Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Завершение объединения русских земель и образование Московского государства






Завершительный этап образования Московского государства продолжался с середины XV в. до середины XVIв. Решающий вклад в формирование нового государства со столицей в Москве внесли князья Иван III и Иван IV (стал именоваться не князем, а царем).

Наряду с Московским княжеством наиболее крупным государственным образованием оставался Новгород. Его боярство, лавируя, сохраняло свои привилегии и независимость Новгородской республики. Новгородское княжество, оставаясь независимым от Москвы, в большей степени ориентировалось на Литву. В связи с этим для московских князей важным вопросом оставался вопрос подчинения сильного Новгородского княжества.

В 1471 г. Иван III предпринял поход против Новгорода, который принял характер общерусского ополчения против «изменников христианству». Победив в сражении на р. Шелони новгородское ополчение, Иван III расправился со многими представителями знати, отобрав у них земли и отправив их самих в центральные районы страны. Однако независимость Новгорода еще сохранялась.

В 1478 г. после семилетней дипломатической и военной борьбы Иван III сумел подчинить себе Новгородскую республику. Ее самостоятельность была ликвидирована, вече распущено, вечевой колокол увезен в Москву, в Новгороде был поставлен наместник.

Сначала Иван III обязался не трогать вотчин новгородцев, кроме своих явных врагов. Однако вскоре начались конфискации. Были отобраны земли у большинства новгородских феодалов, 87% земель за это время сменили своих владельцев. Земли выселенных в центральные районы новгородских вотчинников были отданы московским служилым людям.

С присоединением северных владений Новгорода и Вятской земли (1489) в состав единого государства вошли нерусские народы Севера и Северо-Востока.

Иван III стал именовать себя государем всея Руси. В качестве государственного герба Иван III принимает византийского двуглавого орла.

Политику Ивана III продолжил его сын Василий III (1505–1533) . При нем были присоединены Псков (1510), Рязанская земля (1521). В результате успешных войн с Литвой в конце XV – начале XVI в. были присоединены Смоленская и частично Черниговская земля. Русское государство вышло к верховьям Днепра, его граница проходила всего в 50–80 км от Киева.

Таким образом, в первой четверти XVI в. завершилось присоединение к Москве русских земель, не входивших в состав Великого княжества Литовского. Территория государства охватила восточную и северные части бывших древнерусских земель. В рамках этого государства складывалась русская (великорусская) народность. На западных русских землях, попавших под власть Литвы и Польши, шло формирование украинской и белорусской народностей.



С конца XV в. русское государство стало называться «Россия» – наименование, происходящее от византийского, греческого названия Руси.

 

Дополнительный материал:

1. Хронология правлений московских князей в период становления Российского государства

 

Даниил [1276–1303]

Юрий [1303–1325]

Иван I Калита [1325–1340]

Семен Гордый [1340–1353]

Иван Красный [1353–1359]

Дмитрий Донской [1359–1389]

Василий I [1389–1425]

Василий II [1425–1462]

Иван III [1462–1505]

Василий III [1505–1533)

Иван IV Грозный(с 1547 – царь) [1533–1584]

 

2. Прочитайте и переведите текст, в котором рассказывается об истории западной части бывшей Киевской Руси в 13-16вв.

In the 12th century the first Russian state – Kiev Rus – had divided into separate principalities, and there were three centers of state organization: the Northern-Western Rus (with Novgorod as the center of it), the Northern-Eastern Rus (with Vladimir as a center or it) and the Southern and Southern-Western Rus (with Kiev as a center of it).

The Northern-Western Rus wasn’t attacked by Tatar-Mongolian troops, but it was attacked by the Pope troops. The population of Novgorod and Pskov supported their Prince Alexander Nevskiy, who concluded a military alliance with Mongolians against the Pope. Their motto was “for the faith and the land!” They paid a tribute to the Gold Horde.

The Northern-Eastern Rus was attacked by Tatar-Mongolian troops, was robbed by them and had to pay tribute to the Gold Horde.

The Southern and Southern-Western Rus were attacked and robbed by Mongolian troops too, but they didn’t want to pay tribute to the Gold Horde and were looking for strong policy and military patronage.



Their Northern neighbors – Lithuanians – were fighting for the forming of their own state, and the Southern and Southern-Western Rus joined them in the Great Principality of Lithuanian or the Lithuanian Rus.

This state was fond in 40th years of the 13th century.

It was named the Lithuanian Rus, because 90% of their territories were Russian lands (the lands of Kiev Rus) and 90% of its population was Russians. The state language of the Great Principality of Lithuanian was Russian, and the Russian Truth was the main code of laws.

The founder of the Great Principality of Lithuanian was the Lithuanian Prince Mindovg (1230-1262). He consolidated Russians and Lithuanians into the unified state, which defended Lithuanian from Germans and Russians from Mongols.

Gedimin (1316-1341) was a founder of the new dynasty of Lithuanian Princes. The state became strong and viable during his ruling.

The Prince Vitovt (1392-1430) joined the Smolensk Principality, Vyazma Principality and some Principalities on upper Oka to the Great Principality of Lithuanian. Then some lands of Kaluga, Tula, Oryol and Kursk Principalities were joined to the Great Principality of Lithuanian.

The Great Principality of Lithuanian was a federative state. Gedimin and his sons got married Russian princesses. Russian Princes were the members of the state administration and were the military leaders too. Russians were Christians, but Lithuanians were Pagans. Lithuanians didn’t have their own written language in the 14th century and they learned Russian language, read books in Russian, some of them adopted Christianity. There was a monarchy with a parliament in the Lithuanian Rus. The parliament was named Seim. It was a typical European parliament. There were representatives of the clergy, the nobility and the third estate in the parliament and it had to take state budget. There was the Boyarskaya Rada. It was an aristocratic organ in the central power. It had to decide many state problems. The Great Prince couldn’t pass or change the state laws form state administration, establish diplomatic relations and control the state budget without its decision.

There was the Magdeburg Law in the Great Principality of Lithuanian. The Magdeburg Law meant the self-government of cities, they had their own institutions of local government and justice, the cities lands were the property of their inhabitance and they were free of all state duties, they had to pay a tax named “plat” only once a year. The Magdeburg Law was favorable for development of the third estate.

The Great Principality of Lithuanian developed as a European state.

The political system was just as in Europe, the economic system was just as in Europe, the social system was just as in Europe. There was one problem, which differed the state from the Western Europe – it was the religion. In Europe there was Catholic Christians, but in the Great Principality of Lithuanian Russians were Orthodox Christians and many Lithuanians were Pagans.

In 1386 the Lithuanian Prince Yagaylo married polish Queen Yadviga. It was the first – dynastic – union between Lithuanian and Poland. In 1387 Catholicism was proclaimed as the state religion of the Great Principality of Lithuanian. All Lithuanians and some Russians became Catholics, but most part of Russians kept their face – the Orthodoxy. Since 1413 only Catholics had all rights in the Lithuanian state, but the Orthodoxies were discriminated. It was the period, when Polish language and Polish culture were trusted on everyone. As a result of it many Russians left the Great Principality of Lithuanian for the Moscow Rus.

In 1569 the second union between Lithuanian and Poland was concluded. It was the state union. It was signed in Lublin, so it was named Lublin Union. The result of it was the appearance of the new state – Rech Pospolitaya, which included the Great Principality of the Lithuanian and the Poland. It was a monarchical republic, or the republican monarchy, because the nobility (named shlyahta) elected their King. The serfdom was spreaded from Poland to Lithuanian and considered as Polish system (the serfdom was such a system, when all lands and all peasants belonged to the nobility or the church, landlords divided the lands into two parts, one part – for themselves and another – for their peasants, and peasants had to work on all lands and the had to give a part of their harvest to the landlords, landlords could sell and buy their peasants as slaves). That system was very hard for peasants.

In the Lithuanian part of Rech Pospolitaya the landlords were Poles and Catholics, and the peasants were Russians and Orthodox – so the social oppression was joined with national and religion oppression.

The Jesuits came to Rech Pospolitaya since the middle of 16th century. Soon they controlled the government, the church and the school, and they prepared the third and the last union – The Union of the Catholic and Orthodox churches. It was signed in 1596 in Brest, so it was named Brest Union. The new church was named Uniat. The head of the Uniat church is Roman Pope; its dogmas are Catholic, but external forms of religious life are Orthodox. After the Brest Union those, who kept Orthodox, were persecuted and some of them run to Moscow Rus, and another raised the rebellion for their faith, and in the middle of the 17th century their leader Bogdan Hmelnitskiy asked Russian Tsar Alexei Michailovich to join them with their territory to Russia. There was the war, which Russia won and the Ukraine was joined to Russia.

The Catholic Great Principality of the Lithuanian lost the opportunity to gather all Russian Principalities under the power of the Lithuanian Princes.

This task was decided by the Princes of Moscow Rus.

 

3. Сергий Радонежский. Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) (родился в 1314 или 1322 близ Ростова, умер 25 сентября 1392 в Троице-Сергиевом монастыре), русский церковный деятель, святой (преподобный), игумен Троицкого монастыря (впоследствии Троице-Сергиева лавра), реформатор монашеского жития. Родился боярской семье, в семилетнем возрасте мальчика отдали в школу, по легенде, сначала грамота давалась с трудом, но затем Варфоломей увлекся учебой и показал отличные способности. После кончины родителей Варфоломей стремясь к служению Богу удалился в пустынное место в окрестностях Радонежа. Здесь он при помощи единомышленников основал келью и небольшую церковь, посвященную Троице. В 1337 году Варфоломей был монашество с именем Сергий. Известия о духовном подвиге Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря относят к 1330-1340-м годам.

В новом монастыре строго сохранялся порядок повседневного богослужения, иноки совершали непрестанную молитву. С глубоким смирением Сергий сам служил братии — строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду. Кроме Троицкого монастыря, Сергий основал Благовещенскую обитель на Киржаче, Борисоглебский монастырь близ Ростова, его ученики учредили около 40 новых монастырей. Константинопольский патриарх Филофей в 1372 году прислал Сергию свое благословение. С благословения митрополита Алексия Сергий ввел в своем монастыре общежитийный устав, принятый позднее во многих русских монастырях. Этот устав отменял принятое до того раздельное жительство монахов. Принятие общежитийного устава и его распространение при поддержке великокняжеской власти, русского митрополита и константинопольского патриарха на другие монастыри Северо-Восточной Руси явилось важной церковной реформой, способствовавшей превращению монастырей в крупные корпоративные организации. Сергий пользовался большим уважением митрополита Алексия, который просил его занять митрополичью кафедру после своей смерти, но Сергий решительно отказался.

Сергий пользовался высоким авторитетом у русских князей, нередко гасил княжеские усобицы. Тесные связи он поддерживал с семьей московского великого князя Дмитрия Донского, был крестным отцом его сыновей Юрия и Петра. В 1380 году Сергий благословил Дмитрия Донского на битву с Мамаем на Куликовом поле, дал ему в помощь двух иноков Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).

Сергий был похоронен в основанном им монастыре. Через 30 лет после смерти, 5 июля 1422 года, состоялось обретение его мощей, в 1452 году он был канонизирован Русской православной церковью; память 25 сентября (8 октября) и 5 (18) июля. Древнейшее «Житие Сергия Ражлнежского» написано Епифанием Премудрым.

 

Вопросы и задания:

1.Работа с картой

Изобразите поэтапное расширение территории Московского княжества

Укажите места основных сражений с монголо-татарами

 

 

2. Какое влияние оказало монголо-татарское нашествие на историю нашего государство?

 

 

3. Назовите основную причину того, почему именно Москва стала новым центром объединения русских земель

 

4. Найдите даты

§ Основание Москвы

§ Куликовская битва

§ Княжение Ивана Калиты

§ Стояние на Угре

§ Княжение Ивана III

§ Появление государства Речь Посполитая

5. Докажите, что к концу XVI века сформировалось государство Московская Русь, со всеми признаками, характерными для государства

 

6. Какие князья внесли решающий вклад в формирование Московского государства?

 

 

7. Какой подвиг совершил Сергий Радонежский?

 

Рекомендуемая литература:

Зуев М.Н., Чернобаев А.А. История России. М., 2004

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М., 2000

Исаев И.А. История государства и права России. М., 1994

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М., 1997

Беллярминов И.И. Курс русской истории. М., 1994

Ключевский В.О. О русской истории. М., 1993

Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988

 

 



mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал