Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительный материал. 1. Происхождение Екатерины II:






1. Происхождение Екатерины II:

Екатерину в действительности звали Софья-Фредерика-Августа, она родилась в прусской Померании, в городе Штеттине, в 1729 г. Отец Софьи, генерал прусской службы, был губернатором Штеттина, а впоследствии, когда умер его двоюродный брат, владетельный князь цербстский, он стал его преемником и переехал в свое небольшое княжество. Мать Софьи была из голштинской фамилии, следовательно, Софья приходилась дальней родственницей своему будущему супругу Петру Федоровичу. О браке будущей императрицы более всех хлопотал Фридрих II, который надеялся таким образом вступить в тесный союз с Россией. 14-ти лет Софья приехала со своей матерью в Россию; невеста приняла православие, и в 1745 году в возрасте 15 лет совершилось ее бракосочетание с наследником престола.

Крестившись в православие, Софья-Фредерика-Августа получила имя Екатерины Алексеевны. Одаренная от природы разнообразными способностями, Екатерина успела развить свой ум литературными занятиями, особенно чтением лучших французских писателей своего времени. Прилежным изучением русского языка, истории и обычаев русского народа она приготовила себя к великому делу, которое ее ожидало, то есть к управлению Россией. Екатерине были присущи проницательность, искусство пользоваться обстоятельствами и умение находить людей для выполнения своих планов.

В 1762 г. в результате заговора гвардейских офицеров, в котором принимала участие и сама Екатерина, ее муж Петр III был свергнут с престола. Главными помощниками Екатерины в осуществлении переворота были братья Орловы, Панин, княгиня Дашкова. В пользу Екатерины действовал и духовный сановник Дмитрий Сеченов, архиепископ новгородский, опиравшийся на духовенство, недовольное секуляризацией церковных имений.

2. Выдающиеся люди России XVIII в.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765гг.) - первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Родился в Архангельской губернии, был сыном государственного крестьянина-помора, состоятельного рыбака. В возрасте 19 лет Михайло Ломоносов отправился с обозом в Москву. Здесь, скрыв правду о своем крестьянском происхождении, он поступил в Славяно-латинскую (впоследствии Славяно-греко-латинскую) академию. В 1735, добившись выдающихся успехов, он был переведен в Академический университет в Санкт-Петербурге На следующий год Ломоносов вместе с несколькими другими даровитыми студентами был отправлен в Германию на обучение. В конце 1741г. вернулся в Россию. Покровительство юному Михаилу оказывала сама императрица Елизавета Петровна. В 1742г. был назначен адъюнктом Академии Наук по физическому классу, а в августе 1745 стал первым русским ученым, избранным на должность профессора (академика) химии. Правда, уже в самом начале карьеры Ломоносов вступил в конфликт с иностранными бюрократами. В 1748 добился постройки и оборудования первой в России химической научно-исследовательской лаборатории.



Ломоносов принял деятельное участие в опровержении теории теплорода, господствовавшей в то время в науке. В своем произведении «Размышления о причине теплоты и холода» (1744) ученый пришел к предположению, что теплота обусловлена вращательными движениями частиц вещества. Эта гипотеза была в 19 веке использована в первоначальных попытках построения кинетической теории газов (Г. Дэви, Дж. П. Джоуль). Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. Он составил обширную программу исследований свойств растворов. Значительное внимание Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества, проводившимся им совместно с Г. В. Рихманом, погибшим в 1753 от электрического разряда (шаровой молнии?). Эта научная смелость стала известна во всей Европе. Ломоносов самостоятельно сформулировал законы сохранения материи и движения, разработал учение о природе цветов.

Широкие научные интересы Ломоносова включали и астрономию. 26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца Ломоносов открыл существование у нее атмосферы, впервые правильно истолковав размытие солнечного края при двукратном прохождении Венеры через край диска Солнца.



Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород. Доказал органическое происхождение нефти, торфа и каменного угля. Возглавил составление географического «Атласа Российского». Ломоносов исследовал морские льды и дал первую их классификацию. Его мысли о важности для России Северного морского пути надолго опередили свое время.

В разносторонности интересов Ломоносова отражается все эпоха Просвещения и тот ускоренный путь, который проходила российская наука. Но Ломоносов много занимался и искусством, что роднит его уже с титанами Возрождения. В течение многих лет он разрабатывал технологию получения цветного стекла на бисерной и мозаичной фабрике, построенной в Усть-Рудицах (близ Петербурга). Цветные стекла использовались для создания мозаик. Он сам создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную мозаику «Полтавская баталия» (1762-64). Мозаичные работы Ломоносова были высоко оценены российской Академией художеств, избравшей его в 1763 своим членом.

В 1755 во многом благодаря усилиям Ломоносова был основан первый в России Московский университет, который ныне носит его имя. Он пытался добиться приема туда студентов всех сословий, однако не смог, хотя составленный при его участии устав был одним из самых свободных в Европе. Преподавание велось на русском языке.

В 1760 избран почетным членом Шведской королевской Академии наук, а в 1764 – почетным членом Болонского института. Вместе с тем, у него практически никогда не прекращались конфликты с теми иностранными учеными и чиновниками, которые саботировали развитие Просвещения в России и стремились выдавить Ломоносова из унаучной среды.

Ломоносов был крупнейшим русским поэтом-просветителем 18 в., одним из основоположников. Разработанная им теория «трех штилей» сыграла огромную роль в становлении русского литературного языка. В России Ломоносов стал создателем оды как жанра философского и высокого гражданского звучания. Свои научные мысли он нередко излагал поэтическим языком. Его философские оды были впоследствии высоко оценены А. С. Пушкиным. Ломоносов также — автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка.

В 1749 Ломоносов выступил с резкой критикой диссертации Г. Ф. Миллера «О происхождении имени и народа Российского», в которой диссертант выдвинул норманнскую теорию. Ломоносов же настаивал на происхождении варягов от славянского племени роксолан. Полемика Ломоносова с Миллером не раз принимала весьма острый характер. Она в определенной степени подтолкнула Ломоносова к историческим исследованиям. С 1751 он начал работать по подлинным документам над «Древней Российской историей от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» (1-2 части), опубликованную в 1766.

После кончины своей покровительницы Елизаветы Петровны Ломоносов переживал трудные годы, усугубившиеся болезнью. Его недоброжелатели в Академии добились подписания его отставки Екатериной II, однако императрица спохватилась и лично посетила ученого. Практически весь последний год жизни он провел, не выходя из дома. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

 

Суворов Александр Васильевич (1730-1800) - русский полководец, генералиссимус (1799). Начал службу капралом в 1748. Участник Семилетней войны. Во время русско-турецких войн (1768-74 и 1787-91) одержал победы при Козлудже (1774), Кинбурне (1787), Фокшанах (1789), Рымнике (1789) и штурмом овладел крепостью Измаил (1790). На последнем этапе восстания Е. И. Пугачева, с августа 1774, руководил войсками, направленными для его подавления. Командовал войсками, подавлявшими Польское восстание 1794. В 1799 провел Итальянский и Швейцарский походы, разбив французские войска на реках Адда и Треббия и при Нови; вышел из окружения, перейдя швейцарские Альпы. Автор военно-теоретических работ («Полковое учреждение», «Наука побеждать»). Создал оригинальную систему взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Развил тактику колонн и рассыпного строя. Не проиграл ни одного сражения.

Родился в семье дворянина, его отец был генералом русской армии, строго следившим за воспитанием и обучением сына. Обладая слабым здоровьем, Суворов постоянно закалял себя физически. За шесть лет он проделал путь от младшего офицера до полковника и удостоился похвалы от многих русских военачальников за хладнокровие и храбрость на полях сражений.

Суворов, опережая свое время, тем не менее, смог развить и обогатить лучшие традиции русского военного искусства. Они были воплощены в знаменитом суворовском наставлении — книге «Наука побеждать», написанной им до 1796. В этом труде обобщен не только богатейший боевой опыт Суворова, накопленный за многолетнюю военную карьеру, его можно рассматривать как отличное тактическое пособие для офицеров и солдат. Суворов потому и является выдающимся полководцем, что сумел обнаружить и развить прогрессивные тенденции в боевой практике своей эпохи, закрепить и усовершенствовать новые формы и способы ведения войны, несмотря на господствовавшую тогда линейную тактику. Сущность своих нововведений он выразил в лаконичной формуле «глазомер, быстрота, натиск». Применение этого принципа требовало от офицеров и солдат личной инициативы, взаимной выручки, целеустремленности. Полководец стремился не к вытеснению противника с территории, а к полному его разгрому в результате резкого изменения ситуации на театре военных действий. Его действия сводились к принципу «удивить — победить». Внезапность достигалась Суворовым быстротой передвижения и стремительным маневрированием войск. «Одна минута,— говорил полководец,— решает исход баталии, один час — успех кампании... Я действую не часами, а минутами». Он обладал блестящей способностью охватывать составляющие войны в целом, соизмерять их с внешнеполитической обстановкой, оценивать складывающуюся общую и конкретную ситуацию, выделять главный узел, разрубив который, можно было решить судьбу кампании. Суворов, как никто другой, умел использовать все наличные средства войны для достижения победы, развивать и превращать мелкие тактические удачи в стратегический успех. Огромное значение имели и его личные человеческие качества, сугубо демократический стиль поведения. В век феодальных регламентов, мундиров и регалий, олицетворявших сословные и чиновнические привилегии, белая сорочка Суворова, в которой он появлялся в самых опасных местах сражения, неизменно воодушевляла войска. Все современники отмечали его недюжинные ораторские способности, лаконизм и афористичность речи. Для русских воинов он всегда оставался отцом-командиром.

Более 50 лет своей жизни он посвятил военной деятельности, участвовал в семи войнах, не зная поражений, провел 60 сражений, с его именем связаны самые блестящие страницы русского оружия.

 

Вопросы и задания:

1. Дайте определения понятиям:

Дворцовые перевороты

 

 

Фаворит

 

 

Просвещенный абсолютизм

 

 

2. Найдите даты следующим событиям:

§ Правление Елизаветы Петровны

§ Период дворцовых переворотов длился

§ Восстание Е. Пугачева было в

§ Создание Уложенной комиссии

§ Основание Московского университета

§ Правление Екатерины Великой

§ Основание Академии наук

3. Почему в России после смерти Петра начались дворцовые перевороты?

 

4.Какие цели преследовала Екатерина, вступив на российский престол? Что повлияло на формирование взглядов будущей императрицы?

 

 

5. Екатерина составила записку, в которой определила задачи просвещенного монарха. Проанализируйте их.

§ Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

§ Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

§ Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

§ Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

§ Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

 

 

6.Почему Екатерина II отказалась от демократических преобразований в России, так и не осуществив свою программу в духе просвещенного абсолютизма?

 

7. Кто эти люди, каков их вклад в историю России?

А.В. Суворов

 

 

М. В. Ломоносов

 

 

Н.И. Панин

 

Е.И. Пугачев

 

А.Н. Радищев

 

Софья-Фредерика-Августа

 

8. Покажите на карте, какие важные территории вошли в состав России во время правления Екатерины II?

 

 

Рекомендуемая литература:

История России. Учебный словарь-справочник. М., 1996

Сахаров А.Н. История России с начала 18 до конца 19 в. М., 1997

Зуев М.Н., Чернобаев А.А. История России. М., 2004

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М., 2000

Исаев И.А. История государства и права России. М., 1994

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М., 1997

Ключевский В.О. О русской истории. М., 1993

Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991

Орлов А.С., Георгиев В.А. Хрестоматия по истории России.М., 1999

 

 



mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал