![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История Русской интеллигенции
1. РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
«… интеллигенция, это – все образованное общество; в её состав входят все, кто так или иначе, прямо или косвенно, активно или пассивно, принимает участие в умственной жизни страны» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.227). «Умственная активность есть основная черта, которой всегда и везде характеризуется интеллигенция – в отличие от остальной массы населения» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.230).
«Интеллигенция есть мыслящая среда, где вырабатываются умственные блага, так называемые «духовный ценности»» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.230) Овсянико-Куликовский различал два типа отношений к духовным ценностям. Первое – это когда человек просто воспринимает духовные ценности вне зависимости от личных отношений и запросов, второй - когда он воспринимает духовные ценности, следуя своим личным наклонностям и интересам. В развитых странах где интеллигенция – слой устоявшийся нет резкого разделения между этими двумя типами. Но в развивающихся странах второй тип отношений преобладает, здесь более люди выбирают то, что им более подходит, формируя свою идеологию. «На почве этих исканий и создается так называемая «идеология», всякое духовное благо оценивается не по существу, а сообразно с характером и направлением идеологии» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.232). Русская интеллигенция, по мнению Овсянико-Куликовского, с XVIII века и до современной ему эпохи переживает «идеологический кризис».
«Идеолог слишком философ, чтобы быть практическим деятелем, и слишком моралист, публицист и деятель жизни, чтобы быть настоящим философом. Философия и научные ценности приноравливаются у него к моральным и практическим запросам, а эти запросы получают своеобразную философскую постановку, отпугивающую всех, кто, имея те же запросы, не может её принять. – Идеологии, если они сколько-нибудь разработаны, обращаются, подобно религиозным вероучениям, к тем, которые по своему духовному складу, к ним предрасположены, и в этой среде они вербуют адептов и получают распространение» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.236).
Кризс народничества, по мнению Овсянико-Куликовского, - это процесс идеологического творчества вообще, и роль их теперь сыграна.
«Идеологии проделали весь круг своего развития – от масонства XVIII века до Л.Н. Толстого и новейших искателей «истины». Этот круг оказался замкнутым: спустившись с мистических и философских высот, идеологическая мысль вплотную подощла к жизни и затем круто повернула назад, чтобы воспарить в высоту» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.251)
Овсянико-Куликовский: «В истории лирической поэзии принцип экономизации силы обнаруживается, прежде всего, в том самом процессе упрощения и оскудения ритмики и метрики… в действительности же это не регресс, а прогресс» (Овсянико-Куликовский Д.И. Лирика-как особый вид творчества \\ Вопросы теории и психологии творчества. Т.II вып.2. СПб. 1909. С.204).
Из последователей Овсянико-Куликовского можно отметить Б.А. Лезина. Он испытал влияние махизма с его известном тезисом об экономии мышления. Вот что он писал: «Мысль наша, по содержанию, или образ, или понятие (т.е. искусство или наука); третьего среднего нет между ними. Искусство и наука – лишь особые формы мысли, ведущие свое начало от одной ячейки – слова и имеющие одну и ту - же конечную цель – познание действительности в широком смысле этого слова» (Лезин Б.А. Художественное творчество, как особый вид экономии мысли \\ Вопросы теории и психология творчества. Т.1. Харьков. 1911. С.202).
Он рассматривает с точки зрения экономики – искусство, обращаясь, прежде всего, к ритму.
«Рубикон в эволюции языка был перейден человеком лишь тогда, когда речь его стала симптомом не аффектов, а умственных актов, понятий. Человеческий язык – в этом капитальное различие его от языка животных, - язык понятий, представлений. Язык – орудие создания мысли. Это основано на законе сохранения сил. Язык сберегает более, чем тратит, и остаток сбереженной энергии уходит на создание творческой деятельности. Наша мысль есть сложный аппарат, где происходит явное и скрытое действие сил… Психика человека выросла из животной благодаря лишь языку, который возникал тысячелетьями, и когда он стал языком понятий, тогда стал возможным прогресс психики» (Лезин Б.А. Художественное творчество, как особый вид экономии мысли \\ Вопросы теории и психология творчества. Т.1. Харьков. 1911. С.209).
«Математика и языкознание служат единственным входом в познание человека и природы» (Лезин Б.А. Художественное творчество, как особый вид экономии мысли \\ Вопросы теории и психология творчества. Т.1. Харьков. 1911. С.211).
«Слово необходимо для преобразования низших форм мысли в понятие; оно является как бы посредником между новым восприятием и прежним запасом мысли. Слово не есть средство выражать готовую мысль, оно есть средство преобразовать впечатление восприятия и делать их объектом нашего познания» (Лезин Б.А. Художественное творчество, как особый вид экономии мысли \\ Вопросы теории и психология творчества. Т.1. Харьков. 1911. С.211).
«Искусство сберегает психические силы человека на основании того, что оно пользуется, как и наука, типичностью при изображении огромного целого, частью – вместо целого… Что такое тип? Тип – греческое слово и в своей эволюции приобрело очень много значений. Сначала оно означало: 1) просто печать, 2) затем – характер почерка, 3) рельефное изображение, 4) отблеск, 5) вообще внешний вид, форму, общее представление» (Лезин Б.А. Художественное творчество, как особый вид экономии мысли \\ Вопросы теории и психология творчества. Т.1. Харьков. 1911. С.234-235).
ЛИТЕРАТУРА: 1. Осьманов Н.В. Психологическое направление в русском литературоведении. Д.Н. Овсянико-Куликовский. М., 1981. (2009815). 2. Эннекен Э. Опыт построения научной критики. (Эстопсихология). СПб. 1892. 3. Фолькельт И. 4. Энгельгард Б. Формальный метод в истории литературы. Л. 1927. 5. Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. (359973). 6. Вопросы теории и психологии творчества. Т.1. Харьков. 1911. (95846). 7. Вопросы теории и психологии творчества. Т.II. вып.1 СПб. 1909. (356813). 8. Вопросы теории и психологии творчества. Т.II. вып.2 Спб. 1909 (176244). 9. Вопросы теории и психологии творчества. Т.IV. Харьков. 1903. (95847). 10. Пыпин А.Н. Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов. Исторические очерки.; изд. СПб. 1909. (360178). 11. Сиповский В.В. История литературы как наука. СПб.-м. б.г. (140393).
ГЛАВА 4 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА
|