![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Традиция
«Роль органической наследственности, этого повторения потомками организации и способностей предков, здесь играет над-органическая традиция, т.е. повторение по подражанию: бытие языка, господствующих идей, социального строя заключается в подражании постепенно вырабатавшимся движениям голосовых органов, в воспроизведении постепенно установившихся состояний сознания, в перенимании постепенно возникших форм взаимных отношений между людьми» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. С.265)
Н.И. Кареев отмечает ведущее значение традиции для человеческого общества: «..как органическая наследственность поддерживает единство видового типа, так традиция поддерживает единство культуры, а социальная устойчивость – единство общественной организации; без этой устойчивости мы не имели бы общества» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. С.260 или Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб., 1914. С.445) Вот что он пишет о специфике социокультурной жизни (или как она тогда определялась – надорганической среды): «Над-органическая среда сама по себе отличается консервативностью, традиционностью составляющих её культурных форм, да и сами люди, сверх того, еще сознательно поддерживают и закрепляют эту консервативность и традиционность, формулируя, наприм., * грамматические правила для языка, догматизируя религиозные представления, подводя идеологические основы под существующие политические формы и ставя многое под охрану пресекающей отступления власти. Если бы в обществе не было противоборствующих сил, над-органическая среда навсегда кристаллизовалась бы в виде неподвижных правил, догматов, заповедей, уставов, не допускающих никаких отступлений, и исторический процесс застыл бы, как замерзает струя воды под действием сильного холода» (Кареев Н.И. Историология.(Теория исторического процесса) Пг., 1915. С.124) Он является сторонником расширительного понятия традиции, считая, что она присуща всем типам общественных явлений: «Традиция в широком смысле существует во всех деятельностях: их формы не прирождены нам, они результат нашего воспитания в самом обширном смысле слова» (Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб., 1914. С.447) В основе существования механизма традиции в культуре лежит явление подражания (или психического обмена): «Без психического обмена и без традиции немыслимы образование и развитие таких культурных явлений, каковы религия, философия, наука, искусство, литература и т.д., хотя само существование очень прочной традиции возможно лишь там, где, вместо переменчивых скоплений людей мы имеем постоянную группировку, т.е. то, что называется общественной организацией. Развитая традиция есть таким образом факт коллективной психологии, мыслимый только при существовании организованного общества» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е изд. Спб, 1897 с.221)
«Естественная сила традиции дополняется искусственными средствами воспитания и обучения подрастающих поколений в уважении к существующим культурным формам, как и заветам предков или велениям, идущим свыше. Здесь действует сила внушения, происходит своего рода гипнотизация, усиливающая действие подражательной способности человека» (Кареев Н. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. С.123) Но, кроме традиции, существует в культуре элемент инновационный, который имеет истоком, как правило, деятельность личностей: «Среда живет традициями, в основе коих мы видим подражательное повторение, тогда как личность только тогда является сама собою, когда не повторяет, а видоизменяет, когда не подражает, а привносит свое, когда не просто отражает окружающее, а перерабатывает его в себе, сообразно со своими индивидуальными особенностями» (Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб., 1914. С.432) Ибо традиция объединяя общество, цементируя его в целое, одновременно сковывает личность: «Культурная традиция есть сумма психических влияний, совершающихся в обществе (или в отдельных его группах), и её тенденция заключается в нивелировании личностей, входящих в состав общества (или его групп): стремясь, так сказать, всех приводить к одному знаменателю, она находит поддержку в той наклонности нашей к подражанию, которая передается по наследству, прививается воспитанием, вызывается всеми условиями нашей деятельности, так как для достижения своих целей мы не можем не прибегать к средствам уже готовым, не нами выработанным, т.е. не можем не следовать чужому примеру» (Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб., 1914. С.438) Тем не менее это не означает, что традиция противопоставлена личности, ибо «.. культурная традиция обуславливает форму, содержание и направление деятельности отдельных личностей, вследствие того, что в жизни человека играет весьма важную роль элемент подражания и привычки» (Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб., 1914. С.457) Каковы не были инновации, вносимые творческими личностями, отдельными социальными группами, тем не менее «…полного разрыва с прошлым никогда не бывает ни в индивидуальной, ни в общественной жизни: черты и признаки старого всегда будут внесены в то новое, которое создают люди, и эти черты и признаки, помимо воли и сознания этих людей, приведут их самих как-раз к тому, против чего они протестовали» (Кареев Н.И. Западно-европейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII веков. Спб., 1908. С.117)
Но традиция не существует сама по себе, есть созданные искусственно людьми способы её закрепления о поддержания, прежде всего это созданная система образования и воспитания: «Естественная сила традиции дополняется искусственными средствами воспитания и обучения подрастающих поколений в уважении к существующим культурным формам, как к заветам предков или велениям, идущим свыше. Здесь действует сила внушения, своего рода гипнотизация, усиливающая действие подражательной способности человека» (Кареев Н.И. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. С.123)
Более того, как подчеркивает Н. Кареев: «Настоящая история началась с появлением государств, как сложной системы институтов, с бытоописания, как попытки закрепления традиции, и с появления идеалов, не соответствующих действительности как главных двигателей истории: только с этого момента возникновения более искусственной традиции и более искусственных двигателей общества началась история и продолжается доселе, стремясь создать учреждения для солидарности всего человечества, человеческую культуру, и все это на основании идеалов нашего разума. До этого момента мы имеем одну естественную эволюцию, поставившую человека в возможность самому взяться за устроение судеб человечества и начать человеческий прогресс» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. З-е изд. сокр. Спб., 1897. С.300)
Но, одновременно с установлением более эффективных средств закрепления традиции одновременно появляется и личная инициатива как двигатель прогресса: «.. вот когда начинается история, - когда именно, вследствие все равно каких бы то ни было причин, в обществе развивается личная инициатива и основанная на ней деятельность при достаточном развитии идей и учреждений путем предшествующей истории коллективной и бессознательной деятельности сменяющих одно другое поколение» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. З-е изд. сокр. Спб., 1897. С.336)
Социальная консервация
Биология Психология Социология
Объекты Вид Культурная группа Социальная организация
Признаки Органическое Культура Социальная форма строение
Факторы Физическая Психическая Консервация единения наследственность традиция социальных строения культуры форм
Факторы Индивидуальные Личная Свобода изменчивости изменения инициатива личности
Главное Борьба Психологическое Социальная явление за существование взаимодействие солидарность
«.. традиционная форма не остается вечно в одном и том же виде, в ней накопляются маленькие изменения, из которых каждое, быть может, едва приметно, и каждое из этих изменений есть результат инноваторской деятельности многих лиц, поставленных в новые условия и одновременно подвергшихся действию одинаковых новых причин, или результат личной инициативы одного индивидуума, нашедшего последователей и подражателей» (Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб., 1914. С.448)
«В природе нет застоя: если порода не развивается, то она регрессирует, и этот регресс сопровождается массой несчастью и несчастных последствий в будущем. История такое сложное явление, что в ней возможны процессы прямо регрессивные, ведущие к вырождению породы со всеми её спутниками и последствиями, и даже часто прогресс одних сопровождается регрессом других...» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. Том 1. М., 1883. С.456)
«Над-органическая среда и индивидуум, культурная традиция и личная инициатива, подражательное повторение и инновирующее изобретение* - вот те основные понятия, к которым мы сводим теорию культурных изменений. Культурная традиция, или подражательное повторение есть существенное явление над-органической среды, личная инициатива, или инновирующее изобретение может иметь корень лишь в индивидуальной жизни» (Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб., 1914. С.435-436)
«Во всемирной истории совершается постоянно соединение элементов, первоначально один другому чуждых, и разъединении элементов, уже живших одной общей жизнью: первый процесс ведет к прогрессивному объединению человечества, второй, наоборот, является процессом регрессивным» (Кареев Н.И. Философия культурной и социальной истории Нового времени (1300-1800). Введение в историю XIX века. Спб., 1893. С.7)
«Каждая культурная форма рождается на известной национальной или политической почве, но подобно семечку, переносимому ветром на большие пространства, она может залететь далеко-далеко, упасть на чуждую почву и там, на новой почве прорасти и дать новые семена: так распространяются далеко за пределы своей первоначальной родины отдельные слова и термины, целые формулы и теории, верования и знания, приемы работы и изобретения, моды и светские обычаи, законы и учреждения – всего не перечислишь» (Кареев Н.И. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. С.277)
«Распространение инновации путем подражания не есть единственный способ, которым новая идея входит в жизнь. Имитационный путь приложим ко всем элементам культуры, коим можно обучиться или которые поддерживаются исключительно одним психическим культурным влиянием. Бывает еще культурное влияние, пользующееся социальными средствами: когда общественной властью вводится новое установление, то требуемые ими новые отношения распространяются ими новые отношения распространяющиеся не в силу подражания по данному примеру, а в силу повиновения данному принуждению» (Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб., 1914. С.391)
|