей грамматики». Все эти моменты подчеркнуты М. Фуко совершенно правильно. Но этот новый порядок «слов» и «вещей» он довольно сложно систематизирует в таблицу, которая, в общем правильна, но мало что проясняет в специфике культуры XVII-XVIII вв. В ней правильно отражено, что главным моментом этого рода ментальности является стремление все «калькулировать» и «классифицировать», но это и так ясно и понятно было для всех исследователей культуры этого периода, потому он нам здесь мало что прибавляет к известному. Вот эта таблица:
Всеобщая наука о порядке Простые объекты Сложные представления
Матезис Таксономия
Алгебра Знаки (там же, с.107)
И вот характеристика эпистемы классицизма: «..классическую эпистему в ее наиболее общей конфигурации можно определить как систему, в состав которой входят матезис, таксономия и генетический анализ. Науки всегда несут с собой проект, пусть даже отдаленный, исчерпывающего упорядочивания мира; они всегда устремлены к открытию простых элементов и их возрастающего усложнения; в своей стихии они представляют собой таблицу, раскладку познаний в соответствующий своему времени системе. Таблица является центральным элементом в знании XVII-XVIII веков» (Фуко М. Слова и вещи. Арехология гуманитарных наук. Спб., 1994. с.109)
«Проект всеобщей науки о порядке, теория знаков, анализирующая представление, размещение в упорядоченных таблицах тождеств и различий – таким образом в классическую эпоху коституировалось то пространство эмпирического, которого не существовало вплоть до конца эпохи Возрождения и которое будет обречено на исчезновение с начала XIX века» (С.106).
«классическая эпоха не ведает ни жизни, ни науки о жизни, ни филологии. Существуют только естественная история и всеобщая грамматика. Точно так же нет и политической экономии, потому что в системе знания производства не существует» (С.193).
ЭПИСТЕМА XIX В.
С начала XIX в. Фуко правильно подчеркивает произошло изменение в европейской ментальности. Он это изменение понимает следующим образом: «Начиная с XIX века История развертывается во временном ряде аналогий, сближающих различные организованности друг с другом.* Именно эта История последовательно диктует свои законы анализу производства, живым организмам и, наконец, лингвистическим группам. История дает место аналогичным организациям, тогда как Порядок открывает путь последовательным тождествам и различиям» (Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Спб., 1994. С.244-245).
«Подобно тому как Порядок для классической мысли не был лишь видимой гармонией вещей, их слаженностью, их законосообразностью или же их установленной симметрией, но пространством их собственного бытия, тем, что еще до всякого действительного познания устанавливает вещи в пространстве знания, подобно этому Истрия начиная с XIX века определяет то место рождения всего эмпирического, из которого, вне всякой установленной хронологии, оно черпает свое собственное бытие» (С.245).
Да, действительно, во времена Реставрации, в противовес просветительской идеологии, основанной на принципах рационализма и естественнонаучного типа рассмотрения не только явлений природы, но и человеческого общества, выступает «органический» подход к явлениям. Ошибочно считать, что такая «парадигма» или, следуя терминологии Фуко- «эпистема», возникла лишь под влиянием политических событий Европы времен Французской революции и наполеоновских войн. Такая «эпистема» начала складываться у Лейбница, который в противовес «механицизму» противопоставил аристотелевский «органицистский» подход. Этот «органицистский» подоход касался не только онтологии, но имеет «архетипический» характер, ибо, как известно, эпистемология Лейбница, с его концепцией «мягкой» формы врожденности идей, напрямую с этой «парадигмой» завязана. Ибо одним из существенных свойств организма является его «самоопределение» в мире, организм обладает устойчивой системой, которая, хотя и испытывает изменения под воздействием окружающей среды, но реагирует на него, исходя из своих внутренних принципов самоорганизации. В данном случае, в отношении эпистемологии, применяя этот «архетип», мы обязаны встать на позицию именно «врожденности идей». Этот «органицистский» подход, начал складывать не только у Лейбница, но и нашел отражение уже в самих недрах Просвещения - у Дидро и Робине, но только в сфере онтологии. У Руссо с его апологией «живого чувства», вообще в «сентиментализме» также начали пробиваться ростки этого нового органического миропонимания, посягая уже и на область эпистемологии. Не говоря уже о том, что в биологии того времени он просто «стучался в двери». В немецкой философии этот подход уже выразился не только у Гетё, но и «в вершине Просвещения» – философии Канта, который рассматривал структуры ментальности как «саморганизующуюся систему», имеющую свою «логику» существования и не определяемой напрямую внешним миром. Но даже, приходя к органическому видению мира природы и культуры, нельзя говорить о том, что такое видение могло бы опрокинуть «механицизм» Просвещения. Организм не только имеет отличительной чертой способность к самоорганизации, но организм имеет Историю. Организм развивается. Именно эту черту «органицизма» наиболее ярко мы наблюдаем, естественно, у И.Г. Гердера. В результате к началу Реставрации мы уже имеем сложившиеся «блоки» новой «эпистемы». В этом отношении М. Фуко тоже правильно все это подчеркивает, но адекватно ему мешает понять реальную динамику культуры именно его «структуралистская» методология. Надо было бы проследить движение традиции от рационально-механистического типа ментальности к «органистскому» типу в каждых областях, найти между ними связь, опираясь на реальные факты истории. Но он не делает этого, выхватывая из истории лишь фрагменты для доказательства своих интуиций (именно интуиций, а не дискурса) относительно структуры «эпистемы», которую он обосновывает. Хотя, это простительно, создать целостную картину истории ментальности фантастически тяжело. Тот, кто пробовал создавать «карты ментальности» и динамики движений её, прекрасно понимает это. А потому я не могу относиться слишком строго к этим «потугам» Фуко. Историцизм как методология и «архетип» ментальности получил повсеместное распространение. Удивительно, что у Фуко нет анализа его «родной» французской историографии. Повальное увлечение историей во времена Реставрации известно всем. История заменила в то время философию. Имена О. Тьерри, Ф.Гизо были у всех французов на устах. Не обращает он внимания на популярную в то время концепцию «исторической школы» права Савиньи и Пухты. Не обращает внимания на романтизм во всех его появлениях, который исповедовал «органицизм» (некоторые так называемый «химизм») в противовес механицизму и рационализму. Не обращает он внимания и на историцистско –органическую ориентированность философии Гегеля, Сен-Симона и Конта. Но совершенно справедливо он обращает внимание на то, что теория языка начинает проникаться идеями историцизма и органицизма. Тут имело смысл, конечно, заострить внимание на концепции языка В. Гумбольдта. Фуко правильно пишет, что «новая филология, которая пользуется для характеристики языков критериями внутренней организации, отказалась от распространенных в XVIII веке иерархических организаций, в силу которых одни языки оказываются важнее других, потому что они более точно и тонко расчленяют представления. Собственная ценность признается теперь за каждым языком; они различаются лишь своей внутренней организацией» (там же, с.309). Отсюда, далее пишет Фуко, интерес к редким, недостаточно «цивилизованным» языкам. Более того, языки начинаются рассматриваться в своей динамике, в взаимодействии с другими языками, развивается сравнительное языкознание, проявлется интерес к «живой» устной речи. Интересно, что он рассматривает изменение ментальности и в политэкономии. Он утверждает, что изменение в менталитете привели к переоценке роли труда в экономике. Если в период господства «калькулирующей» ментальности, основная роль отводилась кругообороту денежного капитала, в этом, как известно, состояла идеология меркантилизма, построенной, если следовать терминологии Фуко, на «классической эпистеме».
На смену идеологии меркантилизма приходит, идеология производства, во главу ставится промышленный капитал. Это также завязано на идею «органицистского» подхода к явлениям, что совершенно верно подчеркивает Фуко. Производство представляет из себя систему, организм. Он обладает структурой, которая определена основными фондами: зданиями, оборудованием. Оно может функционировать лишь как организованный процесс, который может успешно существовать как развивающийся организм. Это, хотя не очень четко, подчеркивает Фуко: «Начиная с Адама Смита, время в экономике, уже не будет циклическим временем, в котором чередуются обнищание и обогащение, оно не будет также линейным временем тонких политических операций, которые, увеличивая понемного количество обращающихся денег, тем самым заставляют производство расти быстрее, чем цены: это будет внутреннее время организации, которая растет в соответствии со своей собственной необходимостью и развивается по своим собственным законам, - время капитала и режима производства» (Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Спб., 1994. С.252).
«Экономика XVIII века соотносилась с матезисом как всеобщей наукой о всех возможных порядках; экономика XIX века будет соотносится с антропологией как рассуждением о природной конечности человеческого бытия» (С.282).
После этого анализа создается впечатление, что его «метафизические» предпосылки окончательно его «задавливают» и Фуко начинает уже «философствовать» о человеке, который, видите-ли, появился (вот бы Диоген-киник, который бегал «средь бела дня» по Афинам с фонарем, ища «человека», обрадовался), но скоро «исчезнет». Я не знаю, но насколько мне известно, человек и не исчезал, а может и не появлялся. Основная-то проблема в ментальности последующего времени, особенно со второй половины XIX века, другая – это проблема «отмирания» метафизики, которая была совершенно верно подмечена еще Сен-Симоном и Контом в их концепции перехода человечества от религиозной к позитивной стадий, переходной стадией которой, как известно, является «метафизическая». Каково место философии в новой системе ментальности – вот исходная проблема, которая вызывает постоянные «потрясения» в философии, создает напряжения в ментальном поле. Еще напряжения в ментальном поле вызываются противостоянием «двух культур» - естественнонаучной и гуманитарной.
«Вплоть до конца XVIII века человек не существовал. Не существовал, как ни существовали ни сила жизни, ни плодотворность труда, ни историческая толща языка. Человек – это недавнее создание, которое творец всякого знания изготовил своими собственными руками не более двухсот лет назад» (С.330).
«Область современной эпистемы следует представлять скорее как обширное открытое трехмерное пространство. В одном из его измерений помещаются математические и физические науки, для которых порядок есть всегда дедуктивная и линейная последовательность самоочевидных или доступных верификации высказываний; в другом находятся науки (например о языке, о жизни, о производстве и распределении богатств), которые стремятся к такому упорядочению прерывных, но сходных элементов, что они могли вступить в причинные отношения и образовать структурные постоянства. Между этими двумя измерениями находится некая общая плоскость, которая может показаться, в зависимости от подхода, либо полем применения математики к эмпирическим наукам, * либо областью того, что в лингвистике, биологии и экономике поддается математизации. Что касается третьего измерения, то это философская рефлексия, которая развертывается как мысль о Тожеств; с областью лингвистики, биологии, экономики у нее также есть общая плоскость, ибо в ней могут проявится и на самом деле проявляются различного рода философии – жизни, отчужденного человека, символических форм..» (С.366-367).
|