Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие теоретических представлений о муниципальном управлении
Социология, экономика, право, упр-ие – осн. науки, кот. внесли свой вклад в развитие муницип. управл-ия. Теор. основы были залож. в больш-ве европейских стран в ходе муницип. реформ 19века. Нач. этого движ-ия счит-ся великая франц. революция, кот. привела к появл-ию нов. форм орг-ии высш-ей гос. власти, поставила задачу преобразования МСУ. Теории МСУ: 1.Теория свободной общины. В нач. 19в общинными делами заведовали гос. чиновники, в рез-те общ-ое хоз-во пришло к полному упадку. Потребовалось с теоретич-ких позиций обосновать необх-ть огранич-ия вмешат-ва центра в общинные дела. Сторонники этой теории док-ли, что право общин заведовать своими делами имеет естественный и неотчужд-ий хар-р, как права и свободы чел-ка. Гос-во должно уважать свободу общинного управления, т.к. общины возникли раньше. Осн. признаки самоуправления: 1.Упр-ие общинными делами посущ-ву отл-ся от гос. упр-ия., 2.Должностные лица общ-го управл-ия относ-ся к органам не гос-ва, а общин, 3.Общины явл-ся отд-ми от гос-ва юридич. лицами. 2.Хоз-ая теория. Согласное ей самоупр-ие – заведование не гос-ми., а собств-ми делами общины. Хоз. теория стремилась свести всю деят-ть самоупр-ся единиц к хоз-ми вопросам. Хоз. деят-ть не явл-ся осн. принципом орг-ии МСУ. Местные органы власти занимаются решением большого кол-ва соц. вопросов. 3.Обществ-ая теория. исходила из противопост-ия гос-ва и общ-ва. Сущность самоупр-ия закл-ся в представлении местному общ-ву самому ведать свои общ-ые интересы, а за прав-ми органами сохр-ся заведование только гос. дел. Общ-во и гос-во должно ведать свои собств-ые интересы. Крайнее проявление в рамках этой теории закл-ся в том, что происходит отожд-ие самоупр-их ед-ц с частн. комп., благотв. обществами. На органы МСУ гос-во возлагает ряд задач, исп-ие кот. обязательно. Предст-лям общ-ой теории так и не удалось сост-ть список дел, подведомственных органам МСУ, кот. бы по сущ-ву отличались от гос. дел. Наиб. активными теор. были Штейн и Гнейст 4.Теория самоуправления. Она разв-ся на основе общественной теории (Осн. положения также разработаны Штейном и Гнейсом). Согл-но этой теории самоупрал-ие – это одна из форм орг-ии местного гос. упр-ия. Все полномочия МСУ даны гос-вом, имеют источником гос. власть. Но при этом МСУ осущ-ся не прав-вом, не гос. чиновниками, а при помощи местного сообщ-ва (МС). Вопрос: Как согласовать эти два положения? (выполнение гос задач и самост-ть МСУ). Вопрос согласования. Эта проблема в рамках этой теории рассм-ся 2мя разл-ми подходами: 1.Критерий самост-ти МСУ закл-ся в особ-тях замещения муниципальных должностей. В рамках этого подхода особенность проявляется: В том, что эти должности выборные, В том, что эти должности безвозмездные, почётные. Самостоятельность МСУ обеспечивается выборностью должностей (так считалось), но недостаток в том, что для осущ-ия эфф-го самоуправления недостаточно только выборности должностных лиц, т.к. должн-ое лицо м.б. отзывчивым к местн. потребностям только в том случае, если оно польз-ся самост-тью в выборе средств осущ-ия возлож-ых на него задач. (Царская Россия. Местный избранник не имел самост-ти, напрямую был подотчётен губернатору. В Англии назнач-ое лицо лучше отст-ло интересы сообщ-ва, чем выб-ое). 2.Связан с тем, что органы МСУ явл-ся не органами прав-ва, а органами местного населения. 1: В рамках этого подхода предп-сь, что чиновник, кот. работает без вознагражд-ия явл-ся эк-ки независимым от прав-ва, а значит самост-ым в своей деят-ти. При этом предп-сь, что размещ-ие муницип-ых должностей д-но происходить по назначению прав-ва, т.к. МСУ выполняет задачи гос. управления. Такой подход связан с тем, что лицо, заним-ее должность может извлекать сущ-ую личную выгоду от своего должн-го положения, и это не зависит от вознагражд-ия прав-ва. След-но прямая завис-ть от гос. орг-в сохраняется. Второй минус порожд-ся зависимостью органов МСУ от имущих слоёв населения. Сущность самоуправления не м.б. сведена к особому полож-ию должн-ых лиц. 2: Согласно этому подходу, правит-ые учреждения – это органы гос-ва, предназначенные только для того, чтобы исполнять его волю. Эта теория была популярна (не только в 19, но и в 20 веке) и оказала сущ-ое влияние на развитие учения о муницип. управлении. 5.Юридическая теория. Она возникла на базе госуд. теории. Сущность МСУ сводится к одному признаку – самоуправляющиеся единицы явл-ся обособл-ми от гос-ва, публично-правовыми юридическими лицами. Права органов МСУ неотъемлимы и неприкосновенны для гос-ва. При этом считалось, что МСУ осущ-т волю не гос-ва, а местных сообщ-в. Критиками отмеч-сь след-ие недостатки этой теории: 1.Неприкосновенность прав МСУ существует только для конкретных органов гос-ва, но не для самого гос-ва. Мин-ва, ведомства относятся к МСУ с т. зрения неприкосновенности, неотъемлимости их прав, но гос-во может их отнять, изменить через законодательство. Для гос-ва вцелом не сущ-ет неотъемлимости прав., 2.Самоуправл-ие единицы подлежат контролю правительства, а иначе распад гос-ва, анархия., 3.Невозможно определить критерии для установления какие ф-ии МСУ соотв-ют их собственным интересам, а какие интересам гос-ва. 6.Теория дуализма МСУ. Двойственный хар-р муниципального управления. Согл-но этой теории муницип. органы, осущ-я свои упр-ие ф-ии выходят за рамки местных интересов и соотв-но должны действовать как инструменты гос. администрации. 7.Теория соц. обслуживания. В соотв-ии с этой теорией осн. задача МСУ – это предл-ие услуг своим жителям, орг-ия обсл-ия населения. Здесь главное – это благосостояние жителей. Современный этап развития науки в этой области. Больш-во трактует МСУ как относительно децентрализованную форму гос. управления на местах. С этой т. зрения МСУ рассм-ся через такие понятия как деконцентрация и децентрализация. Деконцентрация – это орг-ая техника, кот. сост-т в передаче важных прав по принятию решений представителям централ-ой власти поставленным во главе разл-ых админ-ых округов, или гос. служб. Различают вертикальную и горизонтальную декоц-ию. Вертикальная. В этом случае все полномочия по представительству интересов центр-х властей на местах передаются одному гос. чиновнику, т.е. деконц-ия в центре сопр-ся конц-ией власти на местах. Горизонтальная. В эт. случ. на местн. упр-ии образ-ся неск-ко центров власти с распред-ием обяз-тей по отраслевому принципу. Децентрализация – передача прав на принятие решений нижестоящим органам власти и управления. Деконцентрация власти имеет политический смысл (перемещение географическое, но народ не наделяется полномочиями). Децентрализация ближе к демократии, содержит элементы демократии. (Полномочный представитель през-та в федер. округах – децентрализация вертикальная, т.к. замыкается на одного представителя, Президенты по горизонтали – МВД имеет представительства в определённых округах, Децентрализация – отчуждение полномочий гос-ва, как юридического лица в пользу юридического лица МСУ. Пример: делегирование полномочий соц. защиты граждан органам МСУ (регионам). Хотели, но не передали всвязи с кризисом. Децентр-ые системы гос. упр-ия обладают большей эфф-ю. В частности это подтв-ся выводами общей теории систем. Теория системы явл-ся саморегулируемой и направлена на самосохранение. Чем сложнее и динамичнее процессы, в кот. включена какая-л. система, тем большей степенью свободы она д-на обладать. Это необходимо для своевременной адаптации к происходящим изменениям. Большая степень свободы означает большую самостоятельность подсистем элементов системы. Для соц-политич. систем на практике это означает ослабление диктата сверху, развитие самоуправления. Можно говорить не только оместном, но и о рег-ом самоупр-ии. Т.о. МСУ отвечает 2м осн. соц. запросам:
|