Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
БОАС Ф. (1858-1942)
Франц Боас - основатель американской антропологии, образование получил в Германии, получил степень доктора философии и медицины. С 1896 г. профессор Колумбийского университета. Один из основателей Американской антропологической ассоциации (1902). Боас создал школу исторической этнологии. Основные работы: «Ум первобытного человека» (1911), «Антропология и современность» (1928), Раса, язык и культура». Был ярым противником расизма и национализма. Его книги были сожжены гитлеровцами, он автор антифашистской брошюры «Ариец и неариец», которая нелегально распространялась в Германии. Он не сторонник создания каких-то общих концепций развития культуры, считая, что культуры крайне многообразны, а потому приложение к ним определенных общих схем недопустимо. Также недопустимо сводить развитие культуры к одному фактору, процесс развития культуры многофакторен: «Понимание чужой культуры достигается лишь через анализ множества аспектов. К тому же каждый ее элемент несет на себе отчетливые следы изменений, совершившихся во времени и вызванных действием внутренних сил или влиянием иных культур» (Антология исследований культуры. Том 1 Интерпретации культуры Спб., 1997. С.502). Он считает: «…чем крепче мы держимся конкретных форм, тем весомее наши обобщения. Вот почему сведение социальных явлений к замкнутой системе законов, которые были действительны для каждого общества и объясняли его структуру и историю, не внушает нам никаких надежд» (Антология исследований культуры. Том 1. Интерпретации культуры Спб., 1997. С.507). По этой причине он критикует эволюционизм, который, по его мнению, предполагает, что существуют универсальные законы, которые действуют во всех общностях одинаково. Он критикует расовый «биологический» подход к культуре, который объясняет все культурные формы наследственными чертами расы. Он считает, что наследственность влияет лишь в узких и замкнутых социальных группах, но в наше время все народы до такой степени перемешаны, что бессмысленно говорить о влиянии наследственных черт на культуру. Критикует н также и географический фактор: «Интерпретация культуры с точки зрения географической среды бессмысленна, ибо мы не знаем ни одной культуры, возникшей как прямая реакция на географические условия; * можно говорить лишь о той или иной степени их влияния на все известные нам культуры. Географическое положение племени – например, возможность незатрудненных и многосторонних контактов с соседями иных культур либо, наоборот, изолированное проживание в труднодоступных районах – безусловно воздействует на развитие культуры, ибо внешние влияния, освоение новых направлений практической и интеллектуальной деятельности служат важными предпосылками культурных перемен. Но пространственные отношения создают лишь возможность контакта, относящегося уже к культурным процессам и потому несводимого к географическим условиям» (Антология исследований культуры. Том 1 Интерпретации культуры Спб., 1997. С.505-506) Критикует он также и экономический подход к культуре: «Ранние попытки Моргана связать социальную организацию и экономические условия оказались ошибочными: не больше успеха имело и более недавнее выведение культурных форм исключительно из экономики. Конечно, культура теснее связана с экономическими, нежели с географическими условиями, и одна из причин этой связи в том, что экономика- часть культурной жизни. Но эти условия – не только детерминанты, но и детерминируемые величины. В экономической жизни как таковой ничто не может сделать человека земледельцем или пастухом. Эти виды человеческой деятельности развиваются из опыта общения с растительным и животным миром, имеющего лишь косвенное отношение к экономическим условиям. Еще труднее вывести из экономических нужд сложные социальные формы, религиозные представления и художественные стили. В этих сферах общественной жизни детерминантами оказываются всякого рода ментальные отношения. Экономические условия, несомненно, определяют действенность этих отношений, затрудняя или облегчая их. Там, где нет времени на художественную деятельность, неоткуда взяться процветающему искусству, в кочевая жизнь без специальных транспортных средств препятствует накоплению крупных богатств. Наоборот, досуг и оседлый быт стимулируют промышленное развитие, а следовательно, и возникновение и постепенное совершенствование искусств, но сами по себе не могут создать ни нового производства, ни нового художественного стиля» (Антология исследований культуры. Том 1 Интерпретации культуры Спб., 1997. С.506)
Он является противником того мнения, что элементы культуры завязаны в органическое целое, ибо влияний было множество, элементы культуры мало связаны. Как подчеркивал Ф. Боас: «Культура как таковая не есть единство, потому что проявления социальной жизни разнообразны по своему характеру. Культуры чрезвычайно комплексны, потому что условия, в которых развиваются экономика, изобретения, социальные формы, искусство, религия – различны, хотя во многих отношениях и взаимосвязаны» (Boas F. Anthropology. – Encyclopaedia of social science, vol. 2. 1930. P.74)
3. ШКОЛА БОАСА
Ученики Боаса: А.Крёбер, М.Херсковиц, Р.Лоци, Дж. Мёрдок, Э.Сепир, Р.Бенедикт, М.Мид. Одним из важных концептов, которыесоздала школа Боаса – это концепция «культурных ареалов», предложенная К. Уисслером, которая имеет источником концепцию «культурных кругов» Ратцеля. Она получила широкое распространение. Интерес к психологии народов. Боас: «эмоциональные реакции, кажущиеся нам естественными, в действительности детерминированы культурой…Данные этнологии говорят, что не только наши знания, но и наши эмоции есть следствие формы нашей социальной жизни и истории народа, к которому мы принадлежим.» Боас: «Мы должны прежде понять процесс роста индивидуальных культур, а потом уже попытаться установить законы развития всего человечества.» «Отношения индивидов или групп индивидов могут быть рассмотрены с трех точек зрения: с точки зрения их отношений к внешнему органическому и неорганическому миру, их отношений между собой внутри социальной группы и отношений, которые, за неимением другого подходящего термина, могут быть названы субъективно обусловленными отношениями. Я подразумеваю под последними отношения, которые возникают в результате придания ценности, значения соответствующим действиям, как хорошим или плохим, правильным или безобразным, целеположенным или причинно обусловленным» (Boas «Race, Language and Culture». N.Y 1940 р.261). «Если мы говорим, что поведение животных преимущественно инстинктивно, то тем самым имеется в виду, что оно во многом биологически обусловлено. Тем не менее мы знаем, что и животные способны к научению и определенные типы их поведения являются выражением приобретенного регулирования. Различие между человеческой культурой и поведением животных обусловлено главным образом тем, что поведение людей в гораздо большей степени результатом приобретенного регулирования, а это зависит от того, что нами было названо субъективно обусловленными отношениями» (Boas «Race, Language and Culture». N.Y 1940 р.162).
ЛИТЕРАТУРА: 1. Аверкиева Ю.П. История теор.мысли в американской этнографии М., 1979 2. Боас Ф. Ум первобытного человека М.-Л. 1926.
|