![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Венгеров С. А. (1855-1920)
Семен Александрович Венгеров – историк литературы, представитель культурно-исторической школы. Автор следующих работ: «Героический характер русской литературы» (1911), «В чем очарование русской литературы XIX века» (1912), «Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. От начала русской образованности и до наших дней» (Т.1-6. 1886-1904).
С.А. Венгров считал, что из-за «.. своеобразного положения русской интеллигенции, принужденной вследствие малой культурности окружающей среды, замыкается исключительно в сфере интеллектуальных интересов, - в силу этого разлада русская литература есть центральное проявление русского духа, фокус, в котором сошлись лучшие качества русского ума и сердца» (Венгеров С.А. Героический характер русской литературы \\ Собрание сочинений. Т.1 СПб., 1911. С.24). По этой причине она отличается тем, что русская литература в действовала только в сфере художественных интересов, но и была «кафедрой» пропаганду общественных идей, а писатели были «художниками-проповедниками». По мнению С.А. Венгерова, литературные критики 40-60-х годов были «прямыми трибунами», для которых художественные произведения служили лишь предлогом для утверждения общественных идеалов и философских идей. Сама же художественная сторона произведений уходила на второй план: «Статьи как будто трактовали о Тургеневе, Островском, Гончарове, а на самом деле это были лирические манифесты того или другого мировоззрения» (Венгеров С.А. Очерки по истории русской литературы. 2 изд. СПб. 1907. С.13). По этой причине периодизация русской литературы сводится, по мнению С.А. Венгерова к истории смены общественных идей и настроений, к формам взаимодействия литературы с обществом. Потому исследователь русской литературы должен брать за основу не смену литературных стилей, который мало изменился за период от сороковых до девяностых годов XIX века, а именно смену общественных идей. «Идейно-проповеднический характер новейшей русской литературы неизбежно ведет к тому, что в истории её совсем особе место должна занимать история теоретической русской мысли. Теоретическая мысль давала лозунги, а проводником их явилось художественное творчество, которое само по себе может быть только органом проведения известных идей, но никак не источником их» (Венгеров С.А. Очерки по истории русской литературы. 2 изд. СПб. 1907. С.16).
«Аморализм и поэтизм органически противоречат всему, чем сильна русская литература. И все это, действительно, сорвалось как только русское общественное сознание, в связи с голодом 1891-1892 годов, снова направляется на путь общественного подвига. Зародившись в наиболее черные дни Победоносчевщины, ядовитый пустоцвет декадентства начинает терять яркость своей формы, как только окончился летаргический сон русского общественного сознания» (Венгеров С.А. Героический характер русской литературы \\ Собрание сочинений. Т.1 СПб., 1911. С.43). «Целые полвека, с 1840-х до 1890-х гг., наша литература, как явление эстетическое, никаким заметным движением не ознаменована. У нас идет беспрерывная эволюция идей, но литературные формы весьма мало подвижны. Между Тургеневым и его литературным внуком Гаршиным разницы в стиле нет. Нет её и между Некрасовым и Надсоном, несмотря на то, что их литературные дебюты отделены друг от друга рядом десятилетий. Последние 10-15 лет началась и неизбежная эволюция. Теперь мы присутствуем при том, как смена литературного стиля, идущая от Чехова в прозе и Бальмонта в поэзии, развиваясь все стремительнее и стремительнее, привела, наконец, к полному упразднению приемов, созданных поколением 40-х годов. Но, конечно, эта смена ни мало не колеблет сейчас выставляемого положения, что движение идейное идет у нас несравненно более быстрым темпом, чем движение чисто литературное» (Венгеров С.А. Героический характер русской литературы \\ Собрание сочинений. Т.1 СПб., 1911. С. С.46).
«Каждый век из пройденной человечеством исторической жизни имеет свою характерную нравственную физиономию, свои специфические признаки, ставящие резкое отличие и проводящие отчетливую границу между следующими друг за другом столетними промежутками. Отличие это можно проследить как в государственных делах, так и в строе обыденной жизни, и точно также в литературе, которое ведь есть нечто иное, как отражение нравов, обычаев, понятий, * и идеалов того общества, где она зарождается и выражением которого служит» (Венгеров С.А. Русская литература в ее современных представителях (Иван Сергеевич Тургенев). Спб. 1875. С.49-50).
«Изучение новейшей русской литературы требует обстоятельного знания событий общественной истории нашей, с которой она органически тесно переплетается. В эпоху «реформенной» России литература и жизнь до такой степени сближаются друг с другом, что сплошь да рядом* при анализе того или другого факта литературной истории не знаешь, где кончается общественное воздействие и где начинается сфера чисто-литературного творчества» (Венгеров С.А. Героический характер русской литературы \\ Собрание сочинений. Т.1 СПб., 1911. С. 46-47).
«Идейно-проповеднический характер новейшей русской литературы неизбежно ведет к тому, что в истории ее совсем особое место должна занимать истории теоретической русской мысли. Теоретическая мысль давала лозунги, а проводником их явилось художественное творчество, которое само по себе должно быть только органом, но никак не источником их. Не дай Бог, если бы русская художественная литература занялась выработкой того или другого мировоззрения. Это привело бы к сухому дидактизму и было бы уже не идейностью, а той тенденциозностью, в которую впали некоторые второстепенные писатели 60-х и 70-х гг., не совладавшие, по бедности своего художественного дарования, с истинными задачами идейного творчества. Нет, сила новейшей русской литературы в её крупных представителях именно в том, что в ней идейность не есть абстрактное теоретизирование, а вполне художественное претворение» (Венгеров С.А. Героический характер русской литературы \\ Собрание сочинений. Т.1 СПб., 1911. С.48).
В связи с этим С. Венгеров делает вывод, что периодизацию русской литературы нельзя вести ни по именам выдающихся писателей, ни по чисто литературным направлениям, ни по стилям: «Единственное, действительно характеристическое деление, т.е. такое, какое уже в одном названии носит свое определение и дает представление об основных чертах – это деление по кругу идей, в данный период завладевших умами, и по именам представителей теоретической мысли» (Венгеров С.А. Героический характер русской литературы \\ Собрание сочинений. Т.1 СПб., 1911. С.53).
«Вечное получается само собою, если временное изображено художественно, т.е. ярко, правдиво и полно» (Венгеров С.А. Героический характер русской литературы \\ Собрание сочинений. Т.1 СПб., 1911. С.51).
По С. Венгерову периодизация новейшей русской литературы должна быть устанавливаема соответственно теоретическим лозунгам каждой эпохи.
«Легендарная популярность Толстого начинается только с тех пор, как он сам выступил в качестве теоретика и воплотил в своих тревожных исканиях больную совесть века» (Венгеров С.А. Героический характер русской литературы \\ Собрание сочинений. Т.1 СПб., 1911. С.53).
|