Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Агрессивность
Лоренц справедливо говорит о следующем в своей работе «Агрессия. Так называемое зло»: «Совершенно естественно, что в животном и в растительном мире, кроме целесообразного существует также и все не настолько нецелесообразное, чтобы отбор уничтожил его немедленно. Однако в данном случае мы обнаруживаем нечто совершенно иное. Отбор, этот суровый страж целесообразности, не просто «смотрит сквозь пальцы» и пропускает второсортную конструкцию- нет, он сам, заблудившись, заходит здесь в гибельный тупик. Это всегда происходит в тех случаях, когда отбор направляется одной лишь конкуренцией сородичей без связи с вневидовым окружением. Мой учитель Оскар Хейнрот часто шутил: «После *крыльев фазана-аргуса, темп работы людей западной цивилизации- глупейший продукт внутривидового отбора.» И в самом деле, спешка, которой охвачено индустриализованное и коммерционализованное человечество, являет собой прекрасный пример нецелесообразного развития, происходящего исключительно за счет конкуренции между собратьями по виду. Нынешние люди болеют типичными болезнями бизнесменов- гипертония, врожденная сморщенная почка, язва желудка, мучительные неврозы, - они впадают в варварство, ибо у них нет больше необходимости: ведь они –то прекрасно могли бы договориться работать впредь поспокойнее. То есть, теоретически могли бы, ибо на практике способны к этому, очевидно не больше, чем петухи- аргусы к договоренности об уменьшении длины своих перьев.»(1.48-49) Важную роль в сопоставлении человека и животных имеет феномен агрессивности. Конрад Лоренц подчеркивает: «К сожалению, у высших животных потребность и способность причинять разрушение возрастают прямо пропорционально степени их разумности» (Лоренц К. кольцо царя Соломона. М., 1978 с.19) Способностью убивать представителей своего рода обладают очень немногие представители животного мира - это встречается у личинок плывунов, у крыс (и еще некоторых грызунов) и людей Один из совершенно несостоятельных тезисов отличия животных от человека состоит в утверждении о наличии только у человека нравственных принципов. Эта идея постоянно повторяется у философов вплоть до наших дней. Более прав индонезийский мыслитель Сутан Шарир: «Человек глуп, вульгарен, жесток и отвратителен. Его можно обучить, он может употреблять научную терминологию, чтобы скрывать за ней свою сущность, он может кутаться академическими титулами и дымкой утонченности и культуры, но тем не менее зверь, которого он таит в себе, обнаруживается постоянно» (р.88). Как не вспомнить восторг героя романа Э. Золя «Человек-зверь» Жака Лантье, который «сдернул» с себя эту «дымку утончености и культуры»: «Наконец-то он утолил свою ненасытную жажду, наконец-то он убил! Да убил! Им овладела неистовая радость, он весь содрогался от нестерпимого наслаждения, вечно мучившее его желание осуществилось!»(Золя Э. Собр.соч в 26-ти т. Том 13 М., 1964 с.597) Но, как не странно, с С. Шариром и Э. Золя нельзя согласиться, и если брать «нравственную» сторону вопроса о «хищничестве» зверей, то, как правильно говорит лауреат Нобелевской премии, выдающийся этолог и один из ведущих философов современности К. Лоренц - «можно лишь пожалеть о том, что человек как раз не имеет «натуры хищника». Большая часть опасностей, которая ему угрожает, происходит оттого, что по натуре он сравнительно безобидное всеядное существо; у него нет естественного оружия, принадлежащего его телу, которым он мог бы убить крупное животное. Именно потому у него нет и тех механизмов безопасности, возникших в процессе эволюции, которое удерживает всех «профессиональных» хищников от применения оружия против сородичей. Правда, львы и волки иногда убивают чужих сородичей, вторгшихся на территорию их группы; может случиться даже, что во внезапном приступе ярости неосторожным укусом или ударом лапы убьет члена собственной группы.. Однако подобные исключения не должны заслонить тот важный факт, что все тяжеловооруженные хищники такого рода должны обладать высокоразвитыми механизмами торможения, которые.. препятствуют самоуничтожению вида.» (237) Агрессия. Как утверждал еще Менипп из Гадар (сер. 3 в. до н.э.), создатель всемирно известной «кинической» или «менипповой» сатиры: «Львы не оскверняют себя убийством львов, волки не отравляют волков, кони не вступают в заговор против коней, а слоны не захватывают крепостей, чтобы их разрушать. Звери, живя вместе с нами, становятся ручными, а люди, общаясь друг с другом, становятся дикими. Братья из мести убивают братьев, отцы подсыпают яд своим детям, законные сыновья отрубают головы своим родителям, а жены предают мужей.»(269-270). Как верно говорил наш русский ученый М.А. Энгельгард в своей работе «Прогресс как эволюция жестокости»(1899): «.. что такое свирепость тигра по сравнению с человеческой, по разнообразию, утонченности, вычурности и интенсивности?»(11). Этот русский «Жан - Жак» утверждал, что «.. история человечества, история цивилизации с древнейших времен до XVIII столетия, есть история постепенного ожесточения нравов, развитие свирепости и мучительства, ухудшение человеческих отношений и расцвета взаимной грызни и злобы..»(10). С печалью он констатирует: «Сколько раз люди пытались быть добрыми, и сколько раз эти попытки оканчивались сугубым зверством»(14). Энгельгард утверждает, в духе Руссо, что чем более прогрессирует человечество умственно, тем более оно нравственно деградирует. «Цивилизованный человек – прирожденный преступник»(63)- в этом его глубочайшее убеждение, к сожалению, имеющее достаточное основание на истину. Наша цивилизация действительно во многом напоминает никем не ведомый эшелон, полный пьяных, ошалевших от крови и усталости, прирожденных убийц, образ которого дан Э. Золя в конце романа «Человек-зверь». Выдающийся польский психиатр и одновременно оригинальный философ Антони Кемпински (1918-1972), анализируя психологию эсэсовцев- охранников Освенцима говорит: «Способность преобразовывать мир, которую можно считать специфически человеческой чертой, вмещает в себя огромный диапазон противоречий в природе человека. Они порождают героизм, святость самопожертвования, искусство и науку, но также жестокость, издевательство человека над человеком, насилие и убийство. Чтобы изменить облик мира, проводятся войны; людей истязают в тюрмах и лагерях. Что не вписывается в структуру, хотят навязать окружению, то становится чужим и враждебным и подлежит уничтожению»(Кемпински Происхождение социальной системы которую А. Экзистенциальная психиатрия. М.- Спб., 1998 с.10)
Как не парадоксально, многие черты нравственности – это не данное человеческой культурой, а во многом благоприобретение именно нашей «зверской» природы. Тут можно обратиться к традиции европейского и русского анархизма. В частности, П.Ж. Прудон (1809-1865), крайне популярный в XIX веке мыслитель, утверждает: «До сих пор мы не открыли ничего такого, на что человек мог бы претендовать как на свойственное исключительно ему: общественный инстинкт, нравственное чувство существует и у животных. Совершая некоторые поступки, вызванные состраданием, справедливостью и преданностью, человек мнит себя подобным Богу, забывая, что он при совершении этих поступков следует чисто животному влечению. Мы бываем добрыми, любящими, сострадательными, но в то же время жадными, злыми, сладострастными и мстительными - совсем как животные. Высшие наши добродетели при тщательном анализе оказываются слепыми проявлениями инстинкта. Как они достойны прославления и канонизации!» (160-161) Или как ему вторит, критикуя совершенно неверное и поверхностное понимание учения Ч. Дарвина разного рода политиканствующими «социал - дарвинистами» и юродствующими «ницшеанцами», наш знаменитый философ П.А. Кропоткин(1842-1921): «.. самые понятия о добре и зле и наши умозаключения о «Высшем добре» заимствованы из жизни природы. Они - не что иное, как отражение в рассуждениях человека того, что он видел в жизни животных; причем во время дальнейшей жизни обществами и вследствие такой жизни названные впечатления складывались в общее понятие о Добре и Зле.»(34)
Литература: 1. Лоренц К. Эволюция ритуала в биологическом и культурном сферах\\ Природа. 1969. №11. 2. Лоренц К. Эволюция и априори\\ Вестник МГУ. Сер.7. Философия, 1994. №5.
|