![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Миссии педагогики в новых условиях, с разнообразными интерпре-
тациями «социального». С развитием социологического знания «социальное» начинает пониматься по-разному. Оно может высту- пать как нейтральный синоним «общественного» (социальная Структура), как оценочная характеристика правовых аспектов об- Щественной жизни (социальное учение, социальный вопрос), как Этический аспект взаимоотношений людей (социальная ответст- венность). Все эти оттенки так или иначе вошли в трактовку «со- циальной педагогики», что вылилось в понимание социальной пе- Дагогики как социального воспитания человека в духе солидарно- Сти и индивидуальной свободы, как решения социальных вопросов С помощью воспитания на основе общественной интеграции и др. Трактовка социальной педагогики П. Наторпа имеет наибо- Лее выраженную философскую интерпретацию. Для него это об- Ласть социальной философии. Будучи сам философом (последова- Тель Платона, И. Канта, основатель Марбургской философской Школы), он подошел к осмыслению функции воспитания, учиты- Вая традиции философского подхода к педагогической рефлексии – с одной стороны. Как отмечает Л.Д. Синицкий, «метод критиче- Ски-философского исследования он внес и в свои педагогические Работы, что и дает основание его ученикам считать Наторпа твор- цом социальной педагогики» [96]. С другой стороны, он попытал- ся наполнить содержание «социальной стороны в педагогике» со- Ответствующим эпохе смыслом. Основные положения были сформулированы в работах «Религия в границах гуманности. Гла- ва к обоснованию социальной педагогики» (1894), «Социальная педагогика» (1899), «Философия и педагогика» (1909). Для определения социальной педагогики П. Наторп исполь- зует два варианта. «Социальная педагогика исследует проблему Интерпретации воспитательных сил общества с целью повыше- ния культурного уровня народа», в этом – уточнение предмета социальной педагогики [97]. Но он также пишет, что она «не ка- Кая-нибудь отделимая часть учения о воспитании, наряду, на- Пример, с индивидуальной педагогикой, а конкретная задача пе- дагогики вообще и педагогики воли в частности» [98]. В этом Случае задача социальной педагогики заключается в исследова- Нии социальных условий развития и условий развития социаль- ной жизни. Иными словами: что значит общество для воспита- Ния и что значит воспитание для общества. Такое понимание со- Циальной педагогики стало возможным, если учесть философ- Скую позицию П. Наторпа, его взгляды на сущность человека,
|