![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория факторов
«Весь фактический материал, которым оперирует историческая наука, заставляет теорию исторического процесса идти не по пути монизма, выводящего все из одного начала, а по пути плюрализма, видящего во всем множественность элементов» (Кареев Н.И. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. С.62)
«Не каким-либо предустановленным планом и не каким-либо особым законом природы, а самой судьбой и сцеплением массы причин, один от других независимых, одни народы раньше других были выведены на большую дорогу исторического развития» (Кареев Н.И. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. С.100)
«Каждая частная история есть равнодействующая троякого рода условий – географических (топологических), антропологических (этических) и собственно исторических (культурных и прагматических), иначе говоря, условий физических, биологических и социально-психических» (Кареев Н. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. С.66)
«Принимаемым историологией трем категориям условий, в которых должен протекать каждый исторический процесс, соответствуют в политической экономии силы природы (земли), деятельность людей (труд) и результаты прежнего труда (капитал), как необходимые факторы производства..» (Кареев Н. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. С.67)
«Другую аналогию с тремя категориями условий каждого исторического процесса, взятого в его целом, представляют собой известные три понятия общей теории государства: территория, население и власть» (Кареев Н. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. С.68)
1. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР
Как известно, сторонниками географического фактора как ведущего фактора исторического процесса принимал Монтескье, хотя, в принципе, он не является первым выразителем этой точки зрения. Считается, что к этой точке зрения относятся Гердер и Бокль, что можно оспорить. Ни одного этот фактор не является основополагающим. К этой точке зрения относят также представителей «диффузионизма»- К.Риттера и Ратцеля. В нашей русской традиции к этой точке зрения относятся «народник» Щапов и «анархист» И. Мечников. По Карееву климат влияет на психику людей и структуру его потребностей, но не говорит об этом как об определяющем факторе. Также он не придерживается крайней точки зрения в отношении влияния расовых отличий, но больше уделяет не тому – каков цвет кожи, а специфике языка, который является присущим той или иной расе. «Как природа страны, остающаяся сравнительно неизменной, так и биологическая наследственность, поддерживающая в последовательных поколениях народа единство типа, является фактором исторической устойчивости, фактором консервативным» (Кареев Н.И. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. С.85)
2. ФАКТОР ИНОСТРАННОГО ВЛИЯНИЯ
«Каждый народ есть не только то, что создали из него он сам и окружающая его природа, но и то, что из него сделали другие народы, так или иначе на него влиявшие, то или другое ему давшие» (Кареев Н.И, Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. С.108)
3. МЕНТАЛЬНЫЙ ФАКТОР
Прежде всего он значение языка: «При посредстве языка, как особого для каждого органа выражения мыслей, настроений, желаний и т.п., новые нарождающиеся поколения приобретают и все внутреннее содержание своей психики» (Кареев Н. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. С.113)
«В каких бы отношениях идеи о должном ни находились к инстинктам и интересам, они несомненно влияют на поведение; притом сами инстинкты и интересы стараются оправдать себя идеями» (Кареев Н. Введение в изучение социологии \\ Записки историко-филологического факультета императорского С.- Петербургского университета. Часть XLV. Спб., 1897 с.111)
«… в человеке живое побуждение развивает в себе мысль, как орудие для целесообразной деятельности, побуждение, вырабатывающееся в наследственную потребность и составляющее основу целой самостоятельной области такой внутренней деятельности, которая уже перестала быть средством, а сама составляет цель: у человека, помимо влечений, общих у него с животными, создаются таким образом интересы чисто духовные, интерес к знанию, интерес к истине и т.п., возникает представление о чем-то лучшем, которое может выработаться мышлением» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. З-е изд. сокр. Спб., 1897. С.382)
«Прогресс лишь тогда возможен, когда сознательная деятельность берет перевес над бессознательной, целесообразная – над непроизвольной, основанная на критике мысли – над основанной на безотчетном творчестве нашей мыслительной способности» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. З-е изд. сокр. Спб., 1897. С.428)
«Изменения в культуре и в социальной организации являются не вследствие того только, что их желали люди, как вследствие независящих обстоятельств, с которыми желаниям приходится иметь дело: нередко * наши действия приводят к результатам, даже диаметрально противоположным тем целям, которых мы стремились достигнуть» (Кареев Н.И. Собрание сочинений. Т.1. История с философской точки зрения. СПб., 1911. С.113-114)
4. СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР
«Социальная структура, как совокупность экономических, юридических и политических форм, отличается от духовной культуры, как совокупность форм лингвистических, художественных, моральных (в смысле нравов), религиозных и т.п., тем, что является для отдельных людей не только окружающею их средой, но и организацией, ставящей их в разные общественные отношения и заставляющей их исполнять неодинаковые функции, определяющей не только то, как они будут действовать, но и то, что они будут делать, независимо от их склонностей и способностей. В надорганической среде человек находит не одни * готовые формы для разных видов своей деятельности…, но и уготованные, так сказать, места в структуре общества, различные для отдельных людей в зависимости от условий их происхождения, воспитания, связей и т.п. Элементы духовной культуры делаются достоянием человека при посредстве его способности к подражательному восприятию, но в области экономики и политики уже начинается действие вынужденности и принуждения» (Кареев Н. Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. С.121-122)
«В социальном прогрессе мы можем различить две эволюции, эволюция организаций, состоящую в их интеграции и дифференциации и эволюции индивидуума, - два развития, находящиеся в антагонизме..» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. З-е изд. сокр. Спб., 1897. С.444)
5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР
«..совершенно ясна невозможность сведения всей исторической жизни к одному началу, если этим началом будет не цельная человеческая личность с её духовной и материальной сторонами, а именно лишь одна из этих сторон» (Кареев Н.И, Критика экономического материализма \\ Собрание сочинений Н.И. Кареева Том 3. Спб., 1913. С.5)
«Вообще экономические перемены совершаются не так быстро и заметно, как перемены чисто политического характера. Бывают, однако, времена, когда эволюция экономических отношений как бы ускоряется и, с одной стороны, более непосредственным образом, а с другой – и более разнообразными следствиями отражается на жизни. В иных случаях приходится даже прямо говорить об экономических революциях. Одной из таких революций, как известно, произошла в конце XVIII и в начале XIX веков, одновременно с революцией политической. Другую подобную же «революцию» мы имеем право приурочить к реформационной эпохе» (Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Том II Пг., 1915. С.353)
ДИСКУССИЯ ОБ ЭКОНОМИЗМЕ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
Первым из сочинений, в которой проповедовался экономический материализм, была книга П.Б. Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (1894). В этой книге будущий «сменовеховец» подвергает критике Лаврова, Кареева и Михайловского.
Кареев, как талантливый и глубокий знаток человеческой истории, естественно не мог принять упрощенной схемы исторического развития, которая была предложена марксизмом. Особенно, их утверждение о примате экономического фактора в истории. «Удовлетворение материальных потребностей человека в каждом отдельном обществе зависит от трех главных условий: от физических условий страны, от высоты культурного уровня и от особенностей общественного строя. Каждый шаг исторического прогресса все более и более выдвигает на первый план два последних условия в силу той власти, какую умственный прогресс дает человеку над природой» (Кареев Н.И. Западно-европейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII веков. Спб., 1908. Вс.20-21) «Весь фактический материал, которым оперирует историческая наука, заставляет теории исторического процесса идти не по пути монизма, выводящего все из одного начала, а по пути плюрализма, видящего во всем множественность элементов» (Кареев Н.И, Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915 с.62)
«Не каким-либо предустановленным планом и не каким-либо особым законом природы, а слепой судьбой и сцеплением массы причин, один от других независимых одни народы раньше других были выведены на большую дорогу исторического развития» (Кареев Н.И, Историология (Теория исторического процесса). Пг., 1915. С.100) «Экономический материализм выводит всю общественную психику из экономического строя общества, игнорируя то важное обстоятельство, что лежащие в основе этого строя экономические отношения сами являются лишь известного рода результатами психического взаимодействия между индивидуумами» (Кареев Н. Введение в изучение социологии \\ Записки историко-филологического факультета императорского С.- Петербургского университета. Часть XLV. Спб., 1897 с.34-35) Но, при всем согласии, с Н.И. Кареевым, следует заметить, что факторы – вещи исторические, и их роль в процессе динамики культуры изменяется. Если в обществах до второй половины XX века можно было спорить о преимуществах того или иного фактора перед другими, то наше время характеризуется торжествующей правотой К. Маркса и его последователей – экономический фактор становится довлеющим и захватывает все сферы жизни. Остальные факторы и формы культуры становятся призрачными, становятся, если употреблять широко распространенный термин в постмодернистской философии – симулякрами, призрачными «фантомами», лишенными какого-либо смыслового содержания. Если в прошлых обществах имела значение сила авторитета или сила власти, то сейчас основную силу имеет хозяйственная жизнь и ее «символ» – деньги.
Интересна в этом отношении статья Н.И. Кареева «Экономический материализм в истории \\ Вестник Европы. Кн. VII. Июль. 1894. В этой статье Кареев утверждал, что суть позиции историка состоит не в утверждении той или иной философской позиции – то ли «идеи» правят миром, то ли «экономические отношения». Суть позиции историка в анализе всего многообразия проявлений истории. И прежде всего, подчеркивает Кареев, в анализе не форм, не столько форм, а сколько реальных действующих личностей в истории, страсти и желания которых создают эти формы. Далее Кареев подчеркивает, что надо различать «экономический материализм» от «экономического направления в историографии. Здесь он вспоминает Д. Т. Роджерса (1823-1890), который указывал на то, выяснение экономической стороны культуры имеет первостепенное значение. Его исследования по истории земледелия и цены в Англии. Но это не послужило уме причиной стать социалистом и утверждать о том, что экономическая сторона жизни общества является решающей.
|