![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СПЕКТОРСКИЙ Е. В. (1875-1951)
Евгений Васильевич Спекторский закончил юридический факультет Варшавского университета. С 1903 года преподаватель истории и философии права Варшавского университета, затем с 1913 года преподаватель Киевского университета, председатель Киевского философского общества. В 1920 году эмигрировал в Югославию, где преподавал в Белградском и Люблинском университетах. Затем преподавал в Праге. В 1945 году он бежит в Италию, перебравшись потом в США, где он был профессором Свято-Владимирской Православной духовной академии в Нью-Йорке. Автор следующих работ: «Проблема социальной физики в XVII веке» (т.1-, т.2 – 1917), «Государство», «Христианство и культура» (1929), «Начала науки о государстве и обществе» (1929), «Основания социальной философии» (1932). Последние его работы «Опыт христианской этики и социологии», «Три типа реальности» и др. еще не изданы. Евгений Васильевич Спекторский - специалист по истории и теории социологии, религии и истории русской культуры. Профессор, председатель Киевского Философского общества. После революции эмигрировал из России, преподавал в Праге и Белграде. С 1947 года – профессор Свято-Владимирской православной духовной академии в Нью-Йорке. Основное направление работ Спекторского в дореволюционный период как раз изучение западноевропейской ментальности XVII века. Этому были посвящены работы: «Физикализм в общественной философии ХVII в.»(1909), «Происхождение протестантского рационализма»(1914), «Протестантство и рационализм в ХVI- ХVII столетиях» (1914), «Номинализм и реализм в общественных науках»(1915). Его основная работа «Проблемы социальной физики в XVII веке». Первый том этой работы он защитил в качестве магистерской диссертации в 1910 году, а второй - в качестве докторской в 1917 году. К сожалению, его творчеству уделяется мало внимания. Одна из немногочисленных специалистов по исследованию научной и философской культуры XVII века Косарева Л.М., о нем даже не упоминает. Основной мотив исследований раннего периода творчества Спекторского состоял в том, показать, что начало социологии лежит не в учении О.Конта, как принято до сих пор и сейчас в некоторых курсах истории социологии, а в «социальной физике» XVII века: «При посредстве рационалистической философии XVII века обществоведы того времени протягивали руку естествоведам и ставили себе задачей ту проблему социальной физики, появление которой совсем неправильно связывается с именами Кетле, Конта и других теоретиков начала XIX века»(Спекторский Е. Проблема социальной физики в XVII столетии. Том 1 Варшава, 1910 с.2) Спекторский отмечает, что повышенное внимание к эпохе Возрождения не совсем обосновано, ибо истинная перестройка европейской ментальности и образа жизни европейского общества произошла именно в XVII веке. Особенно он отмечает несостоятельность характеристики Возрождения как «гуманизма»: «Гуманность, человечность – это плод не гуманизма, а XVIII века и его просветительной философии и публицистики. Строгая и методическая постановка моральной проблемы совсем не интересовала гуманистов. И пионерами в этом деле пришлось быть теоретикам XVII века, чуждым и даже враждебным гуманистической образованности» (там же с.15)
«Если гуманисты порвали со средневековой схоластической традицией для того, чтобы вернуться к античной классической традицией, то теоретики XVII века порвали со всякой традиции, провозгласили самих себя классиками и действительно оказались таковыми» (с.19) Он пишет, что если «знамя» гуманизма – «это знамя филологии, изучения текстов и восхищение ими. Знамя XVII века – это знамя абстрактной или рациональной науки» (с.6)
«Сущность перемены может быть охарактеризована как замена морального мировоззрения мировоззрением физическим» (с.35)
Вот как он характеризует общий «порыв» мыслителей- рационалистов XVII века: «.. рационалисты XVII стремились создать рациональную механику физического мира, рациональную механику духовного мира и, наконец, рациональную механику мира, как целого. Если бы они осуществили целиком все эти три задачи, иными словами, если бы они познали мировую закономерность с той ясностью, отчетливостью и доказательностью, которая образует исключительную привилегию и главную силу чистого, рационального знания, то были бы осуществлены самые смелые научные мечты. Без остатка была бы выполнена программа теоретического знания. Наука перестала бы быть вечным imperfectum¢ ом. Она дошла бы до до своей последней цели, т.е. до своего конца. Логика бытия вполне совпадала с логикой мысли» (там же с.36)
Вот что он пишет далее: «.. дух геометрии проник во все области научного познания: не только физический, но и психический и даже моральный мир рассматривался геометрически. Дух этот проник даже в искусство XVII века; в нем господствуют геометрия, строгие, холодные линии. Красота природы понималась лишь постольку, поскольку она укладывалась в геометрические образы» (там же, с.335). Он подчеркивает, что «даже религия испытывала на себе влияния геометрического духа.. Э. Вейгель, Пуффендорф, Лейбниц и другие новаторы пытались построить геометрию богопознания, ordine geometrice доказать бытие Божие и целый ряд других положений «естественного» богословия… Даже, казалось бы, совершенно иррегулярная мистическая экзальтация Паскаля представляла нечто геометрическое, «воспламененную геометрию», как выразился Кузен. Экстаз в веке не превышал геометрии. Он находил достаточную пищу в новой геометрической картине мироздания» (там же, с.336-337) Он отмечает: «Всеобщее увлечение геометрией не обходилось без крайностей, так что явился новый сюжет для сатиры; им и воспользовался Свифт в своем карикатурном изображении жителей фантастического висячего острова Лапуты, которые думают, чувствуют, даже изъясняются в любви геометрическими образами и несмотря на это или, вернее, именно вследствие этого плохо ориентируются и еще хуже устраиваются во всем, что касается практической жизни, как личной, так и общественной» (там же, с.337) Действительно, «помешательство» на геометрии было поголовным среди «продвинутых» дворян. «Пантометрия», «этометрия». Старались измерить душу, отношения внутри государств или между государствами, взаимоотношения между которыми рассматривали через систему «противовесов».Но, самое главное, сами математики были далеки от тотального «пангеометризма», это имело характер «моды», «светского увлечения» среди широких масс дворянского сословия, т.е. было именно «мировоззрением эпохи». А потому, как правильно подмечает Спекторский: «Новое физическое мировоззрение произвело глубокую перемену в традиционном понимании человека и его жизни. На человека, это, казалось бы, столь своеобразное существо, не укладывающееся ни в какие рамки теоретического познания, представляющее парадокс для самого себя, психологи, моралисты и обществоведы стали смотреть так, как смотрели физики на тела и фигуры»(там же с.79)
Спекторский совершенно верно подчеркивает механизм действия инновации в культуре, что крайне ценно и важно подчеркнуть: «Всякое крупное завоевание в области одной науки вызывает надежду на распространение его если не решительно на все наше знание без остатка, то по крайне мере на возможно больший круг предметов и явлений. Оно оживляет и выдвигает на первый план вечную неосуществленную мечту о единстве науки, о сведении всего нашего пестрого знания к единой форме, единому содержанию, единой методе. Вот почему в XVII столетии перерождение естествознания, превращение его из науки схоластической по форме и метафизической по содержанию в математическую физику, производит сильное впечатление во всех научных сферах и всюду вызывает стремление стать в просвещении с веком наравне» (там же, с.38)
|