Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЛЕСЕВИЧ В.В. (1837-1905)
Владимир Викторович Лесевич, закончил Петербургское военно-инженерное училище, служил в инженерных войсках на Кавказе, потом закончил Академию Генерального штаба, после чего сразу в 1861 году вышел в отставку, посвятив себя целиком литературной деятельности и философским занятиям, для чего имел возможность, ибо был помещиком. По переезду в Петербург он сблизился с революционными кругами. В 1879 г. был подвергнут административной ссылке в Сибирь по подозрению в связях с народниками. Только в 1888 г. получил разрешение переехать в Петербург. Он всегда придерживался линии позитивизма в контистском или эмпириокритицистском варианте. Впоследствии увлекся буддизмом. Был знаком с П. Лавровым. Вот как он оценивает позитивизм: «Этой философии предстоит играть важную роль в современном ходе жизни. Под влиянием различных ее ответвлений складывается идеал личности и общества, во всем отличный от идеала минувших времен. Мышление теряет свою воспренность и туманность и приобретает простоту, ясность, точность, определенность.. человек перестает предпочитать мечтание и фантазерство трезвости мысли и прозе труда; чаще оглядывается на свое положение в среде человечества; он обращает более внимание на улучшение своего нравственного и материального быта, среди реальной его обстановки. Жизнь его становится человечнее, светлее, и все более устраняются из нее явления, оскорбляющие справедливость, препятствующие успехам цивилизаций, нарушающие мир..» (Лесевич В.В. Собрание сочинений. М., 1915. Т.1 С.16) «...несмотря на то, что умственная деятельность есть одна из слабейших склонностей человека, на которую, кроме совершенно исключительных случаев, потрачивается наименьшая часть жизни большинства людей, несмотря на это, влияние умственной деятельности есть единственная коренная причина социального прогресса, потому что она служит средством удовлетворения всех других наших склонностей, способствующих этому прогрессу» (Лесевич В.В. Собрание сочинений. М., 1915. Т.1. С.25) Здесь Лесевич возражает Спенсеру, который считал, что динамику общества определяют человеческие страсти и равнодействующая этих страстей определяет конфигурацию общества. Он же считает, что именно умственная деятельность лежит в основе динамики цивилизации, которая движет промышленность, искусство, нравственность и политику.
«Общее изучение действительности обнаруживает, что все совершающиеся в ней явления распадаются на три группы: 1) группу математико-физическую, характеризуемую свойствами, общими для всей материи, в каком бы состоянии она ни находилась; эти свойства суть свойства величины и ее форм..??? прод(Русский позитивизм: Лесевич, Юшкевич, Богданов. Спб., 1995 с.29)
ЛИТЕРАТУРА: 1. Русский позитивизм: Лесевич, Юшкевич, Богданов. СПб., 1995. 2. Лесевич В.В. Собрание сочинений. Т.1-3. М., 1915.
|