Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
КУН Т. (1922-)
Томас Кун- известный историк науки. Его работы послужили отправной точкой к анализу реальной истории науки и её социальной роли, в противовес неопозитивисткому анализу научного знания. В работе «Коперниканская революция» (1957) Т. Кун использует при анализе развития науки понятие «научная традиция». Этим понятием он обозначает фактически то, что впоследствии он обозначает понятием «парадигма». Т.Кун, как он сам признает находился под сильным влиянием идей Ж. Пиаже.
Томас Кун известен своей знаменитой книгой «Структура научных революций» (1962), сыгравшей роль «троянского коня» позитивизма. Это был, по словам М. Вартофски, - «супербоевик» - провокационная работа. Она является знаменательной тем, что после её выхода произошел радикальный поворот философии науки от поиска методов обоснования науки к реальному исследованию научной деятельности как таковой на примерах реальной истории науки. До этой работы, он известен еще более ранней работой «Коперниканская революция» (1957)
История науки и проблемы познания.
«Чем более глубоко они изучают, скажем, аристотелевскую динамику или химию и термодинамику эпохи флогистонной теории, тем более отчетливо чувствуют, что эти некогда общепринятые концепции природы не были в целом ни менее научными, ни более субъективистскими, чем сложившиеся в настоящее время. Если эти устаревшие концепции следует назвать мифами, то оказывается, что источником последних могут быть те же самые методы, а причины их существования оказываются такими же, как и те, с помощью которых в наши дни достигается научное знание. Если, с другой стороны, их следует называть научными, тогда оказывается, что наука включала в себя элементы концепций, совершенно несовместимых с теми, которые она содержит в настоящее время… Устаревшие теории нельзя в принципе считать ненаучными только на том основании, что они были отброшены. Но в таком случае едва ли можно рассматривать научное развитие как простой прирост знания» (Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.С.18)
«Наблюдение и опыт могут и должны резко ограничить контуры той области, в которой научное рассуждение имеет силу, иначе науки как таковой не будет. Но сами по себе наблюдения и опыт еще не могут определить специфического содержания науки. Формообразующим ингредиентом убеждений, которых придерживается данное научное сообщество в данное время, всегда являются личные и исторические факторы – элемент по видимости случайный и произвольный» (Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.с.20)
1.НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Кун считает науку формой социальной деятельности, в такой же степени нагруженной верованиями, убеждениями и характерами людей, которые занимаются этой формой деятельности. Вообще, по мнению Т. Куна, научная деятельность имеет социально-психологический характер. Интересно, что он приводит слова М. Планка о том, что теории и идеи в науке умирают только вместе с учеными, сторонниками этих теорий и идей.
2. ПАРАДИГМА И НОРМАЛЬНАЯ НАУКА
Под нормальной наукой Кун понимает исследование, которое опирается на систему каких-то убеждений относительно понимания процессов, которые изучает данная наука, которые приняты научным сообществом. Кун утверждает, что во многом эта роль дают учебники типа «Физики» Аристотеля, «Альмагеста» Птолемея, «Начал» Ньютона, «Электричество» Франклина, «Химии» Лавуазье, «Геологии» Лайеля.
«Нормальная наука, на развитие которой вынуждено тратить почти все свое время большинство ученых, основывается на допущении, что научное сообщество знает, каков окружающий мир. Многие успехи науки рождаются из стремления сообщества защитить это допущение, и если это необходимо, – то весьма дорогой ценой. Нормальная наука, например, часто подавляет фундаментальные новшества, потому что они неизбежно разрушают ее основные установки. Тем не менее до тех пор, пока эти установки сохраняют в себе элемент произвольности, сама природа нормального исследования дает гарантию, что эти новшества не будут подавляться слишком долго.» (21)
«Ученые, научная деятельность которых строится на основе одинаковых парадигм, опираются на одни и те же правила и стандарты научной практики. Эта общность установок и видимая согласованность, которую они обеспечивают, представляют собой предпосылки для нормальной науки, то есть для генезиса и преемственности в традиции того или иного направления исследования» (28) «Цель нормальной науки ни в коей мере не требует предсказания новых видов явлений: явления, которые не вмещаются в эту коробку, часто, в сущности, вообще упускаются из виду. Ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы и к созданию таких теорий другими. Напротив, исследование* в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает» (43-44)
Кун Т. «Объективность, ценностные суждения и выбор теории» (1973). Он выделяет в этой статье пять характеристик «добротной теории»: точность, непротиворечивость, область приложения, простота и плодотворность. «.. нормальная наука сбивается с дороги все время. И когда это происходит* - то есть когда специалист не может больше избежать аномалий, разрушающих существующую традицию научной практики, - начинаются нетрадиционные исследования, которые, в конце концов, приводят всю данную отрасль науки к новой системе предписаний, к новому базису для практики научных исследований. Исключительные ситуации, в которых возникает эта смена профессиональных предписаний, будут рассматриваться в данной работе как научные революции. Они являются дополнениями к связанной традициями деятельности нормальной науки, - дополнениями, разрушающими традиции»(22)
3. ТЕОРИЯ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Томас Кун считает, что новые теории несовместимы со старыми.
Вот что пишет Имре Лакатос: «если, согласно Попперу, наука- это процесс «перманентной революции», а ее движущей силой является рациональная критика, то, по Куну, революция есть исключительное событие, в определенном смысле выходящее за рамки науки, в периоды «нормальной науки» критика превращается в нечто вроде анафематствования» (Лакатош И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995 с.9)
«..защитники конкурирующих парадигм осуществляют свои исследования в разных мирах. В одном мире содержится сдерживаемое движение тел, которые падают с замедлением, в другом – маятники, которые повторяют свои колебания снова и снова. В одном случае решение проблем состоит в изучении смесей, в другом- соединений. Один мир «помещается» в плоской, другой – в искривленной матрице пространства. Работая в различных мирах, две группы ученых видят вещи по-разному, хотя и наблюдают за ними с одной позиции и смотрят в одном и том же направлении. В то же время нельзя сказать, что они могут видеть то, что им хочется. Обе группы смотрят на мир, и то, на что они смотрят, не изменяется. Но в некоторых областях они видят различные вещи, и видят их в различных отношениях друг к другу. Вот почему закон, который одной группой ученых даже не может быть обнаружен, оказывается иногда интуитивно ясным для другой. По этой же причине, прежде чем они смогут надеяться на полную коммуникацию* между собой, та или другая группа должна испытать метаморфозу, которую мы выше называли сменой парадигмы. Именно потому, что это переход между конкурирующими парадигмами не может быть осуществлен постепенно, шаг за шагом посредством логики и нейтрального опыта. Подобно переключению гештальдта, он должен произойти сразу (хотя не обязательно в один прием) или не произойти вообще» (Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.С.190-191)
Кун считает, что принятие той или иной парадигмы часто обусловлено совершенно не теоретическими аспектами жизни ученого, тут имеет значение и личные аспекты биографии, реальная социальная обстановка того времени, в которой живет ученый. Самое главное, что принятие парадигмы в начале не имеет солидного эмпирического обоснования, описание явлений посредством старой парадигмы, может за некоторыми исключениями, имеет большое подкрепление эмпирическим данными, и более успешно верифицируется. Взять, хотя бы, пример между концепцией Птолемея и Коперника. Потому тот, «кто принимает парадигму на ранней стадии, должен часто решаться на такой шаг, пренебрегая доказательством, которое обеспечивается решением проблемы, Другими словами, он должен верить, что новая парадигма потерпела неудачу при решении некоторых из них. Принятие решения такого типа может быть основано только на вере» (Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.С.199)
Варианты более позднего периода (вариант 1969 г.)
Во-первых, он уточняет, что: «Научные сообщества могут и должны быть выделены как объект без обращения к парадигме; последняя может быть обнаружена затем путем тщательного изучения поведения членов данного сообщества» (Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.С.221) Он вводит понятие «дисциплинарной матрицы». «Все или большинство предписаний из той группы, которую я в первоначальном тексте называю парадигмой, частью парадигмы или как имеющую парадигмальный характер, являются компонентами дисциплинарной матрицы» (Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.С.229) Одним из компонентов этой дисциплинарной матрицы являются «символические обобщения», под которыми он имеет в виду те выражения, которые могут быть облечены в логическую форму. Второй тип состоит из метафизических допущений, «метафизических парадигм». Под ними он подразумевает «общепризнанные предписания, такие, как: теплота представляет собой кинетическую энергию частей, составляющих тело; все воспринимаемые нами явления существуют благодаря взаимодействию в пустоте качественно однородных атомов, или, наоборот, благодаря силе, действующей на материю, или благодаря действию полей» (Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.С.231) В качестве третьего компонента он рассматривает ценности, типа норм научного исследования и идеалов обоснования и доказательства. Четвертый элемент составляют «образцы» «Для этого вида элементов термин «парадигма» был бы полностью уместным как лингвистически, так и автобиографически. Именно этот компонент общепринятых групповых предписаний в первую очередь привел меня к выбору данного слова. Тем не менее, поскольку этот термин получил собственную жизнь, я буду заменять здесь его словом «образцы» (Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.с.235)
|