Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История философии. Жиль Делез как философ талантливый и оригинально мыслящий не может быть историком философии «наукообразным»
Жиль Делез как философ талантливый и оригинально мыслящий не может быть историком философии «наукообразным», он вплетает в свои историко-философские работы свое «Я», что иногда доходит до того, что рассматриваемый философ «забывается». Но это, может быть, и есть истинный подход к истории философии. Только таким способом философ прошлого может «заговорить», когда он станет основой для философствования современного талантливого философа.
«Историю философии можно сравнить с искусством портрета. Задача здесь – не «написать схоже», то есть повторить сказанное философом, а создать сходство, одновременно показав учрежденный им план имманенции и сотворенные им новые концепты. Получается портрет умственный, ноэтический, машинный. И хотя обычно такие портреты пишут средствами философии, их можно создавать и эстетически» (Делёз Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? СПб. 1998. С.74)
«… к счастью для новоевропейской философии, она столь же мало дружна с капитализмом, как античная философия – с полисом. Философия доводит до абсолюта относительную детерриториализацию капитала, она переводит его в план имманенции как движение бесконечности и уничтожает как внутренний предел, она обращает его против себя самого, взывая к новой земле, к новому народу. Но тем самым она получает непропорциональную форму концепта, где уничтожаются и коммуникации, и обмен, и консенсус, и мнение. Это скорее ближе к тому, что Адорно называл «негативной диалектикой» и к тому, что Франкфуртская школа обозначала как «утопию». Действительно, именно в утопии осуществляется смычка философии с эпохой – будь то европейский капитализм или уже греческий полис» (Делёз Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? СПб. 1998. С.129)
1. ФИЛОСОФИЯ И ТЕРРИТОРИЯ
«Понятия субъекта и объекта не позволяют подойти вплотную к существу мысли. Мысль – это не нить, натянутая между субъектом и объектом, и не вращение первого вокруг второго. Мысль осуществляется скорее через соотношение территории и земли» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.110)
«У пресократиков в качестве концептов брались природные стихии – они трактовались сами по себе, независимо от всякой референции, и изыскивались лишь верные правила соседства между ними и между их возможными составляющими. Если ответы разных философов при этом разнились, то потому, что эти стихийные концепты составлялись или по-разному, - как внутри себя, так и снаружи. Концепт имеет характер не парадигматический, а синтагматический, не проективный, а конспективный, не иерархический, а окольно-проселочный, не референтный, а консистентный. Отсюда с необходимостью следует, что философия, наука и искусство не организуются более как разные уровни одной и той же проекции и даже не различаются как порождение общей матрицы, но получаются и восстанавливаются непосредственно во взаимной независимости друг от друга, в разделении труда, требующим между ними отношений и сочленения» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.118)
«Философия не может быть сведена к своей истории, потому что философия постоянно отрывается от этой истории, дабы творить новые концепты, которые вливаются в историю, а не проистекают из нее» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.124)
«Человек капитализма – это не Робинзон, а Улисс, хитрый плебей, заурядный средний обитатель больших городов, коренной Пролетарий или чужестранец – мигрант, которые и начинают бесконечное движение – революцию. Сквозь весь капитализм проходит не один, а два клича, равно ведущие к разочарованиям: «Эмигранты всех стран, соединяйтесь… Пролетарий всех стран..». На противоположных полюсах западной цивилизации – в Америке и России – прагматизм и социализм разыгрывают возвращение Улисса, новейшее общество братьев или товарищей, подхватывая мечту греков и восстанавливая «демократическое достоинство»» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.128)
«… философия ретерриториализуется трижды: сначала в прошлом – в древних греках, потом в настоящем – в демократическом государстве, и наконец в будущем – в новом народе и новой земле. В этом зеркале будущего странно искажается облик и греков и демократов» (чтф с.143)
|