Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Другие представители культурно-историчяеской школы






 

1. ШАХОВ А.А.

 

Примечательна позиция талантливого, умершего в молодости от чахотки Александра Александровича Шахова (1850-1877), который в своей отличной работе «Гете и его время» (1873-1874) писал: «…философия известного периода дает общие схемы, отвле­ченные положения, не разъясняя их на отдельных фактах и примерах. Поэзия изображает живых людей, дает плоть и кровь общим понятиям, говорит нашему вооб­ражению, нашей способности представлять. Истинная поэзия отвечает вместе и на за­просы мысли, и на требование воображения. Через нее мы знакомимся с миром общей действительности, не с одними абстрактными положениями, а потому она полнее и вы­разительнее философии знакомит нас с мировоззрением известной эпохи. Далее: фило­софская или научная система есть плод мысли отдельной выдающейся личности, ин­теллигентной вершины общества, лица, стоящие выше не только современных ему масс, но и образованных людей вообще; нередко даже лица, которые переросло свой век.

Напротив того, поэт должен жить в самом обществе, должен сблизится со многими сторонами общественной жизни; при том в своем творении он воспроизводит не только свое личное миросозерцание, но и жизнь, и убеждение своих героев – известных обще­ственных представителей. Поэтому поэтическое произведение лучше знакомит нас со всей эпохой, с общим настроением, * с общим ходом идей, чем научная система, предлагающая нам результат умственного труда отдельного лица» (Шахов А. Гете и его время. СПб. 1908. С.4-5).

 

«…великое поэтическое произведение разъясняет нам ближе, чем философская или на­учная система, общее мировоззрение известной эпохи. Поэзия является зерном, сердцевиной литературы. Специальная история философии и научных исследований знакомит нас с движением мысли, с её успехами и развитием в отдельных личностях. История литературы знакомит нас вообще с распространением известных идей в обще­стве, с их популяризацией; с одной стороны она захватывает историю науки и ищет в ней зарождение известных идей, с другой стороны она опирается на историю практических общественных отношений и исследует общественную среду, восприни­мающую мысль, наконец, своей особенной задачей она ставит анализ тех произведений мысли и творчества, в которых отразилось общественное миросозерцание, иначе – та совокупность общих понятий, которая признается обществом в данную эпоху» (Шахов А. Гете и его время. СПб. 1908. С.5).

 

Шахов, как и все представители культурно-исторической школы, трактовал литературу крайне расширительно: «Литература обнимает все произведения человеческой мысли и творчества, в которых отражается мировоззрение известной эпохи. История этих про­изведений и будет история литературы, которая таким образом следит за развитием мировоззрения или тех общих понятий, которыми живет человечество. Она останавли­вается на всяком произведении, имеющем общий интерес, изучающем или воспроизво­дящем общие вопросы времени» (Шахов А. Гете и его время. СПб. 1908. С.7).

Но, как подтверждает и Шахов, литературное произведение не только отражает жизнь, но и само становится фактором общественного развития.

 

2. ТИХОНРАВОВ Н.С. (1832-1893)

 

Николай Саввич Тихонравов – русский литературовед, представитель культурно-исто­рической школы. Родом из мещан. Тихонравов - ученик Буслаева

 

«Литературные произведения находятся в теснейшей связи с произведениями искусства, бытом, верованиями и обрядами народа. Круг идей и представлений, господствующих в известное время, выражается в литературе, и в нравах, и в общественных учреждениях, и в искусстве той или другой эпохи. Литература и искусство выражают в определениях, сознательных формах верования и убеждения, двигающие народом в известное время; они возводят в идеальную форму явления об­щественной среды и ставят, как нечто отдельное силы, в ней господствующие. Вот по­чему история литературы неразрывно соединена с историей искусства, обычаев и веро­ваний народа «(Тихонравов Н.С. Сочинения. Том 3 ч.2. М. 1898. С.386).

3. ВЕСЕЛОВСКИЙ А.Н.(1843-?)

 

Алексей Николаевич Веселовский, историк литературы. Закончил Московский уни­верситет, за­тем уехал за границу. По возращении на родину был учителем, сотрудничал в газетах и жур­на­лах.

 

Принципы эволюционизма начали проникать в литературоведение в Европе, и к 90-м годам стали общепризнанными в литературоведении. В 1890 году выходит работа Ф. Брюнетьера «Эволюция жанров в истории литературы», где принципы эволюцио­низма являются главными в анализе литературы.

«Факты жизни связаны между собой взаимной зависимостью, экономические условия вызывают известный исторический строй, вместе они обусловливают тот или иной род литературной деятельности, и нет возможности отделить одно от другого. Это целая система кровообращения, где каждая жилка, забившаяся в конец живого тела, в прямой генеалогиче­ской связи с сердцем …»(И.п. 390)

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал