![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория общества
Де Роберти считает, что социологии не хватает «естественной истории» общества. Это он утверждает в противовес типичному тогда разделению: социология – это номотетическая, а история – описательная наука. Далее он не считает, что социолог должен игнорировать нравственные идеалы и правовые нормы – как «наносы»: «Что такое,, в самом деле, нравственность или так называемые всеобщие начала нравственности, и проистекающие из них право, как не своеобразный осадок сложных общественных процессов, как не более или менее бессознательное отражение или отголосок сокровенных законов общественной организации» (Де Роберти. Социология. СПб., 1880. С.20)
Он различает науки на методики. В математике и физике – это метод наблюдения. Но по мере усложнения изучаемых объектов увеличивается роль описания. В биологии, считает Де Роберти: «… мы вступаем в настоящее царство описания, как научного метода. Тут вся наука, с начала до конца, описательна по преимуществу» (Де Роберти. СПб., 1880. С.35). это же присуще и социологии. «Между науками неорганического мира, с одной стороны, и биологией и социологией, с другой, существует, действительно, резко очерченная, неизгладимая черта разделения. Спенсер всецело помещает эту границу в столь знакомую ему область эволюции или генезиса явлений: - и простая черта разделения тотчас же превращается в непроходимую пропасть. На мой же взгляд*, граница эта всецело лежит в области метода. Наука одной половины природы не составляет абсолютной противоположности по отношению к науке другой половины, а есть только её продолжение, причем переход от одной к другой нечувствителен. И только человеческий ум, одновременно сдерживаемый и возбуждаемый своей потребностью анализа, повсюду в природе проводит разделительные линии, распределяя и заключая все подмечаемые явления в замкнутые области, называемые им науками» (Де Роберти Социология. СПб., 1880. С.138-139)
По поводу аналогии Де Роберти правильно обращает внимание на факт единства природы, который связывает с энергией. Аналогию ренальную он критикует, ибо она создает иллюзии подобно большинству иллюзий философии. «Одна аналогия в науке ничего не доказывает, хотя строгие научные доказательства могут иногда, незаметно для всех, быть скрыты под внешними формами простой аналогии. Последняя составляет лишь превосходное средство наглядного представления предмета сложного и мало исследованного, или освещении его темных частей светом, отражаемым уже надлежащим образом освещенной поверхностью других более простых и лучше исследованных предметов; и вот, между прочим, причина, почему этот способ объяснения так употребителен в науках более сложных явлений: в биологии и в социальной науке. Можно сказать вообще, что аналогия заменяет графический метод там, где явления не могут быть удобно представлены геометрическими знаниями» цит. Де Роберти Социология. Спб., 1880. С.221. А так Наука и Метафизика)
«Разделение знания всецело – с какой бы точки зрения мы ни взглянули на дело – является психологической необходимостью, неизбежным субъективным условием или постулатом нашего познавания» (Де Роберти. Социология. СПб., 1880. С.241)
|