![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Постмодернисты
ЛИТЕРАТУРА:
ГЛАВА 3 ФИЛОСОФИЯ ДЕЛЁЗА Ж. (1926-1995)
Жиль Делёз – крупнейший философ последней трети XX века, является ярким выразителем кризисного состояния философии. Наиболее интересный философ постмодернизма. Благодаря работам о Ницше: «Ницше и философия» (1962), «Ницше» (1965) был замечен М. Фуко и получил известность. Автор многих работ по философии и истории философии, многие из которых он написал в соавторстве с психоаналитком Феликсом Гваттари (1930-1992). Из них выделяются: «Ницше и философия»(1962), «Различие и повторение»(1969), «Логика смысла»(1969), «Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип» (1972), «Кафка: К проблеме литературы» (1975), «Ризома» (1976), «Складка: Лейбниц и барокко» (1988), «Что такое философия?»(1991), «Фуко». Последнюю работу «Величие Маркса» он не закончил, покончив жизнь самоубийством 3 ноября 1995 г., выбросившись из окна своей парижской квартиры. Типичный философ. «Эстетичность» его работ сочетается с достаточно высоким уровнем философствования. Насыщенность герменевтическими «штудиями» относительно философов прошлого сочетается с определенной системностью мышления. Но его стиль, идущий от Ницше, часто раздражает. По моему мнению, философии современности нужен новый позитивный стиль «смысловой прозрачности», а не туманной «постмодернистской» игры. Но пока мы – философы, имеем то, что имеем. Мы имеем тексты лишь этих «постмодернистских» философов, наслаждающихся гротескными фразами, обыгрывающими фаллические аналогии (больной темой французских философов, которые тяготеют к гомосексуализму), образы шизоидного сознания и т.п. Конечно, такого типа тексты привлекают широкую публику, их книги расходятся большими тиражами, но они не так уж много прибавляют к многовековому опыту философствования. Тем более, если снять всю эту внешнюю «мишуру» эпатажа, и гротескную «витиеватость» их мысли, - то сразу проявляется то, что большинство их мыслей – это переложение мыслей, которые высказаны другими философами в прошлом. Как правильно писала Н.Б.Маньковская: «Побудительным стимулом создания нового метода послужило стремление сложить стереотип западного интеллигента – пассивного пациента психоаналитика, «невротика на кушетке», и утвердить нетрадиционную модель активной личности – «прогуливающегося шизофреника». «Шизофреник» здесь не психиатрическое, а социально-политическое понятие. «Шизо» в данном случае – не еальный или потенциально психически больной человек (хотя и этот случай исследуется авторами), не контестант, тотально отвергающий капиталистический социум и живущий по законам «желающего производства»» (Маньковская Н.Б. Структурно-психоаналитическая эстетика Ж. Делёза и Ф.Гваттари \\ Философские науки 1989 №12 с.34-35) При всей путаности постмодернистской философии, особо можно отметить последнюю их работу «Что такое философия?» (1991), где они философствуют более трезво и систематично. В ней действительно найдена «золотая середина» между пространностью дискурсивных рассуждений и такой же пространностью неупорядоченных образных выражений. В этом смысле начинаешь соглашаться, что философия есть поэзия, ибо этот поэтический строй языка позволяет «архивировать» информацию, сжимать её в нескольких строчках. Именно это, в своей последней работе, Делез и Гваттари сумели сделать.
«ШИЗОАНАЛИЗ»
Для современных французских философов – взлетевших на волне майских событий 1968 года тяжело переживается их «маргинальность» и ненужность в современном мире «симулякров». От того периода, когда их философствование встречало интерес у широких слоев интеллигенции у них осталась ностальгическая тоска. Вполне вероятно, нежелание избавиться от этой «тоски» и привело Ж.Делёза к самоубийству. Хотя дело тут не в том, что философия «умерла», что «философ-пророк», коими они себя представляют больше не нужен. Умерла их «постмодернистская» философия и умерла «пророческая» философия. В XXI веке наступает время философии «размышления над итогами», наступает время не «пророческой», а «думающей» философии. Тем не менее этот «разрыв» приводит к тому, что у постмодернистских философов возникает идеология «воинствующего маргинала», идеология «воинствующего шизофреника» как обвинителя-аналитика существующего общества. Хотя не понятно чем это общество хуже или лучше прежних. Обычное общество со всем своим идиотизмом и грязью, и одновременно со всеми своими лучшими проявлениями – разумностью, стремлением к справедливости и состраданием к ближним. Мир шизофреника противостоит миру мира власти, миру буржуазии. Это мир желания, мир реализации желания, мир свободы. Вот с этой точки зрения мира «свободы» и анализируются все рациональный системы власти в ментальной, социальной и хозяйственной сферы. Концепция более всего «поэтическая», чем «теоретическая». Но в основе, в «ядре» вполне интересная, да и известная. Совершенно непонятно к чему эта «поэтическая» шелуха. Тем не менее эта концепция, оформленная в работе Ж. Делеза и Ф. Гваттари «Капитализм и шизофрения» (1972), четко характеризует весь стиль философствования Ж.Делёза и постмодернистов. Это наслаждение броскими эпатирующими аналогиями, сексуальными символами, стремлением «диссоциировать» устойчивые образования в ментальности. Это им нравиться, но мало прибавляет в анализе действительно синергически существующих реальных артефактов культуры.\\\ Книга вышла в 1994 в рус.пер. но её нигде нет…\\\\\
|