![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Энгельгард М. А.
«…история человечества, история цивилизации с древнейших времен до XVIII столетия, есть история постепенного ожесточения нравов, развития свирепости и мучительства, ухудшения человеческих отношений и расцвета взаимной грызни и злобы..» (Энгельгард М.А. Прогресс как эволюция жестокости. СПб. 1899. С.10).
«…жестокость есть именно специфическая, общая, массовая черта человечества, биологическое свойство Homo sapiens» (Энгельгард М.А. Прогресс как эволюция жестокости. СПб. 1899. С.11).
«…что такое свирепость тигра по сравнению с человеческой, по разнообразию, утонченности, вычурности и интенсивности?» (Энгельгард М.А. Прогресс как эволюция жестокости. СПб. 1899. С.11). «Сколько раз люди пытались быть добрыми, и сколько раз эти попытки оканчивались зверством» (Энгельгард М.А. Прогресс как эволюция жестокости. СПб. 1899. С.140.
«…рабство в узком, древнем смысле не было уничтожено европейцами; напротив, именно с расцветом европейской цивилизации оно возродилось и расцвело пышнее, чем когда-либо.. Я разумею рабство негров (и дикарей вообще) в Америке и других колониях…» (Энгельгард М.А. Прогресс как эволюция жестокости. СПб. 1899. С.24).
«Чем более зверело человечество, тем более возвышенные учения ему проповедовались и тем страшнее искажались эти учения. Учителя предъявляют все большие и большие требования по части милосердия, правды и любви; ученики обнаруживают все большие и большие дарования по части жестокости, коварства и злости» (Энгельгард М.А. Прогресс как эволюция жестокости. СПб. 1899.С.27).
«Прогрессируя умственно, человечество регрессировало нравственно» (Энгельгард М.А. Прогресс как эволюция жестокости. СПб. 1899. С.30).
Спенсер: «Высшие атрибуты человечества гораздо более свойственны диким народам, живущим изолированными парами в своих лесах, чем членам обширной, прекрасно организованной науки, имеющей чудесно выработанные искусства, обширные и глубокие знания и бесчисленные применения их к благосостоянию» (Спенсер Г. Развитие политических учреждений. СПб. 1882. С.13).
«Основные факторы прогресса, под влиянием которых воспитывалось человечество – война, рабство и деспотизм. Война создала государства; деспотизм укрепил их, сковывая вместе людей, непривыкших к подчинению… рабство помогало их дальнейшему развитию, давая правящим классам досуг для оборудования прогресса…» (Энгельгард М.А. Прогресс как эволюция жестокости. СПб. 1899. С.53).
«Первичный тип государства – военный тип; другого способа возникновения государств, кроме войны, не было; и дальнейшая их история – история непрерывной борьбы военных типов» (Энгельгард М.А. Прогресс как эволюция жестокости. СПб. 1899. С.53).
«Цивилизованный человек – прирожденный преступник: этот вывод неизбежно вытекает из защищаемого мною взгляда на историю культуры. Он не вполне согласуется с господствующими воззрениями; поэтому надо мотивировать его обстоятельнее. Господствующий взгляд на историю цивилизации можно сформулировать так: «цивилизация превратила хищного зверя в человека». Из сотни читателей девяносто девять (а может быть все сто) подпишутся под этой обеими руками. Противоположную формулу» «цивилизация превратила человека в хищного зверя» – огромное большинство публики назовет парадоксом. Но точная наука накопила столько данных в пользу этого «парадокса», что скоро станет азбучной истиной» (Энгельгард М.А. Прогресс как эволюция жестокости. СПб. 1899. С.63).
ЛИТЕРАТУРА6 1. Энгельгард М.А. Прогресс как эволюция жестокости. СПб. 1899. (468209).
|