Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЛЭНГ Р. (1927-1994)
Рональд Лэнг – английский психиатр, известен своим призывом учиться у шизофреника. Автор работ «Расколотое «Я»», «Политика и переживания», «Райская птица» и др. Наиболее существенна в теоретическом плане первая работа.
4. НАРКОМАНИЯ И КУЛЬТУРА: Т. МАККЕННА
Зависисимость человеческой культуры от того или иного типа питания часто используется для разного рода культурологических спекуляций. «Человек есть то, что он ест» – высказывание довольно популярное. Но в современности он приобретает еще одно угрожающее звучание. Как известно, что наркомания получила повсеместное направление. Соответственно она, как и всякое явление в культура, оформляет свой символический конструкт. Один из типичных идеологов этого направления является Теренс Маккенна. Он рассматривает влияние психоактивных растений на культуру. Но он не первый. Первым был Гордон Уоссон, основатель специальной науки – этномикологии, которая как раз занимается анализом этого влияния.
Из галлюциногенов можно выделить: соединения типа ЛСД, триптаминовые галлюциногены (ДМТ, псилоцибин, псилоцин), бета-карболины (гармин, гармалин) и т.д. Особое внимание Т. Маккенна уделяет псилоцибину. Псилоцибин – это вещество, которое содержится в грибах, которые растут на помете крупных животных.
«Я утверждаю, что вызывающие мутации психоактивные химические сокединения в пище древних людей воздействовали на быструю реорганизацию способности мозга к переработке информации. Растительные алкалоиды, особеннно галлюциногенные соединения, такие, как псилоцибин, диметилтриптамин (ДМТ) и гармалин, могли быть теми химическими факторами в диете первобытных людей, которые явились катализаторами возникновения человеческой саморефлексии. Действие галлюциногенов, присутствующих во многих распространенных растениях, увеличивало активность переработки информации, а значит чувствительность к среде, и таким образом способствовало внезапному увеличению размеров человеческого мозга. На более позднем этапе того же процесса галлюциногены действовали как катализаторы в развитии воображения, обеспечивая появление внутренней сноровки и способности предвидения, которые могли находиться в хорошей синергии с возникновением языка и религии» (Маккенна Т. Пища богов. М., 1995. С.54)
Исходя изсвоей концепции он определяет место рая. Рай – это плато Тассилин- Адж(м?)ер в пустыне Сахара на юге Алжира: «Наскальная живопись в Тассилин- Аджер датируется периодом от позднего неолита до каких-нибудь двух тысяч лет назад. Здесь самые ранние известные изображения шаманов с большим количеством шаманов с большим количеством скота. Шаманы танцуют с грибами, зажатыми в кулак и произрастающими у них из тела» (Маккенна Т. Пища богов. М., 1995. С.107)
«Женщина вкусила плод Древа Познания; этот таинственный плод – содержащий псилоцибин грию Stropharia cubensis, - который явился катализатором партнерского Эдема в Тассили и сохранялся затем с помощью религии..» (Маккенна Т. Пища богов. М., 1995. С.114)
«Религия псилоцибиновых грибов, возникшая с рождением познавательной способности, может в самом деле быть общей религией людей» (Маккена Т. Пища богов. М., 1995. С.163)
ЛИТЕРАТУРА: 1. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. М.-Спб., 1998. (1973) 2. Маккена Т. Пища богов. М. 1995. 3. ГЛАВА 5 СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ После Второй мировой войны в антропологии возрождаются идеи эволюционизма, которые послужили базой для становления синтетических концепций культурологии. В русле школы Ф. Боаса также идет процесс формирования целостных концепций культуры. В результате из этнографии выделяется культурология как независимое направление.
|