![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эстетика
1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
По мнению Овсянико-Куликовского художественные образы являются формой экономии нашего мышления. Художественная мысль отличается от научно-философского мышления, но и оно использует художественные средства: «…научно-философское мышление не может созидаться силой и средствами прозаических элементов речи-мысли и принуждено обращаться к содействию образных, художественных актов и приемов её» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.105).
«Ученый и философ, созидая свою высшую мысль, вступает, подобно художнику, в борьбу со словом. Достаточно известно, какую огромную роль в науке и философии играет терминология, и сколько усилий, труда и хлопот стоила и стоит её создание и установление, а также сколько всяких недоразумений и ошибок сопряжено с усвоением, с надлежащим пониманием научных и философских терминов. Здесь перед нами развертывается картина упорной борьбы ума человеческого, созидающего «высшую прозу» научного и философского мышления, с «прозой» мышления обыденного, причем постоянно на помощь первому являются поэтические элементы второго» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.115). Также он подчеркивает, что такая же ситуация и в сфере художественного творчества «…»поэзия» высшего творчества вступает в борьбу с «поэзией», с образными элементами обыденной речи-мысли, пользуясь при этом содействием прозаических элементов последней. Никакое искусство не обходится без учета прозы языка и обыденной мысли» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.115).
«Точная наука и реальное искусство являют нам образы строгой логической дисциплины мысли в сочетании с психологической свободой творчества, какой не ведали люди прошлого, которых умы были скованы обязательными догмами религии и колодками мифологических категорий мышления. Можно доказать, что именно логическая дисциплина рационального мышления и привела к освобождению разума человеческого и развязала узы творчества. Можно показать, что успехи такого знания могущественно влияли и на искусство, на приемах которого так или иначе отражалось усовершенствование методов научно-философской мысли» (Овсянико-Куликовский Д.И. Из лекций об основах художественного творчества \\ Вопросы теории и психологии творчества. Т.1. Харьков. 1911. С.19).
«Искусство есть творческая деятельность мысли, направленная на постижение всего человеческого и имеющая целью развитие человечности, - орудующая образами, как художественно-типичными, так и иными, если только эти последние оказываются, так сказать, на высоте призвания» (Овсянико-Куликовский Д.И. Из лекций об основах художественного творчества \\ Вопросы теории и психологии творчества. Т.1. Харьков. 1911. С.6-7).
ЛИРИКА
Овсянико-Куликовский различал образное искусство от лирического. Образное искусство это «есть умственная творческая деятельность, создающая художественно-типичные образы, т.е. такие индивидуальные образы, которые наделены обобщающей силой» (Овсянико-Куликовский Д.И. Из лекций об основах художественного творчества \\ Вопросы теории и психологии творчества. Т.1. Харьков. 1911. С.6).
Далее он уточняет определение искусства: «Искусство есть умственная творческая деятельность, направленная на постижение и развитие человечности и орудующая особыми стимулами (возбудителями) творчества, которыми служат образы (типичные, символические и иные) и лирическое чувство» (Овсянико-Куликовский Д.И. Из лекций об основах художественного творчества \\ Вопросы теории и психологии творчества. Т.1. Харьков. 1911. С.11-12).
«Художник идет от индивидуального образа к типу, а от типа к идее. Это и есть то, что по праву может быть названо художественной индукцией» (Овсянико-Куликовский Д.И. Из лекций об основах художественного творчества \\ Вопросы теории и психологии творчества. Т.1. Харьков. 1911. С.14).
«Лирика – это творчество эмоций, а не образов» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.137).
«Лирика, как творчество по существу ритмически-эмоциональное, образует особый вид творчества, а не разновидность и не форму какого-либо другого. Она психологически и принципиально отлична не только от творчества философского и научного, но и от художественного (образного)» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.206).
«Лирический процесс есть процесс интеллектуальный в обширном смысле, и лирическая эмоция, в отличие от многих других, есть эмоция «интеллектуальная» или, скажем лучше,, «мозговая»; это приводит резкую границу между нею и эмоциями чувствующей сферы, каковы эмоции страха, гнева, стыда, жалости, скорби, любви и т.д., и отчасти сближает её с «художественной эмоцией», которая должна быть названа «интеллектуальной в тесном смысле»; но от этой последней она резко отличается как с психологической стороны, так и по происхождению: лирическая эмоция есть эмоция психофизического и психического ритма, художественная есть результат образного мышления» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.206). «Лирика имеет свои специальные цели и свою «прикладную сторону», вытекающая из её сущности. Ее дело – вносить порядок в сферу эмоций, оздоровлять и облагораживать душу, экономизировать психическую силу. Она достигает этого по - своему, - средствами ритма, которыми не располагают другие ветви деятельности и творчества» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.207).
2.ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
«Реальное искусство в области художественного творчества занимает такое самое место, какое в сфере теоретического познания принадлежит положительной науке» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.137).
Здесь уместно отметить крайнего выразителя «психологизма» в эстетике, довольно среднего философа Л. Е. Оболенского (1845-1906), автора работ: «История мысли. Опыт критической философии» (СПб. 1907), «Научные основы красоты и искусства» (СПб. 1902) и многих статей. Он сводил эстетическое чувство к физиологическим основам, его работы, хотя и среднего уровня, но местами интересны.
3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТИП
теория художественных типов была намечена И. Тэном
«Художественный тип ни в каком случае не может быть схематическим обобщением известных явлений: это всегда конкретный, резко-индивидуальный образ, «живой человек», а не абстракция, но только этот образ наделен обобщающей силой, - он является весьма удобным представителем себе подобных, родственных ему характеров, натур, бытовых, национальных укладов психики и т.д., он в своем ряду типичный экземпляр и, как таковой, служит представителем и заместителем всего ряда» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.147).
Овсянико-Куликовский постоянно подчеркивает, что из мифологии возникли наука и искусство. Но, если наука опирается на «космическую» идею мифа, то искусство ориентируется на «человеческую» сторону мифологии: «Точка зрения искусства не космическая, а человеческая. Его задачи, стремления, цели – познавать человечество и все человеческое. Искусство есть процесс самопознания человечества. И все, чего только касается искусство, сводится к человеческому, так или иначе приводится в связь с этим последним. Вся природа, весь космос в его бесконечности служит для искусства только материалом для познания человека и человечества» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.VI. 3 изд. СПб. 1914. С.141).
|