Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Полани М. (1891-1976)
Майкл Полани английский физик, химик и философ, выходец из Венгрии. С 1923 по 1933 г. преподавал в Институте физической химии в Берлине, а после прихода к власти нацистов эмигрировал в Англию, где был профессором физической химии и социальных наук в Манчестерском университете и членом Мертон - колледжа в Оксфорде. Он одним из первых подверг критике позитивистский тезис о беспредпосылочности научного знания и противопоставлении философии науке, включая в систему научного знания общекультурные компоненты и рассматривая научное знание как общественный институт. Большое внимание Полани уделяет психологическим, личностным аспектам научной деятельности. Свои взгляды он изложил в книге «Личностное знание» (1957), в этом отношении критически относился к концепции К. Поппера, считая, что он неправомерно строит эпистемологию без учета личностного характера всякого процесса научного открытия. Само название «Личностное знание» противопоставлено известной работе Поппера – «Объективное знание». М. Полани автор еще работ: «Логика свободы» (1951), «Познавая и существуя» (1969) и др.
1. ЛИЧНОСТЬ И ПОЗНАНИЕ
«Идеал безличной, бесстрастной истины подлежит переосмыслению с учетом глубоко личностного характера того акта, посредством которого провозглашается истина» (Полани М. Личностное знание. М., 1985. С.105)
«Личностная причастность познающего субъекта тому процессу познания, которому он вверяет себя, осуществляется в порыве страсти. Мы осознаем интеллектуальную красоту как ориентир для открытий и как признак истинности. Любовь к истине действует на всех уровнях развития мышления. Кёлер наблюдал, как охотно шимпанзе повторяли те приемы, которые были ими ранее изобретены для добывания пищи; повторяли уже в виде игры, заменяя пищу камешками. Беспокойство, которое испытывает животное, когда задача его затрудняет.., иллюстрирует и связанную с ним* способность наслаждаться интеллектуальным успехом. Эти эмоции выражают веру: мучиться проблемой – значит верить, что она имеет решение, а радоваться открытию – значит принимать его как истину» (Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.с.299-300)
Он считает, во-первых, что во всяком знании присутствует неявная убежденность в правоте ученого, исходные предпосылки его философских убеждений. Он дает пример Эйнштейна, который по свидетельствам, уже был в детстве убежден в принципе относительности.
«Научные открытия достигались страстными и напряженными усилиями сменявших друг друга поколений великих людей: эти люди сумели покорить все современное человечество силой своих убеждений. Так образовался наш научный взгляд на вещи, а логические правила дают лишь весьма худосочные резюме этого взгляда» (Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.с.246)
2. НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ
«Наука создается искусством ученого; осуществляя свои умения, ученый формирует научное знание. Поэтому, чтобы проникнуть в сущность того личного вклада, который совершает ученый, необходимо исследовать структуру умений…. Цель искусного действия достигается путем следования ряду норм или правил, неизвестных как таковые человеку, совершающему это действие» (Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.с.82)
Полани здесь приводит пример пловца, действительно, когда пловец плывет, он не осознает сам процесс, благодаря которому он осуществляет процесс плавания, он делает это бессознательно. «Писаные правила умелого действования могут быть полезными, но в целом они не определяют успешность деятельности; это максимы, которые могут служить путеводной нитью только в том случае, если они вписываются в практическое умение или владение искусством. Они не способны заменить личностное знание.» (Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.с.83)
Очень важное значение имеет тут следование традиции, посредством следования учителю. «Наблюдая учителя и стремясь превзойти его, ученик бессознательно осваивает нормы искусства, включая те, которые неизвестны самому учителю. Этими скрытыми нормами может овладеть только тот, кто в порыве самоотречения отказывается от критики и всецело отдается имитации действий другого. Общество должно придерживаться традиций, если хочет сохранить запас личностного знания.» (Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.с.87)
«У меня есть периферическое сознание ощущений в кисти руки, определяемое фокусом сознания, который зафиксирован на забивании гвоздя.»(Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.с.90)
«Глаз «видит» даже отсутствующие детали, если они по смыслу подходят к общей картине, а если какие-либо детали не имеют смысла, он их не видит; и таким же образом весьма малая внутренняя достоверность будет достаточна, чтобы придать высшую научную * ценность предполагаемому факту, если только он согласуется с крупным научным обобщением, в то время как самые упрямые факты будут отодвинуты в сторону, если для них нет места в уже сформировавшейся научной схеме.» (Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.с.201-202) «Наука в большей степени опирается на значимость своего предмета, установившуюся еще в донаучный период. Ни зоологи не открыли существования животных, ни ботаники – растений: научная же ценность зоологии и ботаники есть лишь продолжение донаучного интереса человека к животным и растениям.» (Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.с.203)
«Парадигма науки, отвечающая идеалу абсолютной беспристрастности, в которой мир описывается путем точного задания всех его деталей, была выдвинута Лапласом. Он писал, что «ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу и относительное положение всех ее составных частей.. обнял бы в одной формуле движения величайших тел Вселенной наравне с движениями легчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как прошедшее, предстало бы перед его взором».» (Лаплас П. Опыт философии теории вероятностей. Популярное изложение основ теории вероятностей и ее приложений., М., 1909. С.9)
«Всеобщая тенденция стремиться в науке к точности наблюдений и систематичности в ущерб содержательной стороне дела по-прежнему вдохновляется идеалом строго объективного знания, который содержался в парадигме Лапласа. Эта тенденция ведет в перспективе к еще более широкой дезорганизации – к опасности, угрожающей всем ценностям не только науки, но и культуры в целом. Эта опасность определяется той концепцией человека, которая следует из парадигмы Лапласа. Уайтхед писал, что интеллектуальные конфликты восемнадцатого и девятнадцатого веков определялись тем фактом, «что в мир внедрилась некоторая общая идея, которой он не может выдержать, но и обойтись без нее тоже не может». Научный педантизм с его непреклонной решимостью расчленить витальные факты нашей экзистенции по-прежнему поддерживает этот конфликт, который, возможно, еще выльется в общую реакцию против науки как извращения истины.»(Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.с.205)
«Подобно инструменту, знак или символ является таковым только для человека, который опирается на него, чтобы достичь или обозначить что-то. Эта опора представляет собой акт самоотдачи, присутствующий в каждом интеллектуальном свершении и стягивающий множество вещей к единому фокусу. Всякое действие, связанное с ассимиляцией каких-то вещей, которые благодаря присутствию их в периферическом сознании становятся нашим продолжением, является актом самоотдачи, способом реализации собственной личности.»(Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.с.97)
Критика сомнения.
«Сегодня мы снова должны признать, что вера является источником знания. Неявное согласие, интеллектуальная страстность, владения языком, наследование культуры, взаимное притяжение братьев по разуму – вот те импульсы, которые определяют наше виденье природы вещей и на которые мы опираемся, осваивая эти вещи. Никакой интеллект – ни критический, ни оригинальный – не может действовать вне этой системы взаимного общественного доверия» (Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.с.277)
«О естествоиспытателях можно сказать, что они более критичны, чем астрологи, лишь в той мере, в какой мы рассматриваем их представления о звездах и людях как более истинные, чем представления астрологов. Точнее, если мы игнорируем свидетельства о том, что гороскопы иногда оправдывались, то тем самым выразим убеждение, что такие случаи можно объяснить в пределах* научного взгляда на звезды и людей; либо как случайные, либо как просто несостоятельные. Именно таким образом в течение XVII и XVIII столетий научные убеждения противопоставлялись целой системе верований в сверхъестественное и в авторитеты, которые эти верования проповедовали, подрывая доверие к ней.» (Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.с.287-288)
«..нет таких достоверных эвристических принципов, которые бы рекомендовали веру или сомнение в качестве пути к открытию. Некоторые открытия стимулировались убеждением, что в самой основе существующего понятийного каркаса науки чего-то недостает; другие – противоположным чувством: его содержание гораздо больше, того, что уже осознано. Первая позиция выглядит более скептической, но она как раз и более уязвима для сомнений, вызываемых чрезмерной приверженностью к существующей научной ортодоксии.» (Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.с.292)
3. СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
«Наука в большей степени опирается на значимость своего предмета, установившуюся на значимость своего предмета, установившуюся еще в донаучный период. Ни зоологи не открыли существования животных, ни ботаники – растений; научная же ценность зоологии и ботаники есть лишь продолжение донаучного интереса человека к животным и растениям» (Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.с.203)
«Рост современного разума внутри великих систем языковой артикулированности обеспечивается культурными институтами общества. Сложный социальный фонд знаний может передаваться и развиваться только с помощью обширной когорты специалистов. Их ведущая роль приводит к тому, что их мысли и чувства до некоторой степени совместно разделяются всеми членами общества. Еще плотнее в структуру общества вплетена гражданская культура. Законы и мораль любого общества принуждают его членов жить в их рамках. Общество, которое принимает такое положение вещей в отношении мысли, тем самым также вверяет себя как целое определенным нормам, по которым мысль, находящаяся в обращении в этом обществе, принимается как законная.»(Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.с.334)
«Сложный социальный фонд знаний может передаваться и развиваться только с помощью обширной когорты специалистов. Их ведущая роль приводит к тому, что их мысли и чувства до некоторой степени совместно разделяются всеми членами общества. Еще плотнее в структуру общества вплетена гражданская культура. Законы и мораль любого общества принуждают его членов жить в их религиях. Общество, которое принимает такое положение вещей в отношении мысли, тем самым также вверяет себя как целое определенным нормам, по которым мысль, находящаяся в обращении в этом обществе, принимается как законная» (Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.с.334)
«Критическое знание, которое сегодня приблизилось к своему концу, было, по-видимому, наиболее плодотворной линией развития человеческого разума. Последние четыре или пять столетий, на протяжении которых был постепенно разрушен весь космос средневековья, принесли интеллектуальные и моральные плоды, которых не знал ни один сравнимый по длительности период человеческой истории. Пламя, создавшее этот накал, питалось христианским наследием, а кислородом в этом процессе служил греческий рационализм; когда это топливо подошло к концу, стала догорать сама критическая система» (Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.с.276-277)
|