Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ФЛЕК Л. (1896-1961)
Людвиг Флек – польский ученый, врач-микробиолог и философ, по национальности еврей, прошел Бухенвальд. В своей книге «Структура научных революций» (1962) Т. Кун сослался именно на этого малоизвестного в среде философов ученого, упомянув его в ряду с А.Койре, Э. Мейерсоном, Ж. Пиаже. Собственно философская работа – это «Возникновение и развитие научного факта. (Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива)» (1935).
В начале своей работы Людвик Флек задается вопросом о том, что такое факт. Начинает он свой анализ факта с возникновения понятие сифилиса.
Л. Флек считал, что: «Объяснение какого-либо явления укореняется и развивается в данном обществе, если только оно соответствует господствующему стилю мышления данной эпохи» (Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. М. 1999. С. 28). В связи с этим он критикует принцип «экономии мышления» Э. Маха, считая, что он игнорирует культурно-историческую обусловленность мышления и факт преемственности знаний. По его мнению: «Понятия не рождаются из ничего (generatio spontanea), они, так сказать, детерминированы своими предшественниками. Прошлое небезопасно, а иногда и очень опасно именно тогда, когда связь с ним не осознается или остается неизвестной» (Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. М. 1999. С.47). Л. Флек вводит понятие «протоидеи» типа идеи «атома» Демокрита.
«Ограниченная своим стилем мышления система непосредственно невосприимчива к новым идеям. Чтобы войти в систему, эти идеи должны быть переосмыслены так, чтобы ей соответствовать» (Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. М. 1999. С.58).
«Обычная трактовка познания как отношения между субъектом и объектом, познающим и тем, что должно быть познано, не может удовлетворить сравнительную теорию познания. Решающую роль в любом вновь возникающем акте познания играет третий член этого отношения – наличное состояние знания. Без учета этой роли нельзя понять, как возникает замкнутая система (стиль мышления) и почему в прошлом обнаруживаются зародыши нынешнего знания, не имевшие в то время, когда они возникали, никаких «объективных» оснований (протоидеи)» (Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. М. 1999. С.64).
2если определить 2мыслительный коллектив» как сообщество людей, взаимно обменивающихся идеями или поддерживающих интеллектуальное взаимодействие, то он станет в наших глазах единицей развития какой-либо сферы мышления, определенного уровня знания и культуры. Это и есть то, что мы называем стилем мышления. Мыслительный коллектив – недостающий член искомого отношения в гносеологии» (Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. М. 1999. С.64).
«Стиль мышления – это не только различия в смысловых модусах понятий или определенный способ взаимосвязи. Это определенные границы мышления; * это общая готовность интеллекта видеть и действовать так, а не иначе. Зависимость научного факта от стиля мышления неоспорима» (Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. М. 1999. С.88-89).
«Факт – это всегда определенные события в контексте истории мысли и всегда является результатом определенного стиля мышления» (Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. М. 1999. С.117). «… стиль мышления как направление наблюдение вместе с соответствующей ментальной и предметной ассимиляции воспринимаемого» (Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. М. 1999. С.121). «Поскольку он является достоянием сообщества, стиль мышления получает социальную поддержку… Такая поддержка свойственна всем социальным структурам. Стиль мышления развивается целыми поколениями. Он становится чем-то обязательным для индивида, он определяет* собой то, «о чем нельзя помыслить иначе». Поэтому целые эпохи живут в условиях определенных мыслительных ограничений. Еретики, которые не разделяют этой коллективной предрасположенности, рассматриваются этим коллективом как преступники, которых следует наказать. И так продолжается до тех пор, пока не изменится настрой, не возникнут новый стиль мышления и иные оценки. Но всегда что-то остается от всякого стиля мышления» (Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. М. 1999. С.121-122).
|