Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ФЕЙЕРАБЕНД П. (1924)
Пол Фейерабенд – гносеологический «анархист». В свое время поразил этой эпатирующей концепцией философов. Пример было взять с кого – он был помощником Б. Брехта
В журнале «The Humanist» (1975, №5) было опубликовано заявление 186 американских ученых (из них 18 нобелевских лауреатов), которые выступили резко против астрологии, выражая беспокойство по поводу нахлынувшей волны разного рода астрологов и предсказателей, заполнившей все средства массовой информации. Позднее появилась заметка П. Фейерабенда, который подверг критике это Заявление, считая, что противопоставление астологии и науки не имеет оснований.
АНАРХИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ
НАУКА И ИДЕОЛОГИЯ
Смысл состоит в утверждении об идеологической нагруженности научного знания. Доказательство этому утверждению он искал в анализе реальной картины творчества Галилея. В частности, он утверждал, что телескоп Галилея был несовершенен. Ничего он там толкового увидеть не мог. Он применил лишь что-то типа «метода упорства» Ч. Пирса (сам Фейерабенд с своем философствовании его теории не применял). В этом утверждении он не нов. Современники Галилея вообще считали очки – изобретением «дьявола», которые искажают мир. Совершенно не зря продвинуты «новые» философы с таким болезненным интересом занимались проблемами оптики, дабы доказать обратное, дабы «досадить» богословам и схоластам официальной церкви. Но он не нов и прав, ибо, даже из только что изложенного видно, что научные поиски и направление исследований всегда инициировалось реальной социокультурной ситуацией, в основном связанной с борьбой против официальной церкви, которая в те времена всем порядком надоела. Генрих IV променял обедню на корону, да и после религиозных войн вообще всем все эти «проблемы веры» это порядком надоели - известный Кольбер со иронией советовался с молодым Людовиком XIV, что ума не приложит куда всех этих святош и монахов девать и чем их кормить. Хотя на старости лет и под влиянием своей набожной любовницы Людовик XIV «ударился» в религию, что, к сожалению, в результате опрометчивой отмены им Нантского эдикта (1685) пагубно сказалось на судьбу Франции. «Попы» порядком всех «достали» в такой же степени как «достали» нас в недавнее время идеологи «ведущей и направляющей». Тем не менее её терпели, ибо, во-первых, церковь играла роль «министерства образования» и «министерства культуры» одновременно, организуя систему преподавания и обеспечивая духовную сторону общественной жизни, производя те или иные формы символических конструктов. Необходимость в религии как государственном институте отпала лишь с возникновением разного секуляризованных форм идеологий типа идей социализма, либерализма или консерватизма, которые сейчас являются символическим конструктами обеспечения жизни общества. Это произошло только во второй половине XIX века, но это готовили те ученые и «новые» философы, для которых, в чем прав П. Фейерабенд наука была не только сугубо теоретическим занятием. Хотя, как стало ясно, наука не может быть символическим конструктом, полностью обеспечивающим жизнедеятельность общества, но может быть таковым секулярная идеология, базирующаяся на науке. Но так и понималась эта наука первоначально - как секулярная идеология. Наукой в чистом виде она стала только к концу XIX века.
|