Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СИМУЛЯКР. Ж. Делез правильно подчеркивает следующее: «Понятия субъекта и объекта не позволяют подойти вплотную к существу мысли
Ж. Делез правильно подчеркивает следующее: «Понятия субъекта и объекта не позволяют подойти вплотную к существу мысли. Мысль- это не нить, протянутая между субъектом и объектом, и не вращение первого вокруг второго. Мысль осуществляется скорее через соотношение территории и земли» (чтф с.110). Т.е. он изначально не противопоставляет субъекта, как носителя Идеи, и объекта. Они связаны неразличимо друг с другом и действуют согласно иной логики, по иной плоскости. Эта плоскость состоит в разных «срезах» хаоса мира, который есть поверхность, «земля» без «небес». Это роднит его со стоиками и эпикурейцами, которые стремились уничтожить это разделение на «субъект» и «объект», которое пошло со времен Парменида и Платона. Делёз вводит понятие «симулякр», этот же концепт потом интенсивно эксплуатирует Ж. Бодрийяр. Но исходно он имеет корнем учение эпикурейцев, - известно, что эпикурейцы считали, что мы познаем вещи благодаря тому, что они испускают тончайшие вещественные образы – «эйдолы». Есть одна их разновидность, которая вызывает смутные образы вещей - «simulacra». Вот что пишет о «симулякрах» Лукреций: «Тонкие; так же легко они в воздухе, встретясь друг с другом, Сходятся вместе, как нить паутины иль золота блестки. Дело ведь в том, что их ткань по строение тоньше Образов, бьющих в глаза и у нас вызывающих зренье, Ибо, нам в тело они проникая чрез поры, тревожат Тонкую сущность души и приводят в движение чувство. Так появляются нам и Кентавры и всякие Скиллы, С Кербером схожие псы, и воочию призраки видны Тех, кого смерть унесла, и чьи кости землею объяты..» (Лукреций. О природе вещей. М., 1958. с.146) И вот что Делез пишет: «Современный мир – это мир симулякров. Человек в нем не переживает Бога, тождество субъекта не переживает тождества субстанции. Все тождества только симулированы..» (Р. и пов. С.9). Сутью «симулякра» является отсутствие стабильности и определенности: «Чистое становление, беспредельность – вот материя симулякра, поскольку он избегает воздействия Идеи и ставит под удар как модели, так и копии, одновременно» (Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995. С.14). Если человек, пользуясь какими-то заданными образцами поведения, копирует свой образ жизни и поведения сообразно им, то «симулякр» не создает копии: «Симулякру свойственно не быть копией, а опрокидывать все копии, опрокидывая также и образцы: всякая мысль становится агрессией» (Делез Ж. Различие и повторение. С.10) В этом отношении симптоматична работа Ги-Эрнста Дебора (1931-1994) «общество спектакля» (1967). Сам Ги-Эрнст Дебор крайне оригинальный человек – он лидер альтернативного Ситуациониского Интернационала, да и закончил жизнь оригинально – застрелился. Эта его книга как раз получила известность после 1968 года. В ней он утверждал: «вся жизнь обществ, в которых господствуют современные условия производства, проявляется как необъятное нагромождение спектаклей. Все, что раньше переживалось непосредственно, теперь отстраняется в представление» (Дебор Г. Общество спектакля. М. 2000. С.23). И далее: «Спектакль – это не совокупность образов, но общественное отношение между людьми, опосредованное образами» (Дебор Г. Общество спектакля. М. 2000. С.23). В «Комментариях к «Обществу спектакля»» (1988) он уточняет: «Модернизированное общество, достигшее стадии включенной театрализации, характеризуется согласованным действиям пяти основных черт, а именно: непрерывного технологического обновления, слияния экономики и государства, всеобщей секретности, безоговорочной лжи и вечного настоящего» (Дебор Г. Общество спектакля. М. 2000. С.126)
«Идея» как «симулякр» – это уже не организующий центр, «паттерн», вокруг которого организуются смыслы и значения, а наоборот, она разрывает целостность смысла, превращает здание «Идеи» и культуры, которую она символизирует, в развалины, внутри которых бродит человек, подбирая более-менее ценный мусор, оставшийся от прежних обитателей этого здания. Но он подбирает не «Идею», а обрывки «идеек», «симулякры», ценность которых крайне проблематична. Этот «бродяга» с треснутым «Я», шизофреник, роется в хламе культуры, подбирая отбросы. Картина крайне безотрадная, хотя во многом адекватна реальному положению дел в современной культуре. И исходная ошибка Делеза состоит в том, что стараясь придать динамизм «Идее», он окочательно её разрушает, он не видит иного пути для придания динамике «Идее», хотя, как известно из моей позиции, этот выход есть – это создание новой теории идеи на базе концепта «традиция», в котором «идея», сохраняя свою целостность и идентичность смыслов и значений, тем не мене существует как динамичное, полифункциональное и полиморфное образование. Эта «симуляция» обусловлена в основном «бунтом» человека против стереотипности жизни, а вернее «симуляцией бунта», целью которой не является позитивное утверждение новых смыслов и нового образа жизни, а поиск разнообразия в целях развлечения и «встряски» от одноообразия жизни, которая, в принципе, устраивает. Делёз пишет: «Современная жизнь такова, что, оказавшись перед лицом наиболее механических, стереотипных повторений вне нас и в нас самих, мы не перестаем извлекать из них небольшие различия, варианты и модификации. И наоборот – тайные, замаскированные, скрытые повторения восстанавливают в нас и вне нас голые, механические, стереотипные повторения. В симулякре повторение* уже нацелено на повторения, различие – на различие» (Р. и п. С.9-10). Сама философия Делёза не есть утверждение нового стиля жизни, а «симуляция бунта» против стереотипности жизни благополучного и самодовольного мещанина-интеллигента – в этом исходная недостаточность и неполноценность его философии. Хотя, тем не менее, он старается претендовать на открытие новой позитивности, беря в качестве «архетипа» этой позитивности эпикурейский «симулякр», понятый им на свой манер. Что представляет из себя делёзовский «симулякр»? Симулякр принципиально утверждает, что он не существует как символ тождественности и определенности, симулякр «схватывает» некоторую определенность вещи и явления, но симулякр при этом «схватывает конституирующую несхожесть вещи, которую он лишает ранга образа» (Р. и п. с.91). Повторение состояний вещи как стабильного образования во времени воспроизводится в «симулякре»: «Вещь – это сам симулякр, симулякр – это высшая форма; трудность для каждой вещи состоит в достижении своего собственного симулякра, его состояния знака, согласованного с вечным возвращением» (р.и п. с.91). Т.е. «симулякр» сочетает в себе и идентичность вещи, которая стабильно «повторяет» саму себя, но, с другой стороны, и «различность» вещи, «другое» в вещи. Симулякр, по Делёзу, - это дым или туман, который расстилается над бытием, туман «наркотический», который плодит разные образы, лишенные истинности и ложности. Симулякр создает иллюзии, доставляет чувство удовольствия или неудовольствия, ему чужды критерии истинности. Истина не важна в данном случае, важен эстетический процесс «витания в облаках» тумана, в наслаждении «поверхностными эффектами» событий.
|