Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художник и общество






 

По мнению С.А. Венгерова личность художника не определяет хода истории, но вы­дающаяся личность тем и велика, что она воплощает в себе дух современной ему эпохи. И именно в этом его значительность: «выдающийся человек в своей жизни яв­ляет жизнь целого общества и мы следовательно по нем можем себе составить весьма удовлетворительное понятие о целой эпохе. Вот отчего биографии нам служат теперь более чем когда-нибудь прекрасным подспорьем для составления картины известного круга людей. Как в естественной истории нам достаточно нескольких представителей животного царства для суждения о фауне известного места, так и в истории цивилиза­ции то или другое направление отдельных личностей, может нам уяснить характер ус­ловий, влияющих в том и другом случае» (Венгеров С.А. Русская литература в её со­временных представителях (И.С. Тургенев). СПб. 1875. С.3).

 

3. САКУЛИН П.Н. (1868-1930)

 

Павел Никитич Сакулин – выходец из крестьян. В 1891 году закончил историко-фило­логический факультет московского университета. Испытал сильное влияние народни­ческой философии. Преподавал русскую литературу в Московском университете, по­том ушел в знак протеста против преследования студентов. Потом преподавал в Петер­бургском женском пединституте. С июня 1917 года он ординарный профессор Московского университета. Принял Октябрьскую революцию, с 1929 года академик АН СССР.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Академические школы в русском литературоведении. М. 1975. (1744918).

2. Буслаев В.Ф. Странствующие повести и рассказы \\ Русский вестник. 1874. №4.

3. Венгеров С.А. Героический характер русской литературы \\ Собрание сочинений. Т.1 СПб., 1911.(359222).

4. Венгеров С.А. Очерки по истории русской литературы. 2 изд. СПб. 1907 (359232).

5. Венгеров С.А. Русская литература в ее современных представителях (И.С. Тургенев). Спб. 1875 (359272).

6. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.

7. Горнфельд А. Экспериментальное искусство \\ Русское богатство. 1904. №7.

8. Гудзий Н.К. Н.С. Тихонравов. М. 1956.

9. Гудзий Н.К. Н.С. Тихонравов. М., 1956.

10. Истрин В.м. Опыт методологического введения в историю русской литературы XIX века. Вып.1 СПб. 1907.

11. Краснов Г.В. Статья А.Н. Пыпина о расколе редакции «Современника» \\ Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Т.XXII. 1973. Вып.2.

12. Николаев П. П. П.Н. Сакулин \\ ВЛ 1969. №4.

13. Николаев П. П.Н. Сакулин \\ Вопросы литературы. 1969. №4.

14. Потебня А.А. Мысль и язык. Харьков 1892.

15. Сакулин П. В поисках научной методологии \\ Голос минувшего. 1919. 31-4.

16. Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф. Одоевский. Мыслитель-писатель. Т.1 ч.1. М.1913. (360211).

17. Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Одевский.

18. Сакулин П.Н. На грани двух культур. И.С. Тургенев. М. 1918. (97882).

19. Сакулин П.Н. Социологический метод в литературоведении

20. Сакулин П.Н. Социологический метод в литературоведении. М. 1923.

21. Сиповский В.в. История литературы как наука.

22. Тихонравов Н.С. Собрание сочинений. Т.1-3.

23. Тихонравов Н.С. Сочинения М. 1898. Т.1 (360434).

24. Тихонравов Н.С. Сочинения Том 3 ч.1. М. 1898. (360441).

25. Тихонравов Н.С. Сочинения. Том 3 ч.2. М. 1988. (360443).

26. Шахов А. Гете и его время. СПб. 1908. (152485).

27. Энегельгард Б. Формальный метод в истории литературы. Л. 1927.

 

 

§3 ПСИХОЛОГИЗМ: ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ Д.Н. (1853-1920)

 

Психологическое направление сложилось в результате критики культурно-историче­ской школы, которая следовала принципу социальной обусловленности литературной деятельности, считая, что это требует дополнения еще психологического фактора лите­ратурного творчества. Эту точку зрения активно отстаивал в 80-х годах Э. Эннекен в своей работе «Опыт построения научной критики (Эстопсихология)» (СПб. 1892). Это направление получило широкой распространение в харьковской школе, сформирован­ной А. Потебне. В «харьковскую группу» входили: Д. Овсянико-Куликовский, А. Горнфельд, В. Харциев, Т. Райнер, Б. Лезин и др. Они выпускали непериодический журнал: «Вопросы теории и психологии творчества»

 

Дмитрий Николаевич Овсянико-Куликовский, родился в семье крупного помещика. За­кончил историко-филологический факультет Одесского университета. В 1877 году Овсянико-Куликовский был командирован за границу на пять лет, где он познакомился с П.Л. Лавровым и другими представителями русской эмиграции. Затем преподавал в Казанском и Харьковском университетах, был избран почетным академиком Петербургской Академии наук, был членом редакции «Вестник Европы». Последова­тель А.А. Потебни. Одним из первых занимался исследованием индийской культуры. Он является сторонником психологического направления в литературоведении. В Харьковском университете, где он проработал большую часть своей жизни (1885-1905) он создал целую школу: А. Горнфельд, Т. Райнов, Б. Лезин. Свои идеи они пропаганди­ровали на страницах непериодического издания «Вопросы теории и психологии твор­чества».

После Февральской революции «Вестник Европы» Овсянико-Куликовского выступал за Временное правительство против большевиков. Последние годы (1919-1920) Овсянико-Куликовский жил в Одессе, где писал «Воспоминания».

Психологическое направление в литературоведении разделяло взгляды культурно-ис­торической школы, но уделяла больше внимания на психологии художественного творчества, на специфике художественного мышления.

В этом отношении характерны взгляды Франца Эннекена, который выступал против односторонности социологического подхода культурно-исторической школы, считая, что каждое явление культуры должно включать и эстетическую, и психологическую стороны художественного творчества.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал