Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ДЕЙСТВИЕ. «Монастырское же движение образовало еще один «особый вид «питомника рассады» уже внутри христианства и стало мощным и все более усиливающимся эволюционным
«Монастырское же движение образовало еще один «особый вид «питомника рассады» уже внутри христианства и стало мощным и все более усиливающимся эволюционным рычагом воздействия на «мирскую» церковь, так и на секулярное общество.»(1.51)
«Различение четырех указанных подсистем действия носит функциональный характер. Оно проводится на основе четырех первичных функций, присущих. По нашим представлениям, любым системам действия, -это функции воспроизводства образца, интеграции, целедостижения и адаптации. Первичная интегративная проблема любой системы действия состоит в координации составляющих её элементов, прежде всего человеческих индивидов, хотя в определенных целях в качестве субъектов действия можно рассматривать и коллективы. Интегративная* функция приписывается здесь преимущественно социальной системе. За культурной системой закрепляется в основном функция сохранения и воспроизводства образца, равно как и творческого его преобразования. Если в социальных системах на первом месте стоят проблемы социального взаимодействия, то культурные системы складываются вокруг комплексов символических реакций-кодов, на основе которых они структурируются, особых сочетаний символов, в них используемых, условий их использования, сохранения и изменения как частей систем действия. Личности индивида отводится главным образом исполнение целедостиженческой функции. Личностная система- это главный исполнитель процессов действия и, значит, воплощение культурных принципов и предписаний. На основе вознаграждения, в смысле мотивации главной целью действия является обеспечение личных потребностей или удовлетворенности личности. Поведенческий организм трактуется как адаптивная подсистема, как сосредоточие основных возможностей человека, на которые опираются остальные системы. В нем содержатся условия, с которыми должно сообразоваться действие, и основные механизмы взаимодействия с физической средой, в частности механизм получения и обработки информации, в центральной первичной системе и механизм двигательной реакции на требование физической среды.»(1.15-16) «Есть две системы реальности, которые по отношению к системе действия являются ее средой, а не составляющими в принятом нами аналитическом контексте. Первая из них- это физическая среда, которая включает в себя не только явления, описываемые в терминах физики и химии, но и мир живых организмов, если только они не интегрированы в систему действия. Вторую систему, которую мы представляем независимой как от физической среды, так и от самих систем действия, назовем в русле философских традиций «высшей реальностью». Это касается того, что М.Вебер называл «проблемой смысла» человеческих действий и что она связана с системой действия посредством структурирования в культурной системе смысловых ориентаций, которые включают в себя «познавательные ответы», отнюдь не ограничиваясь ими. При анализе взаимоотношений между четырьмя подсистемами действия, а также между ними и средой действия важно не упускать из виду явление взаимопроникновения.»(1.17)
«Структуру социальных систем можно анализировать, применяя четыре типа независимых переменных: ценности, нормы, коллективы и роли.»(1.18)
ОБЩЕСТВО (или более обобщенно- социальная система)
Подсистемы Структурные компоненты Аспекты процесса развития Основные функции Социетальное Нормы Включение Интеграция сообщество Воспроизводство Ценности Генерализация ценностей Воспроизв.образца образца Политика Коллективы Дифференциация Целедостижение
Экономика Роли Повышение адаптивного потенциала Адаптация
«Там, где социальная солидарность высвобождается из более архаичных религиозных, этических и территориальных контекстов, она способствует возникновению других типов внутренней дифференциации и плюрализации. Самые важные из них основываются на экономической, политической и интегративной функциях, последняя выражается в стремлении к добровольному объединению по типу ассоциации, к самоорганизации.»(1.38) «На уровне культуры в качестве соответствующего аспекта ценностей выступает то, что принято называть моралью. Мораль предполагает оценку объектов опыта в контексте социальных отношений. Моральный поступок есть реализация культурной ценности в социальной ситуации, включающей взаимодействия с другими субъектами. Коль скоро речь идет о взаимодействии, здесь должны присутствовать стандарты, взаимно обязательные для его участников. Моральные ценности- не единственный компонент ценностного содержания культурной системы. Существуют другие, например эстетические, познавательные или собственно религиозные ценности. Культуры дифференцируются не только по линии морали; религия, искусство как область экспрессивной символизации, эмпирическое знание (в конечном счете наука) тоже становятся незвависимыми дифференцированными культурными системами. Наличие высокодифференцированной культурной системы со сложной сетью взаимосвязей является отличительной чертой современных, модернизированных обществ.»(1.29) «Фундаментальной чертой всех человеческих обществ является ролевой плюрализм, участие одних и тех же людей в ряде коллективов. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что расширение ролевого плюрализма является важной составляющей процессов дифференциации, ведущих к становлению общества современного типа.(1.25) Далее он анализирует логику становления западноевропейского общества от средневековья к современности. Идет анализ Англии, Франции и Германии, а также и России.
1. МЕНТАЛИТЕТ
«Знаки и символы, особенно там, где существует социальное взаимодействие, приобретают общее значение и служат средством коммуникации между действующими лицами. Когда возникают символические системы, способные стать посредниками в коммуникации, мы говорим о началах культуры, которая становится частью систем действия соответствующих действующих лиц» (Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем \\ Американская социологическая мысль. М. 1994. С.450).
|