Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эстетика






 

1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

 

По мнению Овсянико-Куликовского художественные образы являются формой экономии нашего мышления.

Художественная мысль отличается от научно-философского мышления, но и оно ис­пользует художественные средства: «…научно-философское мышление не может сози­даться силой и средствами прозаических элементов речи-мысли и принуждено обращаться к содействию образных, художественных актов и приемов её» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.105).

 

«Ученый и философ, созидая свою высшую мысль, вступает, подобно художнику, в борьбу со словом. Достаточно известно, какую огромную роль в науке и философии иг­рает терминология, и сколько усилий, труда и хлопот стоила и стоит её создание и ус­тановление, а также сколько всяких недоразумений и ошибок сопряжено с усвоением, с надлежащим пониманием научных и философских терминов. Здесь перед нами развертывается картина упорной борьбы ума человеческого, созидающего «высшую прозу» научного и философского мышления, с «прозой» мышления обыденного, при­чем постоянно на помощь первому являются поэтические элементы второго» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.115).

Также он подчеркивает, что такая же ситуация и в сфере художественного творчества «…»поэзия» высшего творчества вступает в борьбу с «поэзией», с образными элементами обыденной речи-мысли, пользуясь при этом содействием прозаических элементов последней. Никакое искусство не обходится без учета прозы языка и обыденной мысли» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.115).

 

«Точная наука и реальное искусство являют нам образы строгой логической дисцип­лины мысли в сочетании с психологической свободой творчества, какой не ведали люди прошлого, которых умы были скованы обязательными догмами религии и колод­ками мифологических категорий мышления. Можно доказать, что именно логическая дисциплина рационального мышления и привела к освобождению разума человече­ского и развязала узы творчества. Можно показать, что успехи такого знания могущественно влияли и на искусство, на приемах которого так или иначе отражалось усовершенствование методов научно-философской мысли» (Овсянико-Куликовский Д.И. Из лекций об основах художественного творчества \\ Вопросы теории и психологии творчества. Т.1. Харьков. 1911. С.19).

 

 

«Искусство есть творческая деятельность мысли, направленная на постижение всего человеческого и имеющая целью развитие человечности, - орудующая образами, как художественно-типичными, так и иными, если только эти последние оказываются, так сказать, на высоте призвания» (Овсянико-Куликовский Д.И. Из лекций об основах художественного творчества \\ Вопросы теории и психологии творчества. Т.1. Харьков. 1911. С.6-7).

 

ЛИРИКА

 

Овсянико-Куликовский различал образное искусство от лирического. Образное искусство это «есть умственная творческая деятельность, создающая художественно-типичные образы, т.е. такие индивидуальные образы, которые наделены обобщающей силой» (Овсянико-Куликовский Д.И. Из лекций об основах художественного творчества \\ Вопросы теории и психологии творчества. Т.1. Харьков. 1911. С.6).

 

Далее он уточняет определение искусства: «Искусство есть умственная творческая деятельность, направленная на постижение и развитие человечности и орудующая особыми стимулами (возбудителями) творчества, которыми служат образы (типичные, символические и иные) и лирическое чувство» (Овсянико-Куликовский Д.И. Из лекций об основах художественного творчества \\ Вопросы теории и психологии творчества. Т.1. Харьков. 1911. С.11-12).

 

«Художник идет от индивидуального образа к типу, а от типа к идее. Это и есть то, что по праву может быть названо художественной индукцией» (Овсянико-Куликовский Д.И. Из лекций об основах художественного творчества \\ Вопросы теории и психологии творчества. Т.1. Харьков. 1911. С.14).

 

 

«Лирика – это творчество эмоций, а не образов» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.137).

 

«Лирика, как творчество по существу ритмически-эмоциональное, образует особый вид творчества, а не разновидность и не форму какого-либо другого. Она психологически и принципиально отлична не только от творчества философского и научного, но и от ху­дожественного (образного)» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.206).

 

«Лирический процесс есть процесс интеллектуальный в обширном смысле, и лирическая эмоция, в отличие от многих других, есть эмоция «интеллектуальная» или, скажем лучше,, «мозговая»; это приводит резкую границу между нею и эмоциями чув­ствующей сферы, каковы эмоции страха, гнева, стыда, жалости, скорби, любви и т.д., и отчасти сближает её с «художественной эмоцией», которая должна быть названа «ин­теллектуальной в тесном смысле»; но от этой последней она резко отличается как с психологической стороны, так и по происхождению: лирическая эмоция есть эмоция психофизического и психического ритма, художественная есть результат образного мышления» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.206).

«Лирика имеет свои специальные цели и свою «прикладную сторону», вытекающая из её сущности. Ее дело – вносить порядок в сферу эмоций, оздоровлять и облагораживать душу, экономизировать психическую силу. Она достигает этого по - своему, - средст­вами ритма, которыми не располагают другие ветви деятельности и творчества» (Овся­нико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.207).

 

2.ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

 

«Реальное искусство в области художественного творчества занимает такое самое ме­сто, какое в сфере теоретического познания принадлежит положительной науке» (Ов­сянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.137).

 

 

Здесь уместно отметить крайнего выразителя «психологизма» в эстетике, довольно среднего философа Л. Е. Оболенского (1845-1906), автора работ: «История мысли. Опыт критической фило­софии» (СПб. 1907), «Научные основы красоты и искусства» (СПб. 1902) и многих ста­тей. Он сводил эстетическое чувство к физиологическим ос­новам, его работы, хотя и среднего уровня, но местами интересны.

 

3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТИП

 

теория художественных типов была намечена И. Тэном

 

«Художественный тип ни в каком случае не может быть схематическим обобщением известных явлений: это всегда конкретный, резко-индивидуальный образ, «живой че­ловек», а не абстракция, но только этот образ наделен обобщающей силой, - он является весьма удобным представителем себе подобных, родственных ему характеров, натур, бытовых, национальных укладов психики и т.д., он в своем ряду типичный эк­земпляр и, как таковой, служит представителем и заместителем всего ряда» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.147).

 

 

Овсянико-Куликовский постоянно подчеркивает, что из мифологии возникли наука и искусство. Но, если наука опирается на «космическую» идею мифа, то искусство ори­ентируется на «человеческую» сторону мифологии: «Точка зрения искусства не космическая, а человеческая. Его задачи, стремления, цели – познавать человечество и все человеческое. Искусство есть процесс самопознания человечества. И все, чего только касается искусство, сводится к человеческому, так или иначе приводится в связь с этим последним. Вся природа, весь космос в его бесконечности служит для искусства только материалом для познания человека и человечества» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.141).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал