Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лейбниц и барокко
Анализу барокко XVII века в целях обоснования своей необарочной эпохи Ж. Делёз посвящает свою работу «Складка. Лейбниц и барокко» (1988). Он считает Лейбница идеологом барокко. И в этом он прав. Но, как всегда, эти верные мысли выражает крайне мудрено. Он подчеркивает специфику того периода, в которой творил Лейбниц, которая состояла в том, что классический разум начал разрушаться, а потому философия барокко, представленная Лейбницем, начала искать новые принципы – гармонии, утверждения принципиального разнообразия мира. «Понятие «барокко» отсылает не к какой-либо сущности, а скорее к некоей оперативной функции, к характерной черте. Барокко непрестанно производит складки. Открытие это ему не принадлежит: существуют разнообразные складки, пришедшие с Востока, а также древнегреческие, римские, романские, готические, классические.. Но барокко их искривляет и загибает, устремляя к бесконечности, складка за складкой, одну за другой. Основная черта барокко- направленная в бесконечность складка. И прежде всего, барокко их дифференцирует соответственно двум направлениям, двум бесконечностям, - как если бы у бесконечности было два этажа: складки материи и сгибы в душе» (Делёз Жиль Складка. Лейбниц и барокко. М., 1998. с.7)
Эти сладки и сгибы образуют «лабиринт»: «…лабиринт непрерывности в материи и ее частях, и лабиринт свободы в душе и её предикатах. Если Декарт не сумел выбраться из этих двух лабиринтов, то объясняется это тем, что секрет непрерывности он искал в прямолинейной протяженности, а тайну свободы – в прямизне души, не принимая во внимание «наклонностей» души, так и искривленности материи. Необходима своего рода «тайнопись», которая будет одновременно исчислять материю и расшифровывать душу, заглядывать в складки материи и читать в сгибах души» (Делёз Жиль Складка. Лейбниц и барокко. М., 1998. с.8) Эти «два этажа» – а именно «протяженная» и «мыслящая» субстанция, если употреблять язык самих философов XVII века, сообщаются друг с другом, но своеобразно. Здесь он дает образ «темной комнаты», в результате чего в видим истоки делёзовской «складки». Во второй книге в главе «О сложных идеях» «Новых опытов..» Лейбница, словами Филалета дается образ «темной комнаты», Теофил («концептуальный персонаж» Лейбница) с этим образом соглашается, но добавляет: «Чтобы сходство было ещё больше, следовало бы предположить, что в темной комнате имеется полотно, для того, чтобы принимать изображения, притом не гладкое, а со складками (курсив мой – С.Г.), представляющими врожденные знания. Кроме того, это полотно или эта мембрана, будучи натянута, должна обладать чем-то вроде упругости или силы действия и даже активностью или реактивностью, приспособленной как к прошлым, так и к новым складкам, получившимся благодаря впечатлениям от изображений. Активность эта должна состоять в известных вибрациях, или колебаниях, какие наблюдаются, например, при прикосновении к натянутой струне так, чтобы она издавала своего рода музыкальный звук» (Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. Т.2 М.: Мысль, 1983. с.144) В этом пространном отрывке, видимо и заключена отправная точка философствования Ж. Делёза.
Далее он продолжает свое философствование, но делает довольно смелое утверждение, считая, что Лейбниц считал материю такой же «глыбой мрамора с прожилками»: «В одном случае прожилками являются складки материи, окружающие всё живое в своей неисчислимости, так что мраморная плита напоминает волнующееся озеро, полное рыб. В другом же случае прожилкам можно уподобить врожденные идеи в душе, что напоминает «сложенные» изображения и возможные формы статуй внутри мраморной глыбы. Итак, материя и душа мраморны, но только на разный лад» (Делёз Жиль Складка. Лейбниц и барокко. М., 1998. с.9)
«..сгибы имеет именно душа, именно она наполнена сгибами. Сгибы находятся в душе, и актуально существуют только в ней. Воистину- это «врожденные идеи»: это чистые виртуальности, чистые потенции, чье действие проявляется в составе или задатках (сгибах) души, и чье завершенное действие состоит в каком-либо действии, совершающемся в душе (внутренний разгиб).Это столь же верно и для мира: весь мир- не что иное, как виртуальность, существующая актуально лишь в сгибах выражающей его души, ибо душа действует благодаря внутреннему разгибу, посредством которого она составляет представление о включенном в нее мире.» (Делёз Жиль Складка. Лейбниц и барокко. М., 1998.с.41)
Теперь он переводит план своего философствования на «барокко», переводя свой «полет» мысли в «вираж».
3. КАНТ
|