Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория литературной традиции
Вот как он определяет традицию в литературе: «Традиция в литературе – то, что писатель создает не сам, а находит уже готовым, изобретенным другими: это ближайшая духовная среда, в которой происходит литературная деятельность, среда, накладывающая печать на отдельные акты творчества. Самый оригинальный писатель не создает все сам: одни стороны его творчества самобытны по отношению к данным идеям и формам, но другие унаследованы по традиции» (Кареев Н.И. Литературная традиция на Западе. Воронеж. 1886. С.47)
Кареев подчеркивает в литературной традиции взаимодействие творчества и традиции. Он пишет следующее: «..в основе литературной эволюции лежит взаимодействие творчества и традиции, и это не исключительная способность одной литературной эволюции, а сущность каждой. Возьмите какую бы-то ни было деятельность, везде вы увидите, что, кроме прагматизма причин и следствий, в ней играют роль известные проторенные пути, которые мы сводим к понятию культуры: политическая деятельность народа обусловлена государственным строем, научная деятельность общества – запасом существующих знаний и арсеналом выработанных методов» (Кареев Н.И. Литературная традиция на Западе. Воронеж. 1886. С.45)
Далее он конкретизирует понятие литературной традиции: «Традиционным в литературном произведении может или даже должно быть весьма многое, а именно: а) литературный язык (литературный язык в отличии от разговорного, стиль, версификация и пр. и проч.), в) форма литературных произведений (построение произведение, внешние приемы и т.д.), с) их содержание (от заимствованных «сюжетов» до самых общих тем, разнящих отдельные произведения) и d) их идеи ( т.е. выражаемое или религиозное, философское, моральное и политическое миросозерцание)» (Кареев Н.И. Литературная традиция на Западе. Воронеж. 1886. С.330-331)
Он отмечает, что: «Наибольшей устойчивостью обладает литературный язык, наименьшей – идеи: первый зависит исключительно от одного и притом медленно происходящего лингвистического процесса, вторые находятся под постоянным и очень сложным влиянием всего течения жизни. В содержании литературных произведений традиционность выражается либо в форме переработки старых сюжетов (например, каролингский эпос в начале), либо в изображении известных только предметов (напр., рыцарский роман), либо в предпочтении и известным, уже ранее существовавшим в литературе конкретным образом (напр. Роланд) или более отвлеченным характером и типом (аскета, рыцаря, скупца, лицемера и т.п.) и т.д., - и в общем на содержание литературных произведений течение жизни оказывает большое влияние, чем на их форму, которая в свою очередь может быть то однообразным шаблоном, то более широкой только рамкой, менее стесняющей свободу творчества, чем всякий шаблон» (Кареев Н.И. Литературная традиция на Западе. Воронеж. 1886. С.330-331)
Далее он утверждает, что: «Литературные традиции имеют начало более раннее или более позднее и часто прерываются то скорее, то медленнее, то бесследно, то с остановлением некоторого реликвата в других традициях. Возникновение и прекращение традиций зависит от общих исторических условий» (Кареев Н.И. Литературная традиция на Западе. Воронеж. 1886. С.66).
Кареев подчеркивает, что литературная традиция не остается неизменной, происходит постепенная модернизация её. Традиция литература одного народа часто подвержена влиянием литературных традиций другого, происходит процесс вытеснения одной литературной традиции другой, или же их взаимопроникновение и взаимодействие. В период ранних литературных эпох, утверждает Кареев, сила традиции превалирует над творчеством, но с развитием происходит усиление личных творческих моментов, литературное творчество приобретает не бессознательно-коллективный характер, а личностно- сознательный.
О культурной и общественной сферах: «..все эти сферы не только содержаться в целом общественной жизни, как в колесе его части – ступица, спицы и обод, и движутся не каждая отдельно, хотя и все разом, но находятся в органическом взаимодействии и движениями своими влияют одни на движения других: изменения в экономической жизни отражаются и на политика, и на праве, и на технике, и на обычаях и нравах; политические перевороты сказываются и на праве, и на хозяйственной жизни, и философии, и искусства, и литературы, и права и т.д. и т.д.» (Кареев Н.И. Литературная традиция на Западе. Воронеж. 1886. С.73-74)
«Общий ход литературной эволюции заключается в ослаблении традиционности путем а) развития творчества и в) взаимодействия традиций вследствие, во-первых, международных влияний, усиливающихся * с общим развитием жизни, а во-вторых, вследствие большого, с течением времени, накопления литературного материала, дающего и большее количество образцов. Роль международных влияний играют и случаи возвращения к забытым традициям прежнего времени (напр. влияние классиков на европейскую литературу с эпохи Возрождения или средневековой поэзии на неоромантизм XIX века» (Кареев Н.И. Литературная традиция на Западе. Воронеж. 1886. С.333)
|