Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЛАКАТОС И. (1922
Имре Лакатос, самый талантливый ученик К.Поппера. Родился в Венгрии, во время войны участвовал в антифашистском Сопротивлении, в Освенциме погибла его мать и бабушка. «Лакатош» по-венгерски – «столяр».
Вот что он пишет: «Если рассмотреть наиболее значительные последовательности, имевшие место в истории науки, то видно, что они характеризуются непрерывностью, связывающей их элементы в единое целое. Эта непрерывность есть не что иное, как развитие некоторой исследовательской программы, начало которой может быть положено самыми абстрактными утверждениями. Программа складывается из методологических правил: часть из них- это правила, указывающие, каких путей исследования нужно избегать (отрицательная эвристика), другая часть – это правила, указывающие, какие пути надо избирать и как по ним идти (положительная эвристика)» (Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995 с.79)
«.. чем упорнее теория сопротивляется эмпирическим фактам, тем больше оснований считать ее «научной». «Неопровержимость» превращается в отличительную черту науки» (Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995 с.29)
«Зрелая наука состоит из исследовательских программ, которыми предсказываются не только ранее неизвестные факты, но, что особенно важно, предвосхищаются также вспомогательные теории; зрелая наука, в отличие от скучной последовательности проб и ошибок, обладает «эвриситической силой» (Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995. С.150)
Вот как понимает понятие научной программы П.П. Гайденко, которая на базе методологии Лакатоша создала добротное исследование об истории науки: «В отличие от научной теории научная программа, как правило, претендует на всеобщий охват всех явлений и исчерпывающее объяснение всех фактов, т.е. на универсальное истолкование всего существующего. Принцип или система принципов, формулируемая программой, носит поэтому всеобщий характер. Известное положение пифагорейцев «Все есть число»- типичный образец сжатой формулировки научной программы» (Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980) И далее: «Научная программа- весьма устойчивое образование. Далеко не всегда открытие новых фактов, не объяснимых с точки зрения данной программы, влечет за собой её изменение или вытеснение новой программой. Научная программа, как правило, задает и определенную картину мира; как и основные принципы программы, картина мира обладает большой устойчивостью и консерватизмом. Изменение картины мира, так же как и перестройка научной программы влечет за собой перестройку стиля научного мышления и вызывает серьезный переворот в характере научных теорий» (там же с.11)
«Чисто негативная, разрушительная критика, наподобие «опровержени(с.137)
Эту методологию использовала для описания динамики научного знания П. П. Гайденко в своих достаточно содержательных работах «Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ»(1980) и
Вот что она отмечает: «В отличие от научной теории научная программа, как правило, претендует на всеобщий охват всех явлений и исчерпывающее объяснение всех фактов, т.е. на универсальное толкование всего существующего. Принцип или система принципов, формулируемая программой, носит поэтому всеобщий характер. Известное положение пифагорейцев «Все есть число» – типичный образец сжатой формулировки научной программы» (Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980. С.10) «Научная программа – весьма устойчивое образование. Далеко не всегда открытие новых фактов, не объяснимых с точки зрения данной программы, влечет за собой ее изменение или вытеснение новой программой. Научная программа, как правило, задает и определенную картину мира, как и основные принципы программы, картина мира обладает большой устойчивостью и консерватизмом. Изменение картины мира, так же как и перестройка научной программы, влечет за собой перестройку стиля научного мышления и вызывает серьезный переворот в характере научных теорий» (там же, С.11)
|