Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МАЛИНОВСКИЙ Б. (1884-1942)
Бронислав Каспер Малиновский – британский этнограф, родился в Кракове, там и получил степень доктора философии в Кракове. Один из основателей английской функциональной школы. Он первый сформулировал функционалистский подход к культуре. Находился под влиянием сильным влиянием фрейдизма. Автор работ: «Психоанализ и антропология» (1924), «Магия, наука и религия» (1925), «Миф в примитивной психологии» (1927), «Сексуальная жизнь дикарей» (1929), «Основы веры и морали» (1936), «Научная теория культуры» (1944) и многих других.
Смысл функционализма состоит в том, чтобы соотнести все формы культуры с теми аспектами человеческих потребностей, которые их породили.
1. АКСИОМЫ ФУНКЦИОНАЛИЗМА
«А. Культура представляет собой, по существу, инструментальный аппарат, благодаря которому человек получает возможность лучше справляться с теми конкретными проблемами, с которыми он сталкивается в природной среде в процессе удовлетворения своих потребностей. Б. Это система объектов, видов деятельности и установок, каждая часть которой является средством достижения цели.* В. Это интегральное целое, все элементы которого находятся во взаимозависимости. Г. Эти виды деятельности, установки и объекты, организующиеся вокруг жизненно важных задач, образуют такие институты, как семья, клан, локальное сообщество, племя, а также дают начало организованным группам, объединенным экономической кооперацией, политической, правовой и образовательной деятельностью. Д. С динамической точки зрения, т.е. в зависимости от типа деятельности, культура может быть аналитически разделена на ряд аспектов – таких, как образование, социальный контроль, экономика, системы знаний, верований и морали, а также различные способы творческого и артистического самовыражения. Культурный процесс, в каком бы из конкретных проявлений мы его ни рассматривали, всегда предполагает существование людей, связанных друг с другом при помощи речи или символами какого-либо иного рода. Артефакты, организованные группы и символизм являют собою три тесно связанных измерения культурного процесса» (Антология исследований культуры. Том 1 Интерпретации культуры Спб., 1997. С.683-684). И далее он писал: «Обратив взор на материальный аппарат культуры, мы можем сказать, что каждый артефакт представляет собой либо приспособление, либо какой-нибудь более непосредственно используемый объект, т.е. принадлежит к классу потребительских благ. В любом случае как конкретные особенности объекта, так и его форма определяются тем, как он используется. Функция и форма связаны друг с другом» (Антология исследований культуры. Том 1 Интерпретации культуры Спб., 1997. С.684).
В конце концов, он склоняется к более общей аксиоматике: «Первая и наиболее важная состоит в том, что каждая культура должна удовлетворять систему биологических потребностей, предопределенных метаболизмом, воспроизводством, физиологическим температурным режимом, необходимостью защиты от сырости, ветра и непосредственного воздействия вредных климатических и погодных условий, а также от опасных животных и других людей, временными периодами расслабления и отдыха, работой мышечной и нервной систем, а также особенностями индивидуального развития. * Вторая аксиома науки о культуре заключается в том, что каждое культурное достижение, заключающее в себе использование артефактов и символизма, есть инструментальное усиление человеческой автономии и служит прямым или косвенным образом удовлетворению той или иной телесной потребности» (Антология исследований культуры. Том 1 Интерпретации культуры Спб., 1997. С.698-699)
«Форма социальной реальности – не вымысел и не абстракция. Это конкретный тип поведения, характерный для социальных взаимоотношений» (Антология исследований культуры. Том 1 Интерпретации культуры Спб., 1997. С.685).
«Символ – это условный стимул, который связан с поведенческой реакцией лишь процессом обусловливания» (Антология исследований культуры. Том 1 Интерпретации культуры Спб., 1997. С.686).
«Осмелюсь утверждать, что форма в символизме, - это не слово, вырванное из контекста, не сфотографированный жест и не орудие труда, выставленное на всеобщее обозрение в музее, а такой элемент,, который, как становится ясно из его динамического исследования, играет роль катализатора человеческой деятельности, т.е. служит таким стимулом, который приводит в действие рефлекторную цепочку и вызывает ответную эмоциональную и мыслительную реакцию. В форме военной команды «огонь!» заключено все исполнение в целом, все поведение, выполняемое в ответ на команду, - иначе говоря, все социально скоондированное поведение, вызваемое данным обусловленным стимулом. Поскольку динамический характер стимула, проявляется в обычной реакции, то слово «огонь!», записанное на листе бумаги и найденное, скажем в 3000 г., будет лишено какого бы то ни было смысла. Оно не является культурной реальностью» (Антология исследований культуры. Том 1 Интерпретации культуры Спб., 1997. С.686).
«…культурный процесс, включающий в себя материальный субстрат культуры (т.е. артефакты), связывающие людей социальные узы (т.е. стандартизированные способы поведения) и символические акты (т.е. влияния, оказываемые одним организмом на другой посредством условных рефлексов), представляет собой нечто целостное, т.е. самостоятельную систему, из которой объекты материальной культуры, чистой социалогии или языка не могут быть выделены в чистом виде» (Антология исследований культуры. Том 1 Интерпретации культуры Спб., 1997. С.687).
2. МИФ И НАУКА
«Научные учения фиксируются логикой, а учение магии – ассоциацией идей под воздействием желания» (Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998. С.86)
3. КУЛА
«кула» – это система обмена, которая была основной в первобытной экономике. Суть «кулы» состоит в том, что происходит циркуляция двух предметов, которые не имеют никакой практической ценности, но высоко ценятся. Это, как правило, браслеты, сделанные из раковин и ожерелья из красных дисков, сделанных из раковин. Они предназначены для украшения, а часто не используются и для этого. Эти предметы циркулируют между племенами.
|