Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Слова и вещи
М. Фуко сделал грандиозную попытку выявить структуру новоевропейской ментальности. Как нам известно, он, сам того не зная, попробовал осуществить тот же замысел, который вынашивал всю свою жизнь Петр Лаврович Лавров, но смог лишь очертить общие контуры, – это его идея написания «Истории мысли». По тому, что эта грандиозная программа не была осуществлена П. Лавровым и по тому, что у М. Фуко эта задача также не реализовалась удачно, можно сделать вывод, что это задача будущего. Тем более, что полноценный анализ истории ментальности (истории мысли) возможен лишь на методологической базе эмпирического рассмотрения реальных артефактов истории. Этого у Фуко не наблюдается, он слишком «заангажирован» на определенную философскую позицию; создается ощущение, что он буквально «подгоняет» реальные артефакты ментальности под заданную схему. Исходная же его установка – это установка структурализма. «Структура» – слишком статична, а потому не может служить методологией анализа артефактов культуры. Для меня это ясно, как и ясно то, что в культуре действует реальный динамичный механизм – «традиция», который одновременно является наилучшей методологией для анализа. Этой попыткой выяснить устойчивые структуры менталитета, которые существовали в европейской истории Нового времени, явилась работа Фуко «Слова и вещи» (1966). Эти устойчивые структуры Мишель Фуко называет «эпистемами». Основной принцип упорядочения этих «эпистем»- это взаимоотношение «слов» и «вещей». Можно согласиться с мнением некоторых, что «эпистема» Фуко представляет собой более глубокую и расширенную модель кантовских априорных структур, или же платоновских «эйдосов» культуры. Эта работа грешит недостатками: фрагментарностью изложения, неуточненностью терминов, анализом по преимуществу французской мысли. С тем, что эта работа была неудачна, молчаливо согласился сам Фуко, в его последующей работе «Археология знания», он, по словам исследователя и переводчика работ Фуко Н.С. Автономовой, более тщательно интерпретирует артефакты истории культуры, и уже не употребляет концепт «эпистема» для анализа истории ментальности. В связи с вышесказанным работа «Слова и вещи» не может служить методологической базой или «научно-исследовательской программой» для анализа культурных феноменов. Тем не менее, для прослеживания истоков философии Делёза, да и за неимением другой, имеет смысл подробно рассмотреть концепцию Фуко, которая хотя не совсем адекватно, но отражает реальные процессы новоевропейской культуры. Рассматривая тот или иной тип культуры надо всегда учитывать её своеобразие, в которое уложены многообразные стороны жизни в какой-то определенный порядок, который даже нельзя уловить посредством рефлексии. Этот порядок сложен, но он определяет все мировидение человека и тип его поведения в культурной общности, Фуко в начале «Слов и вещей» подмечает по этому поводу: «Основополагающие коды любой культуры, управляющие ее языком, ее схемами восприятия, ее обменами, ее формами выражения и воспроизведения, ее ценностями, иерархией ее практик, сразу же определяют для каждого человека эмпирические порядки, с которыми он будет иметь дело и в которых будет ориентироваться. На противоположном конце мышления научные теории или философские интерпретации объясняют общие причины возникновения любого порядка, всеобщий закон, которому он подчиняется, принципы, выражающие его, а также основания, согласно которым установился именно данный порядок, а не какой-нибудь другой. Но между этими столь удаленными друг от друга областями находится такая сфера, которая выполняет функцию посредника, не являясь при этом менее основополагающей: она менее четко очерчена, более непостижима и, пожалуй, менее доступна анализу» (Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Спб., 1994 с.33). Вот эта область, как синтез «сознательного» и «бессознательного духа» – т.е. «менталитет» или «код культуры», - является объектом его исследования. Анализируя европейскую культуру с XVI века Мишель Фуко прослеживает как происходит изменение ментальности. Фуко различает три «эпистемы», которые существовали в европейской культуре нового времени: «эпистема» Ренессанса, в которой слова и вещи взаимно переплетены в символической конструкции; «эпистема» рационализма XVII-XVIII веков, в которой слова и вещи разводятся и соотносятся лишь через мысль, и «эпистема» конца XVIII по вторую половину XX века, в которой «слова» и «вещи» опосредованы языком, жизненной средой и трудовой деятельностью.
|