Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория традиции
Ш. Эйзенштадт подчеркивает, что институты общества обусловлены его историческим опытом, при этом большое значение имеют ментальные традиции и система международных связей. В формировании менталитета и общественных институтов имеют общественные элиты: политическая, формирующая тип власти; культурная, формирующая направление деятельности и общественные ценности; моральная, которая формирует образцы общественного поведения, - т.е. формирует паттерны традиций. Эйзенштадт подчеркивает, что термин «традиция» все более и более широко употребляется, но тем не менее, не существует сколько-нибудь ясного представления о том, что такое «традиция». Часто традиция понимается в смысле чего-то консервативного, противопоставленного современности: «Представлялось, что чем меньше влияние традиций, тем общество современнее, а значит, тем в большей степени оно в состоянии справляться с новыми проблемами и новыми социальными силами и развить свою институциональную структуру. Насколько такое представление ни казалось правдоподобным, более обстоятельный взгляд на реальные свидетельства очень быстро выявлял прямо противоположные процессы. Во-первых, очень часто получается так, что чем сильнее какой-либо компонент традиционной регуляции, будь то семья, община, а иногда и политический институт, подвергается разрушению, тем больше степень дезорганизации, преступности и хаоса, а не утверждения жизнеспособного порядка. Во-вторых, можно привести много примеров вполне успешной модернизации, предпринимаемой под традиционной культурно-смысловой оболочкой и даже традиционными элитами. Значение этих факторов для данной проблемы получает все большое признание. В-третьих, как признается, что во многих случаях, когда первоначальный толчок к модернизации исходит от антитрадиционных элит, очень скоро они пытаются, хотя бы и нерешительно, возродить более традиционные аспекты и образы данного общества. Все эти положения означают, что, насколько бы велик ни был контраст между «традиционным» и «современным» обществами, успешная модернизация может быть проведена при опоре на некоторые элементы традиционной регуляции, отвечающие ее направленности. Это означает и то, что устойчивое функционирование «современного» общества в большой степени зависит от наличия соответствующих традиционных предпосылок, от их использования и включения в современную систему. Поэтому необходимо: 1.Пересмотреть соотношение традиций и изменчивости, провести анализ тех сил внутри данного традиционного общества, которые способствуют процессу изменений, и тех, что препят*ствуют этому, а соответственно и анализ места этих сил в общей структурной и культурной системе регуляции. 2.Выявить различия между изменениями, присущими самому традиционному порядку, и теми, что могут выводить за эти пределы на обновление общества. 3.Найти различия между теми изменениями, которые содействуют дальнейшему устойчивому развитию общества, и теми, что подрывают такую способность. 4.Обнаружить общий характер воздействия современных перемен на традиционную систему. 5.Определить, в какой степени общество в состоянии выработать в своем собственном наследии способность решать эти проблемы или достичь этого через адаптацию к новым условиям без широкого изменения своих центральных институтов и ценностно-смысловой сферы либо через их трансформацию» (Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., 1998. С.239-240) Ш.Эйзенштадт пишет о традиции: «Это скопление (традиций) не является, однако, недифференциированным, оно имеет свою собственную структуру и сосредотачивается главным образом вокруг следующего: 1.Основных способов воззрения на важнейшие проблемы человеческого существования, а также социального и культурного порядка, постановки в связи с этим важнейших вопросов, в особенности касающихся таких проблем, как определение относительной важности различных измерений человеческого существования и их значения для культурной и политической тождественности (identity); восприятия взаимосвязи и соотнесенности космического, культурного, социального и политического порядков; случаи легитимации таких порядков. 2.Возможных ответов на эти вопросы, которые вырабатываются внутри данного общества или цивилизации. 3.Организации различных институциональных и символических структур для осуществления различных типов решений по этим вопросам» (Eisenstadt S.N. Socialism and tradition.\\ Socialism and Tradition. Ierusalem, 1976, Р.10-11)
Нельзя согласиться со статичной («платоновой») точкой зрения, к примеру, Ш. Эйзенштадта, который утверждает, что традиция это «застывшая символизация моделей социального строя и совокупности кодов, норм поведения, которые очерчивают пределы участия в нем, предписывают «адекватный» выбор целей и образцов (patterns) поведения; она (традиция) может также рассматриваться как модусы оценки, а также санкционирования и легитимации всей целостности культурного и социального порядка или любой из его частей»(Eisenstadt S.N. Tradition, Change and Modernity. N.Y., 1973 p.139) Традиция не есть «эйдос», она есть «традиция» – т.е., то, что постоянно находится в процессе «передачи», в концепт «традиция», в отличие от «эйдоса» включено «темпоральное» измерение.
|