![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Другие представители культурно-историчяеской школы
1. ШАХОВ А.А.
Примечательна позиция талантливого, умершего в молодости от чахотки Александра Александровича Шахова (1850-1877), который в своей отличной работе «Гете и его время» (1873-1874) писал: «…философия известного периода дает общие схемы, отвлеченные положения, не разъясняя их на отдельных фактах и примерах. Поэзия изображает живых людей, дает плоть и кровь общим понятиям, говорит нашему воображению, нашей способности представлять. Истинная поэзия отвечает вместе и на запросы мысли, и на требование воображения. Через нее мы знакомимся с миром общей действительности, не с одними абстрактными положениями, а потому она полнее и выразительнее философии знакомит нас с мировоззрением известной эпохи. Далее: философская или научная система есть плод мысли отдельной выдающейся личности, интеллигентной вершины общества, лица, стоящие выше не только современных ему масс, но и образованных людей вообще; нередко даже лица, которые переросло свой век. Напротив того, поэт должен жить в самом обществе, должен сблизится со многими сторонами общественной жизни; при том в своем творении он воспроизводит не только свое личное миросозерцание, но и жизнь, и убеждение своих героев – известных общественных представителей. Поэтому поэтическое произведение лучше знакомит нас со всей эпохой, с общим настроением, * с общим ходом идей, чем научная система, предлагающая нам результат умственного труда отдельного лица» (Шахов А. Гете и его время. СПб. 1908. С.4-5).
«…великое поэтическое произведение разъясняет нам ближе, чем философская или научная система, общее мировоззрение известной эпохи. Поэзия является зерном, сердцевиной литературы. Специальная история философии и научных исследований знакомит нас с движением мысли, с её успехами и развитием в отдельных личностях. История литературы знакомит нас вообще с распространением известных идей в обществе, с их популяризацией; с одной стороны она захватывает историю науки и ищет в ней зарождение известных идей, с другой стороны она опирается на историю практических общественных отношений и исследует общественную среду, воспринимающую мысль, наконец, своей особенной задачей она ставит анализ тех произведений мысли и творчества, в которых отразилось общественное миросозерцание, иначе – та совокупность общих понятий, которая признается обществом в данную эпоху» (Шахов А. Гете и его время. СПб. 1908. С.5).
Шахов, как и все представители культурно-исторической школы, трактовал литературу крайне расширительно: «Литература обнимает все произведения человеческой мысли и творчества, в которых отражается мировоззрение известной эпохи. История этих произведений и будет история литературы, которая таким образом следит за развитием мировоззрения или тех общих понятий, которыми живет человечество. Она останавливается на всяком произведении, имеющем общий интерес, изучающем или воспроизводящем общие вопросы времени» (Шахов А. Гете и его время. СПб. 1908. С.7). Но, как подтверждает и Шахов, литературное произведение не только отражает жизнь, но и само становится фактором общественного развития.
2. ТИХОНРАВОВ Н.С. (1832-1893)
Николай Саввич Тихонравов – русский литературовед, представитель культурно-исторической школы. Родом из мещан. Тихонравов - ученик Буслаева
«Литературные произведения находятся в теснейшей связи с произведениями искусства, бытом, верованиями и обрядами народа. Круг идей и представлений, господствующих в известное время, выражается в литературе, и в нравах, и в общественных учреждениях, и в искусстве той или другой эпохи. Литература и искусство выражают в определениях, сознательных формах верования и убеждения, двигающие народом в известное время; они возводят в идеальную форму явления общественной среды и ставят, как нечто отдельное силы, в ней господствующие. Вот почему история литературы неразрывно соединена с историей искусства, обычаев и верований народа «(Тихонравов Н.С. Сочинения. Том 3 ч.2. М. 1898. С.386). 3. ВЕСЕЛОВСКИЙ А.Н.(1843-?)
Алексей Николаевич Веселовский, историк литературы. Закончил Московский университет, затем уехал за границу. По возращении на родину был учителем, сотрудничал в газетах и журналах.
Принципы эволюционизма начали проникать в литературоведение в Европе, и к 90-м годам стали общепризнанными в литературоведении. В 1890 году выходит работа Ф. Брюнетьера «Эволюция жанров в истории литературы», где принципы эволюционизма являются главными в анализе литературы. «Факты жизни связаны между собой взаимной зависимостью, экономические условия вызывают известный исторический строй, вместе они обусловливают тот или иной род литературной деятельности, и нет возможности отделить одно от другого. Это целая система кровообращения, где каждая жилка, забившаяся в конец живого тела, в прямой генеалогической связи с сердцем …»(И.п. 390)
|