Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Осевое время
Ш. Эйзенштадт соединил концепцию К. Ясперса об «осевом времени» с идеями М. Вебера. Он, в согласии с К. Ясперсом пишет: «В I тыс. до н.э. в сфере идей и их институциональных основаниях происходит революция, а вернее серия революций, которые оказали необратимое воздействие на целый ряд цивилизаций и на историю всего человечества. Эта серия революций, обозначенная К. Ясперсом как «осевое время», способствовала возникновению представлений об исходном поле напряженности между трансцендентным и мирскими порядками, которые затем оформились как учения и привели к созданию общественных институтов» (Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., 1998. С.94)
«В духовном плане важнейшим следствием внедрения нового мировоззрения стало развитие идейных течений и социальных движений, направленных на перестройку земных порядков в соответствии с представлениями о выбранном пути преодоления исходной напряженности между трансцендентным и мирским порядками» (Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., 1998. С.95)
«Какова же природа этих «осевых революций»? В духовных концепциях нового типа утверждалось наличие исходной напряженности между трансцендентным и мирским порядками, что принципиально отличалось от присущих языческим религиям представлений о более высоком порядке как продолжении обычного мирского порядка» (Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., 1998. С.95)
Эйзенштадт пишет, что если раньше: «Внемирской порядок выглядел как продолжение мирского и большей частью связывался с циклическими и мифологическими представлениями о времени, в которых различие между основными измерениями времени (прошлом, настоящем и будущем) получали лишь слабое выражение. В цивилизациях «осевого времени», напротив, возникало представление о четком отделении внемирского порядка от мирского, что сопровождалось и оформлением возвышенного трансцендентного нравственного или метафизического порядка, находящегося за пределами любой наличной посюсторонней или потусторонней реальности. В духовном плане важнейшим следствием внедрения нового мировоззрения стало развитие идейных течений и социальных движений, направленных на перестройку земных порядков в соответствии с представлениями о выбранном пути преодоления исходной напряженности между трансцендентным и мирским порядками. Наличный, земной уровень бытия воспринимался в этих духовных системах как неполноценный, зачастую как неправильный, подлежащий по крайней мере частичной перестройке * в соответствии с новыми представлениями или, используя терминологию М. Вебера, принципами спасения» (Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., 1998. С.95-96)
«Внедрение представлений о напряженных отношениях между указанными порядками вело к формированию особых сфер знаний - философии, религии, метафизики, «естествознания» и т.д. Тем самым, прежние сугубо ситуационные формы моральной рефлексии и накопленные знания отодвигались во вторичные сферы знания. Это превращение стало началом того, что именуется интеллектуальной историей человечества. Но одним из наиболее важных изменений в идейной жизни стала сильная идеологизация представлений об основных принципах организации общественной жизни, - прежде всего структуры общества в целом и его центральных институтов, а также и политической борьбы» (Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., 1998. С.97)
«Формирование центра и новых общностей входит в содержание «большой традиции» как самостоятельной, специфичной символической сферы, которой подчинена «малая традиция».Создание центров и формирование «больших традиций» получает внешнее выражение через монументальную архитектуру, в создании и сакрализации ученых книг и нормативных текстов. В то время как «большая традиция» стремилась распространиться и на периферию, подчинить ее себе, «малая традиция» делает попытки отделиться от «большой», подвергая ее профанации и формируя частные идейные течения, охватывающие периферию» (Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., 1998. С.98)
«Развитие и утверждение новых взглядов на мир стало возможным только с появлением нового элемента в структуре социальных отношений. Возник новый тип духовной элиты, которая и выступила как носитель моделей культурного и социального устроения общества в соответствии с некоторым трансцендентным видением мира. Это были древнеиудейские пророки и священники, греческие философы и софисты, конфуцианские книжники, индусские брахманы, буддийские монахи и исламские улемы. Эта элита заменила прежних «специалистов» по ритуальным, магическим и сакральным действиям, принятым в «доосевых» культурах. Новая элита формировалась на основе особых критериев, выделявших ее из прежних социальных структур, и образовала автономные институты, отделенные от остальных порядков. Особое статусное самосознание этой элиты могло распространяться на большие общности целых стран и регионов. Новая духовная элита вступала в серьезное соперничество с другими общественными группами за роль в создании нового общественного и культурного порядка. Оно касалось и области материального производства, и контроля над идейно-символической сферой, и контроля над каналами социальной коммуникации. Неполитическая элита была склонна считать себя равной власть имущим, а нередко претендовала на высшее место в социальной иерархии. Эта элита рассматривала политическую власть как подотчетную, в свою очередь политические и другие элиты также могли претендовать на самостоятельность в определении общественного порядка» (Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., 1998. С.100)
|