Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шилз Э.
1. ПРИНЦИПЫ СОЦИОЛОГИИ
2. ЦЕНТР И ПЕРИФЕРИЯ Чтобы быть устойчивым, по мнению Э. Шилза, общество должно иметь «центр тяжести», кроме этого оно должно иметь свою культуру. «Общество имеет центр как основную зону в структуре общества. Членство в обществе определяется отношением к этому центру в большей степени, чем территориальными факторами или же адаптацией к данной среде. Центральная зона - не обязательно пространственно обозначенное явление, и она не должна восприниматься в геометрическом значении, и кроме того, она лишь в малой степени связана с географией. Центр- явление ценностей, символов и представлений, которые регулируют жизнь общества в целом. Центральная зона чем-то связана с сакральным началом. В этом смысле каждое общество имеет свою «официальную» религию, даже если говорящие от его имени мыслители преподносят его как секулярное, пляралистичное и толерантное общество…» (с.162) «Центр, или центральная зона, есть прежде всего феномен царства ценностей и мнений. Это центр порядка символов, ценностей и мнений, который правит обществом. Он окончателен и неизменен. Многие чувствуют эту неизменность, хотя и не могут обосновать ее. Главное в том, что центральная зона активно задействована в формировании в данном обществе понятия священного, которое имеется даже в обществе, не расплагающем официальной религией, или являющемся этнически неоднородным, или выступающем за культурный плюрализм, или толерантно относящемся к любым идеологическим системам» (2.171) «Однако при узучении работ по социологии или культурологии приходится убеждаться в том, что в них очень мало анализа функционирования традиций. Много внимания уделялось описанию содержания традиций, но не механизма традиционности. Традиционность «традиционных обществ» только постулируется. Способы ее воспроизводства и механизма детерминации остаются неисследованными» (Cравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М. 1998. С.141). «Повторяемость во времени сама по себе не является решающим критерием традиционных представлений или действий. Традиция утверждается через межвременную преемственностьпредставлений. Преемственность означает передачу наследия. Передаче подлежат не действия, а только их образцы, нормы и принципы легитимности.Однако переемственность подразумевает не только передачу, но и восприятие этого наследия. Как передача, так и восприятие могут быть обусловлены различными мотивами. Однако следует подчеркнуть наличие отчетливой тенденции мотивировать восприятие легитимностью авторитета, принимаемого как передатчик, связью этой легитимности с традиционностью авторитета и тех норм, которые он поддерживает или утверждает. Именно в механизме передачи традиционных верований и их принятия и состоит отличие традиционных и иных представлений» (Cравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М. 1998. С.242)
3. ТЕОРИЯ ТРАДИЦИИ
Его работа «Традиция и свобода: их противоположность и взаимозависимость», опубликованная в 1958 году. Была новым словом в изучении традиции. В ней он утверждал, что традиция не является «мертвой рукой прошлого», она скорее является инициатором всех изменений, «поддержкой для зарождающейся индивидуальности, чем её врагом. Она скорее возбуждающее средство, чем наркотик, для нравственных исканий и самодисциплины. Она устанавливает связь между воспринимающим индивидом и священными ценностями его жизни в обществе» (Shils E. Tradition and Liberty: Antinomy and Interdependence- Ethics. 1958, vol XLVIII, №3 p..156) Он отмечает, что действительно «…традиция уменьшает скорость изменений в обществе, поскольку она допускает умеренное количество изменений, она обеспечивает упорядоченность развития и делает возможным свободное развитие в направлении большей справедливости» (Shils E. Tradition and Liberty: Antinomy and Interdependence- Ethics. 1958, vol XLVIII, №3 p. 163) Шилз правильно считает, что для динамичного развития культуры необходимо, с одной стороны, организующее в общих моментах действие механизма традиции; а с другой, - достаточная организованность индивидуального творчества. В противном случае, либо традиция своей тотальной регламентацией останавливает динамику культуры, приводя себя к самоуничтожению, окостеванию и смерти; либо индивидуальность, лишенная традиции, приводит к полному уничтожению накопленного опыта, с самоуничтожению личности, к возврату себя к исходному состоянию биологического существования, но в худшей форме, ибо механизмы генетической регуляции поведения у него уже нарушены долгой биокультурной эволюцией человеческого рода, а потому проявление этих подвергшихся мутации инстинктов страшны и разрушительны.
Он разводит понятия «традиция» и «традиционализм»: «…традиционализм враждебен не только свободе, он полностью враждебен и традиции- неопределенной подвижной традиции, которая даже если не включает традицию свободы, все же позволяет ей существовать на своей периферии, постепенно расти и укореняться» (Shils E. Tradition and Liberty: Antinomy and Interdependence- Ethics. 1958, vol XLVIII, №3 p..161)
«Традиционализм – это сознательное, преднамеренное утверждение традиционных норм при полном осознании их традиционной природы и убеждении в том, что их ценность обусловливается традиционной передачей из некоего священного источника. Это – отношение, исполненное «возрожденческого» (revivalist) пафоса. Всегда догматическое и доктринерское, оно требует единообразия. Оно требует бескомпромиссной приверженности; оно не проводит различия между конструктивным и неконструктивным и рассматривает все элементы превозносимой им традиции как равно существенные. С этой точки зрения удовлитворительно только такое традиционалистское мировоззрение, которое пронизывает все сферы – политическую, экономическую, культурную и религиозную – и объединяет эти сферы в едином подчинении священному в том виде, в каком оно унаследовано от прошлого» (Shils E. Tradition and Liberty: Antinomy and Interdependence- Ethics. 1958, vol. XLVIII, №3 p.160)
Шилз считает, что для существования свободы необходимо отсутствие чрезмерного давления традиции, с одной стороны, а с другой – индивидуальности. «..искусство политики свободы частично заключается в ослаблении, сокращении и уменьшении интенсивности священной традиции до такой степени, когда для свободы создаются наиболее благоприятные условия, но при этом форма традиционного мировоззрения и восприимчивости индивида и традиции может привести только к беспорядку, который временно принимается за расширение свободы и в дальнейшем вызывает к жизни идеологический традиционализм и взрыв энтузиазма, причем ни тот ни другой не оставляют места для свободы личности» (Shils E. Tradition and Liberty: Antinomy and Interdependence- Ethics. 1958, vol. XLVIII, №3 p.164)
Шилз утверждает, что повторяемость во времени «сама по себе не является решающим критерием традиционных представлений или действий. Традиция утверждается через межвременную преемственность представлений. Преемственность означает передачу наследия. Передаче подлежат не действия, а только их образцы, нормы и принципы легитимности. Однако преемственность подразумевает не только передачу, но и восприятие этого наследия. Как передача, так и восприятие могут быть обусловлены различными мотивами. Однако следует подчеркнуть наличие отчетливой тенденции мотивировать восприятие легитимностью авторитета, принимаемого как передатчик, связью этой легитимности с традиционностью авторитета и тех норм, которые он поддерживает или утверждает. Именно в механизме передачи традиционных верований и их принятия и состоит отличие традиционных и иных представлений.»(Ср.из. с242) ЛИТЕРАТУРА: 1. Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход \\ Американская социология. Перспективы. Проблемы Методы. М. 1972. 2.
|