![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психология мышления
Овсянико-Куликовский подчеркивал, что процесс понимания другого человека и его идей, это более всего есть процесс непонимания, ибо у каждого человека существует свой мир и уклад мышления. Процесс непонимания усложняется тогда, когда передаваемые идеи другому человеку сложны, тогда они вообще могут пониматься самым разнообразным образом. Но чем проще идеи, тем более возможно адекватное их понимание другим. «Процесс развития мысли, с первых же шагов, рёзко характеризуется – у человека – стремлением к безразличию в отношении к чувствующей окраске, к категории приятного и неприятного. В умственных актах, ведущих к образованию представлений и понятий, чувствующая окраска восприятий быстро потухает, и только в таком потухшем, безразличном виде восприятия и становится материалом, пригодным для создания картины мира, данного в представлениях и понятиях» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.19). И далее, с новой строки он пишет: «На этом пути, - в направлении безразличия, неокрашенности, - между прочим, выделяется особый элемент мысли, род умственного ощущения – свободы от добавления чувств, от гнета чувствующей окраски. Мысль обособляется и сперва ощущает, а потом и сознает, если можно так выразиться все преимущества своей возникающей автономии. Её процессы и результаты все более и более становятся самодовлеющими. Возникает сознание силы, закономерности и психологических прав мысли, независимо от воли и чувств. Одним словом, это – психологическое основание того, что издревле принято называть логикой» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.19).
По мнению Овсянико-Куликовского именно в сфере чувств более всего проявляется человеческий эгоизм и «эгоцентризм», что отличается от точки зрения того, что именнно мысль имеет такой характер. Именно в сфере чувств, а не в сфере мысли «Я» более проявлено. И он прав. «В сфере чистой мысли, напротив, чем могущественнее, чем совершеннее и выше мысль, тем слабее её связь с «я» субъекта, тем дальше стоит она от этого «я»: по природе своей мысль, в противоположность чувству, не эгоцентрична» (, Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.20).
«Достаточно известно то первенствующее значение, которое в деятельности мысли принадлежит так называемой бессознательной сфере её: подавляющее большинство умственных актов совершается именно здесь*, за порогом сознания. И жизни мысли лучше всего может быть определена, как постоянное общение между сознанием и сферой бессознательной. Сохранение умственных приобретений в бессознательной сфере есть память, без которой ни умственная работа, ни прогресс мысли были бы невозможны. Но бессознательная сфера не есть как бы только склад, магазин образов, понятий, идей: она – арена умственной деятельности. Вникая в природу наших умственных актов, мы легко убеждаемся в том, что весьма многие из них протекают бессознательно, и что нередко в сознании отражается только последний результат сложных операций, производящихся в бессознательной сфере автоматически» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914.С.22). «Наша чувствующая душа, по справедливости, может быть сравниваема с тем возом, о котором говорится: что с возу упало, то и пропало. Напротив, душа мыслящая – это такой воз, с которого ничего не может упасть: все поклажа там хорошо помещена и скрыта в сфере бессознательной» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.24).
«Если бы чувства, нами переживаемые, сохранились и работали в бессознательной, постоянно переходя в сознание (как это делает мысль), то наша душевная жизнь была бы такой смесью рая и ада, что самая крепкая организация не выдержала бы этого непрерывного сцепления радостей, горестей, обиды, злобы, любви, зависти, ревности, сожалений, угрызений, страхов, отчаяния, надежд и т.д., и т.д. нет чувства, раз пережитые и потухшие, не поступают в сферу бессознательного, и такой сферы нет в душе чувствующей. Но в ней есть нечто иное. Это именно – следы пережитого. Испытанное чувство исчезает, но наша психика обогащается новым опытом и становится на будущее время более восприимчивой к данному чувству. Эта восприимчивость, приобретенная рядом опытов, может передаваться наследственным путем и, через несколько поколений, превращается в инстинкт» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.25). Здесь он придерживается идеям ортодоксального ламаркизма, которые уже в то время были крайне спорны, хотя, далее, имели свое уродливой продолжение в виде лысенковщины.
1. ЯЗЫК
Овсянико-Куликовский подчеркивал важность языка как формы организации мысли. Особое внимание он уделял языку как экономии нашего мышления.
«Язык – не только средство передачи мысли. Он прежде всего – орудие мышления. Он – сложный процесс апперцепции представлений, понятий и других умственных актов грамматическими категориями. Эти категории (части речи и части предложения) усваиваются нами в раннем детстве и становятся для нас настоящими формами мысли a priori в кантовском смысле» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.22).
«Создание того или другого научно-философского слова-понятия обходятся так дорого, как не обходятся самые высокие и сложные образы искусства. Если мы имеем возможность мыслить научно-философскими понятиями, то это потому только, что ряд великих умов и гениев затратили огромную массу умственного труда на выработку этих понятий. Нередко весь смысл и значение той или другой великой философской системы сводится к тому, что она дала два-три новых понятия, послуживших исходным пунктом дальнейших изысканий и ставших необходимыми формами научно-философского мышления» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.117)
Чувства он разделяет на органические (биологические), над - органические – любовь: чувства социальные – семейные, общественные, правовые, политические, над-социальные.
|