Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ковь, называя ангелов началом и начатком тварей,
воспевает " Невещественные и умные ангелы преж- де состави еси видимых всех" (Тропарь по вось- Мой песни канона в понедельник утром, 3 глас). Под " землею" нельзя разуметь землю в собствен- ном смысле, ибо планета наша явилась во второй День творения (6-8 стихи), а суша отделена от во- Ды в третий день (9-10 стихи). Под землею, по Мнению толковников, бытописатель разумеет пер- Воначальное вещество, материю, из которого обра- Зованы потом предметы видимого мира. Стих Обращаясь к первоначальному состоянию но- возданной материи, бытописатель называет её, во- первых, " землею" потому, что земной шар образо- Ван был потом именно из этой первоначальной материи, во-вторых, " бездною", указывая этим на её беспредельность и необозримость для челове- ческого глаза, и наконец, " водою", означая этим Неустойчивость, неуплотненность первобытного Вещества сравнительно с землею в собственном смысле. Далее это вещество называется " невиди- мым", в смысле отсутствия тех определенных Признаков и качеств, с которыми явилась впо- Следствии, по завершении творческой деятельно- сти и с которыми она наблюдается теперь; " неус- троенным", — в смысле отсутствия тех законов, Которыми обусловлено существование мира впо- Следствии. Над этою, пока безвидною, неустроен- Ною бездною первозданного вещества, со всех сторон проникая и охватывая её, была тьма совер- Шения, полное отсутствие света. Но в то же время первозданному веществу Нельзя приписывать нестроение, борьбу и рас- Стройство. Неустроенным первое состояние ве- Щества называется только сравнительно с теми Совершенствами и гармонией, которыми запечат- Лены были дни творения впоследствии. Уже с Самого начала Дух Божий оживотворял безжиз- ненную материю: " Дух Божий ношашеся верху воды". Под Духом Божиим должно разуметь, со- Гласно Святым Отцам Церкви, третью Ипостась Святой Троицы. Действие Духа Божия (" ноша- шеся") в еврейском тексте выражается словом " мерахефет ", которое в своем первоначальном Значении прилагается к действию птицы, сидя- Щей на яйцах, согревающей их, и таким образом, Дающей им жизнь. Отсюда действие Духа Божия По отношению к неустроенному веществу можно Представлять как зиждительную силу, которая Оживляла первозданное вещество, способствуя Деятельности и развитию естественных сил и за- Конов, вложенных в него Богом. Таким образом, по сказанию бытописателя, Бог
|